Сущность гос-ва, его признаки и ф-ции
Сущность гос-ва, его признаки и ф-ции
Признаками гос-ва явл: публичная власть, разделение насел. и власти по админ.-территор. признаку, суверенитет, налогообложение, издан. правовых норм. Г-во – это единая политич. организация общества, к-ая распростран. свою власть на всю террит. страны и насел., при этом располагает для этого спец. аппаратом и издаёт общие обязат. НПА. Функции гос-ва – это его осн. направления деят-ти , осуществляемые в установленным законом порядке. Внутр. ф-ции:
1) экономич.- выработка единой экономич. стратегии
2) социальная – обеспеч-е соц защищенности граждан
3) политич. – обеспеч. гос. суверенитета, защита конституц. строя, реализац. волеизъявления народа и т.д..
4) ф-ция налогообложения и фин. контроля
5) экологическая 6охрана и защита прав и свробод граждан, обеспеч. законности и правопорядка.
Внеш. ф-ции: 1) ф-ция поддержки мирового порядка 2) ф-ция обороны 3) сотруднтчество по глобальным проблемам 4) ф-ция интеграции в мировую экономику
Предмет и метод гражданско-правового регулирования
Предмет отрасли права- это совок-ть обществ. отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Предмет гражд. права:
1) Имуществ. отношения: вещного хар-ра (восстан-ние документов на авто); обязательственного хар-ра (продажа, наследство)
2) Личные неимущественные отношения :личн. неимущ., связанные с имуществом (авторские права); личн. неимущ., не связ. с имущ-вом (честь, дост-во, деловая репутац.).
Метод отрасли права- это совок-ть приемов, способов, средств, с помощью кот. регулируются обществ. отнош-я, относящиеся к предмету конкр. отрасли права. Методы: 1) Императивный-(обяат.)основан на запретах, наказаниях; 2) Диспозитивный- свобода выбора поведения в рамках дозволенного; 3) Импер- диспозитивный- смесь; 4) Рекомендательный
К основным и более важным чертам метода гражд.права относят: равенство участников гражд. правоотношений; диспозитивность гражд. норм; защиту прав путем применения имущ. мер; судебную процедуру защиты прав. т.е. подчеркивается дозволительный хар-р норм этой отрасли. В то же время в составе гражд. права помимо дозволяющих имеются и запрещающие, и особенно обязывающие нормы- императив. нормы (о сроках исковой давности, о форме сделок, никто не может понуждать к заключ. договора, оказывать давление и т.д.). Лицо обладает общей свободной правоспособностью, и в этом смысле ему "разрешено все, что не запрещено". Этот общедозволительный метод действует как фундамент гражд.-правового регул-ния.
Содержание, основания возн и прекращ права собст-ти
Возник-ние права собств. конкретного лица на опред. матер. объект связывается с определ. юр. фактами (основаниями), установл. законом. В завис-ти от хар-ра оснований различаются первоначальные и производные способы приобретения права собст-ти. Первонач. способом приобретается право собств. при наличии таких оснований, как изготовление или создание лицом для себя с соблюдением закона новой вещи, приобретение в случаях и порядке, предусмотр. законом, права собств. на имущ., собственник кот. не известен, либо на имущество, от кот. собственник отказался или, на кот. он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. К производным способам приобретения права собств относится приобретение имущ-ва на основании договора куплг-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, а также при наследовании имущества умершего физ. лица, реорганизации юр. лица. Еще важен момент возникн-ния права собст., т.к. при продаже чего-либо покупатель сразу становится собст-ком, а некоторые сделки требуют гос. регистрации. Основания прекращения права собств. явл.:
1) отчуждение собственником своего имущ. другим лицам(купля-продажа, дарение, аренда с последующим выкупом и т.д.);
2) использ-ние собственником своего имущества по прямому назначению и, вследствие, уничтож-е его (использ-е прод. питания, топлива, забой скота);
3) добровольный отказ собственника от своего имущества.
Сущ-ют законные основания прекращения права собственности помимо воли собственника. Напр., выкуп бесхозяйственно содержимых культур. ценностей и дом. животных при ненадлежащем обращении с ними, конфискация, национализация, случайная гибель вещи и др.
Принципы права.
Принципы права - те основные начала, к-е определяют наиболее сущ-ные черты права в целом. Различают принципы права: общие, межотраслевые, специальные.
*общие принципы носят общегуманный характер, характер общечеловеческих ценностей:
- принцип соц. свободы (обеспечивает соц-ную защищенность личности в общ-ве );- принцип соц. справедливости (обеспечивает соответствие м/у практической ролью индивида в обществе и социальным положением личности); - принцип демократизма (определяет положение личности в ее взаимоотношениях с государством);- принцип гуманизма (определяет неотъемлемые права и свободы человека:право на жизнь, неприкосновенность жилища, невмешательства в личную жизнь и т.д.);- принцип равноправия (определяет равенство всех перед законом независимо от пола, возраста, национальности, места работы и жительства);- принцип единства юридических прав и обязанностей ( предоставление определенных прав одним субъектам влечет обязанность других субъектов совершить ряд позитивных действий в направлении обеспечения этих прав);- принцип ответственности за вину (противоправное виновное деяние влечет неотвратимость наказания);-принцип законности ( взаимодействие субъектов строятся на законных основаниях, каждый не виновен до тех пор пока в законном порядке не будет доказано обратное )
*межотраслевые принципы отражают общие особенности нескольких отраслей права, взаимосвязь.*специальные принципы отражают характерные черты локальных правовых сфер.
Форма государства.
Форма гос-ва– сп-б орг-ции структкры гос-ва, его органов. Форма гос-ва-сп-б осущ-ния гос. власти, выражающийся в форме правления, форме гос. устройства и политич. режима.
Форма гос-ва включ. в себя: форму правления, форму гос. устройства, политич. (гос-ый) режим.
Форма правления-орг-ция высших органов гос-го власти, порядок их образования, взаимодействия собой и населением. По форме правлен. гос-ва делятся на монархии и республики. Монархия – хар-ся след. признаками: единоличное правление, монарх выступает во внутр. и во внешн. политике как представитель всего народа, власть монарха носит бессрочный и пожизненный хар-ер, монарх не несёт ни политич, ни бридич. отв-ти за рез-ты своего правления. Монархии м.б. неограниченные (абсолютные)(Великобр.,Испания,ОАЭ,Япония) и ограниченные.
Республика-форма правления, при кот. верховная гос. власть осущ-ся выборными органами, избираемыми (как правило) гражд. на опред. срок. Признаки: коллективное правление, гос. власть единая и сменяемая, правление основано на пр-пе «разделения единой гос-ой власти» еа 3 ветви (закон-ная.,исполнит.,суд.), полит. и юр. отв-ть должностных лиц. 2 вида республик:президентская и парламентская.
Форма гос. устройства-админ.-террит. и нац.-гос. орг-ция гос. власти, развивающая взаимоотношентя м/у отдельными частями гос-ва, а в частности, м/у центр. и местн. органами. 2 основн. формы гос. устройства:унитарная и федеративная.
Унитарное:полное полит. и террит. единство гос-ва,для насел. установлено единое гражданство,еиная стр-ра гос. аппарата, а также единая суд. сис-ма, закон-ва, одноканальная сис-ма налогов. Федерации: 2 ур-ня гос. аппарата, фозм-ть установления двойного гражданства, 2 сис-мы закон-ва, субъекты имеют свою суд. сис-му наряду с высшими суд. органами, 2-ух канальная сис-ма налогов. Конфедерация-союз или объед. гос-в, при кот. эти гос-ва,полностью сохраняют свою самост-ть, имеют свои собств. высшие органы власти, управления и правосудия.
Политический режим-это сов-ть приёмов, СП-бов и ср-в, с пом-ю к-ых реализуется гос. власть. 2 вида гос. полит. власти: демократический режим и недемократич.
Демократич. (прямое или косвенное участие народа в осущ-нии гос. власти): либерально-демократич. хар-ся плюрализмом во всех сферах общ-ной жизни. В экон. сфере это выраж-ся в многообразии форм собст-ти,в полит.-широкий спектр общ-ных объединений и многопартийность,в духовн.-разнообразие мнений,убежд,мировозренческ.свободу.
Виды недемократич.режимов: деспотич., тираническ., таталитарный,фашистский,авторитврный режим и т.д. Авторит. режим выраж-ся в том,что гос-вом руководит узкий круг людей,к-ая возглавляется лидероми пользуется большими привелегиями и льготами.
Сущность Конституции
Конституц. – основной з-н гос-ва, закрепляющий орг-цию гос-ной власти и определяющий ее взаимоотношение с общ-вом и гражданами. Конституц. можно определить как акт (сов-ть актов), обладающий высшей юр. силой. Поэтому конституц. часто называют Основн. З-ном гос-ва.
Определение сущности конституции имеет важное знач. для понимания этого док-та, выявления тех целей, к достиж. к-ых должно стремиться общ-во и гос-во. Сущ-ет несколько подходов к пониманию сущ-ти конституции. Согласно западным концепциям конституц. имеет соц.-политич. сущность. Марксистский подход хар-ет любое явление в общ-ве с классовых позиций. Конституц. в этом случ. явл-ся док-том, выражающим волю господствующего класса, т.е. суть конституции – закрепление в ней классовых противоречий. Современное общепринятое понимание конституц. состоит в том, что конституц. понимается как ограничитель власти гос-ва, с пом-ю к-го устанавливаются пределы вторжения гос-ва в область прав и свобод чел-ка и гражданина. Демократическая сущность конституции представл. собой итог компромисса м/у противоборствующими силами в гос-ве (напр., м/у правящими силами и оппозицией).
Констит. выполняет разл. ф-ции. Она явл-ся главным источником права, основным регулятором общ-ных отношений. На основе конституции формируется вся сис-ма текущего закон-ва, в ней определяется компетенция гос. органов. По этой причине констит. наз-ют ядром правовой системы (юридич. ф-ция). Конституция явл-ся правовой основой политич. сис-мы, определяет основы конституц. строя, основы отношений л-ти и гос-ва, основы избират. сис-мы (полит. ф-ция).Констит. закрепляет формы собст-ти в РБ – гос-ую и частную (эк-ая ф-ция).Изучение норм Констит. предполагает формирование у населения правовой культуры (духовно-идеологич. ф-ция).
Судебная власть в РБ
Для соврем. гос-в хар-но то, что в основе их функционирования лежит пр-п разделения властей. Суд. властью явл-ся та сфера общ-ных отношений, к-ые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией. Суд.власть в РБ принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Констит. РБ и Кодексом РБ «О судоустройстве и статусе судей». Суд. власть самост-на и взаимодействует с закон-ной и исполнит. властями.
В ст. 2 Кодекса РБ «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суд. власть в РБ осущ-ся только судами в лице судей и привлекаемых в устан. з-ном порядке к осущ-нию правосудия народных заседателей.
Суд. власть разрешает возникающие м/у лицами юр. конфликты, приводит в баланс законод. и исполнит. власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.
Гос-ной власти присуще такое св-во, как легитимность. Суд. власть явл-ся частью гос. власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная суд. власть оправдывает соц-ые ожидания народа от нее.
Любой гос. орган при реализации гос. власти выполняет присущие ему ф-ции. Ф-ции гос. органов по своему содержанию подчинены ф-циям гос-ва. В ст. 7 Кодекса РБ «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осущ-ют правосудие на основе Конституции РБ и принятых в соответствии с ней иных НПА.
Судебная система РБ
Суд. сис-ма РБ-это сов-ть судов РБ, установленных Конституцией РБ и Кодексом РБ «О судоустройстве и статусе судей».
В ст. 109 Конституции РБ сказано, что сис-ма судов строится на пр-пах террит-ти (област., район., городские суды) и специализации (суды общей и спец. юрисдикции). В ст. 5 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебную сис-му РБ составляют:
-Конституц. Суд РБ – орган суд. контроля за конституционностью НПА в гос-ве, осущ-щий суд. власть посредством конституц. судопроизводства; -общие суды, осущ-щие правосудие посредством гражд., уголовного и администр. судопроизводства; -хоз-ные суды, осущ-щие правосудие посредством хоз-го и администрат. судопроизводства.
Сис-ма общих и хоз-ных судов строится на пр-пах террит-ти и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Конституц. Суд РБ призван обеспечивать верховенство Констит. РБ и ее непосредственное действие на террит. РБ, НПА гос. органов Констит. РБ, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение др. вопросов, предусм. Констит. РБ, Код-м РБ «О судоустройстве и статусе судей» и иными закон-ми актами.
Общие и хоз-ные суды в РБ призваны защищать гарантированные Констит. РБ и иными актами закон-ва личные права и свободы, соц.-экон-ие и полит. права граждан, конституц. строй РБ, гос-ные и общ-ные интересы, права орг-ций, индивид. предпр-лей, а также обеспечивать правильное применение закон-ва при осущ-нии правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Сис-му общих судов составляют:
- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; - областные (Минский городской), Белорусский военный суды; - Верховный Суд РБ.
В сис-ме общих судов могут создаваться специализир. суды: по делам несовершеннолетних, семейные, администрат. и др. Сис-му хоз-ых судов составляют: - хоз-ные суды областей (города Минска); - Высший Хоз-ный Суд РБ.
В сис-ме хоз-ных судов могут создаваться специализир. хоз-ные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Кажд. суд рассматривает опред. круг дел, отнесенных з-ном к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.
Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящ. по отношению к районному суду будет областной суд, к-ый в свою очередь будет нижестоящ. по отношению к Верховному Суду РБ.
В судебной сис-ме судов общей юрисдикции действуют суды первой и второй инстанции. Суды 1 инстанции рассматривают дело в 1-ый раз. Суд 1 инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его изменить или отменить. По общему правилу, решения суда вступают в силу через 10 дней. В теч. этого времени стороны могут обжаловать, а прокурор опротестовать в вышестоящ. суд. Если подана жалоба или протест, то решение суда не вступает в силу до тех пор, пока вышестоящ. суд не рассмотрит дело и не вынесет по нему судебный акт – определение. Судами 1 инстанции м.б. все суды общей юрисдикции. Судами 2 инстанции м.б. все суды общей юрисдикции, за исключ. районных (городских) судов.
Субъекты: физические и юридические лица. Хозяйственные товарищества и общества. Полное товарищество. Коммуникативное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Дочерние и зависимые общества
Физ. лицо-это, попросту говоря, чел-к. А чел-к м.б. гражданином РБ, иностр. гражд. и вообще не иметь гражданства ни одной страны (быть лицом без гражданства). Так что под физ. лицом следует понимать граждан РБ, иностр. граждан и лиц без гражданства.
Юр. лицо-это орг-ция, к-ая имеет обособленное имущ-во и отвечает по своим обяз-вам всем своим имущ-вом, может от своего имени приобретать и осущ-ть имущ. и личные неимущ. права, нести обяз-ти, быть истцом и ответчиком в суде.
Хоз-ные тов-ва-это коммерч. орг-ции с разделенным на доли (вклады) их учредителей (уч-ков) уставным фондом (капиталом).
Хоз-ным общ-вом признается юр. лицо, созданное по соглашению юр. лицами и (или) гражданами путем объединения их имущ-ва с целью осущ-ния хоз-ной деят-ти. Отличит. особ-тью этой организац.-правовой формы явл-ся огранич. отв-ть всех его уч-ков (акционеров) по обязат-вам общ-ва.
Уч-ки полного товарищ-ва в соотв. с заключ. м/у ними договором заним-ся предпринимат. деят-ью и несут отв-ть по его обязат-вам принадлежащим им имущ-вом, т.е. по отношению к уч-кам полного товарищ-ва действует неогранич. отв-ть. Уч-ник полн. тов-ва, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с др. уч-ми по обязат-вам, возникшим до его вступления в товарищ-во.
Коммандитным явл-ся товарищ-во, в к-ом наряду с уч-ками, осущ-ми предпринимат. деят-ть от имени товарищ-ва и отвечающими по обязат-вам товарищ-ва своим имущ-вом, имеются участники-вкладчики (коммандиты), к-е несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осущ-нии товарищ-вом предпринимат. деят-ти.
Общ-во с огранич. отв-тью м.б. учреждено одним или несколькими лицами, уставной капитал к-го разделен на доли опред. учредительными док-ми размеров. Уч-ки ООО несут риск убытков, связанный с деят-тью общ-ва в пред. ст-ти внесенных ими вкладов.
Выделение ОДОв отдельную организац.-правовую форму коммерч. юр. лиц объясняется особ-ми отв-ти уч-ков такого общ-ва по его долгам. Такая отв-ть наступает только при недостаточности имущ-ва самого общ-ва для погашения его долгов (субсидиарная).
АО признается общ-во, уставный капитал к-го разделен на опред. число акций. Уч-ки общ-ва не отвечают по его обязат-вам и несут риск убытков, связанных с деят-тью общ-ва, в пределах ст-ти принадлежащих им акций.
Избирательный кодекс РБ
Принят Палатой представителей 24 января 2000 г.. Одобрен Советом Республики 31 января 2000 г. Наст. Кодекс регулирует отнош., возникающие при подготовке и проведении выборов Президента РБ, выборов и отзыва депутатов Палаты представит. Нац-го собрания РБ, членов Совета Республики Нац-го собрания РБ, депутатов местных Советов депутатов РБ, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан РБ.
Состоит из 10 разделов. раздел І (общие положения. основные принципы избират. сис-мы, проведения референдума (народного голосования), раздел II. (избират. округа, участки для голосования. списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата) раздел III. (полномочия Президента РБ, гос. органов в орг-ции подготовки выборов, референдума, отзыва депутата, члена совета республики. система и полномочия комиссий по проведению выборов, референдума, голосования об отзыве депутата), раздел IV. (предвыборная агитация, агитация по референдуму, отзыву депутата, члена совета республики. финансирование выборов, референдума, отзыва депутата, члена совета республики. ответ-ть за нарушение закон-ва о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена совета республики), раздел V. (выборы Президента РБ, депутатов палаты представителей, депутатов местных советов депутатов), раздел VI. (выборы членов совета республики), раздел VII. (референдум), раздел VIII. (порядок отзыва депутата палаты представителей, депутата местного совета депутатов), раздел IX. (порядок отзыва члена совета республики), раздел X. (заключительные положения).
Трудовые отн-ния. Коллективный договор (КД)
Тру-ые отн-ния составляют осн-ое содержание труд-го права. Это общест-ые отн-ния, урегулированные нормами тру-го права. Тру-ые отн-ния – общественные отношения, складывающиеся в процессе осущ-ния личного труда гражданина, включенного в трудовой коллектив организации, за определенное вознаграждение с подчинением установленному распорядку. Отличительные признаки трудовых отношений: носят личный характер; строятся на возмездных началах; имеют, как правило, длящийся характер – не прекращаются после выполнения работы; касаются выполнения определенного рода работы (квалификация, специальность); предполагают включение работника в опред-ую сис-му орг-ции труда, существующую у нанимателя; предполагают подчинение работника нанимателю; обязательное соц-ное страхование.
Важной сферой отн-ний, обеспечивающих трудовые интересы работников и интересы нанимателей, являются отн-ния по заключению и осущ-нию коллек-ных договоров, соглашений.
Коллек-ный дог-р – локальный НПАкт, регулирующий трудовые и соц-но-эк-кие отн-ния м-ду нанимателем и работающими у него работниками. КД-р принимается в установленном порядке непоср-но орг-цией. Он содержит нормы труд-го права, распространяющие свои действия только на работников данного пр-тия. В КД-ре раскрыты правила труд-го внутреннего распорядка, штатное расписание, должностные инструкции работников, графики работ, отпусков, положения и инструкции по охране труда, инструкции по технике безоп-сти, положения о формах и размерах оплаты труда и др.
КД-ры могут закл-ться в любых орг-циях, к-ые явл-ся юр-ми лицами, а также в обособленных их подразделениях. Сторонами КД-ра выступают работники и наниматель. При заключении КД-ра от имени работников выступают их уполномоченные представители (профсоюзы). Для того, чтобыподписанный КД-р имел юр-ую силу, его необх-мо зарегистрировать в местном исполнит-ом или распорядит-ом органе по месту нахождения нанимателя. Контроль за исполнением КД-ра осущ-ется сторонами дог-ра и гос-ми органами надзора и контроля за соблюдением законод-ва о труде.
Тамож-ые платежи (ТП-жи)
ТП-жи – тамож-ые пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за тамож-ое сопровождение, за тамож-ое оформление), взимаемые тамож-ми органами в обл-ти тамож-го дела.
К таможенным платежам относятся: 1) ввозные тамож-ые пошлины; 2) вывозные тамож-ые пошлины; 3) специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; 4) НДС-сть, взимаемый при ввозе товаров на тамож-ую тер-рию; 5) акцизы, взимаемые при ввозе товаров на тамож-ую тер-рию; 6) тамож-ые сборы.
Тамож-ый контроль (ТК-ль)
ТК-ль – сов-ть мер, осуществляемых тамож-ми органами в целях обеспечения соблюдения тамож-го закон-ва РБ.
1. ТК-ль осущ-ется исключительно тамож-ми органами. От имени тамож-ых органов ТК-ль осущ-ют должностные лица тамож-ых органов, уполномоченные на осущ-ние ТК-ля в соотв-вии со своими должностными обязанностями.
2. К ТК-лю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осущ-ние к-ых или на участие в осущ-нии к-рых предоставлено тамож-ым органам в соотв-вии с закон-вом.
3. Отдельные полномочия тамож-ых органов по осущ-нию ТК-ля в пунктах упрощенного (местного) пропуска ч-з Гос-ную границу РБ м.б. возложены з-нами и (или) актами Президента РБ на пограничные войска, осуществляющие функции пограничного контроля в таких пунктах пропуска.
45. Труд-ая дисциплина и порядок разрешения трудовых споров
Под дисциплиной труда понимают обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей. Трудовая дисциплина регулируется Декретом Пр-та РБ № 29 от 26 июля 1999г. «О доп-ных мерах по совер-нию трудовых отн-ний, укреплению трудовой и исполнит-кой дисциплины», правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием, должностными инструкциями работников, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами по вопросам труда.
Работникам, успешно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания. В соот-вии с трудовым закон-вом обеспечение дисциплины труда наряду с другими методами, достигается и с пом-ю метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответ-сть – применение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. За его совершение может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение.
В процессе осуществления трудовых правоотношений между их субъектами (сторонами) нередко возникают разногласия, т.е. трудовые споры. Причины таких споров различны. Они могут быть вызваны нарушениями одной из сторон законодательства о труде, условий трудового или коллек-ого договора, нечеткими формулировками нек-ых норм трудового права, обнаруживающимися пробелами в законод-ве и т.п. Трудовые споры могут носить индивидуальный и коллективный характер. На практике они возникают как по поводу применения уже установленных условий труда, так и по поводу их изменения или установления новых.
В законодательстве РБ регламентирован порядок разрешения возникающих м-ду участниками трудовых отн-ний разногласий. В 1-ую очередь определены органы, рассматривающие индивидуальные и коллективные трудовые споры, их компетенция, устан-ны юр-ие процедуры принятия заявлений о предмете спора, их рассмотрения, вынесения решения и его исполнения и т.п. (ст. 233-251, 377-399 ТК). Порядок разрешения трудовых споров, круг субъектов, правомочных их рассматривать, имеют определенные особ-сти в зав-сти от того, является спор индивидуальным или коллективным и по поводу чего он возник.
Особенностью современного закон-ва РБ, регулирующего разрешение разногласий в сфере трудовых отношений, является установление демокр-го порядка разрешения коллективных споров и расширение рамок судебной защиты трудовых прав и интересов работника.
В соот-вии с ТК индив-ные трудовые споры по вопросам применения закон-ва о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее - КТС, комиссия) и судами. Первоначально трудовой спор должен рассм-ться в КТС, созданной в орг-ции по месту работы работника. При несогласии работника либо нанимателя с решением КТС или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ТК определяет ряд трудовых споров, рассмотрение к-ых отнесено к непосредственной компетенции суда без обращения в КТС (споры о восст-нии работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику матер-го ущерба и др).
Понятие и формы коррупции
Кор-ция – состав прест-ния, целью к-го предусматривается получение выгоды в корыстных целях и к-ое м.б. совершено действием либо бездействием.
Коррупция - умышленное исп-ние гос-ным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возм-стей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп гос-го должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Формы: Взяточничество, протекционизм или «кумовство» (продвижение по служебной лестнице родственников, друзей и др.); злоупотребление должностным положением; Финансирование партий; Конфликт интересов; Конфликт интересов при смене места работы или эффект вращающейся двери; Покупка голосов; Торговля властным воздействием; Торговля навыками; Коррупция, связанная с отмыванием денег; Коррупция, связанная с бухгалтерией; Коррупция, связанная с государственными поставками; Хищение государственного имущества и т.д.
,
Организованная преступность
Организованная преступность - форма преступности, для к-ой хар-рна устойчивая преступная деят-сть, осуществляемая преступными орг-циями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую стр-ру, материальную и фин-вую базу и связи с гос-ыми стр-рами, основанные на коррупционных механизмах.
Организов-ная преступность формирует коррупционные связи в целях обеспечения покровительства своей преступной деят-сти со стороны гос-ных органов. Цели и задачи коррупционеров со стороны организов-ой прест-сти – обеспечение покровительства своей преступной деят-сти, к-ая приносит личное обогащение. В связи с этим, затраты на подкуп чиновников уменьшают общий преступный рез-тат, т.н. «общак», к-ый создается преступной группировкой, в т.ч. и для подкупа должностных лиц.
Обязательные признаки: 1) Устойчивость конкр-о преступного формирования, к-ая проявляется в длительном хар-ре его активности, неоднократном совершении похожих прест-ний; 2) Распределение ролей м-ду участниками орг-ции, как по вертикали (выделение руководящего звена), так и по горизонтали (преступная специализация); 3) Иерархическая стр-ра, включающая как мин-ум одно лицо, руководящее деятельностью орг-ции; 4) Сосредоточение усилий на определённых видах преступной деят-сти (чем крупнее орг-ция, тем более широким является круг таких видов деят-ти); 5) Наличие цели извлечения макс-льно возм-ых доходов от преступной деят-сти в мин-но короткие сроки; 6) Наличие сис-мы соц-ной взаимопомощи для членов группы (например, общей кассы — «общака»); 7) Активное противодействие правоохранительным органам, осуществляемое в т.ч.с исп-нием коррупционных механизмов; 8) Жёсткая внутренняя дисциплина, наличие определённого кодекса поведения, к нарушителям к-ого применяются карательные меры.
Борьба с коррупцией в РБ
В современных условиях развития РБ коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу нац-ной безоп-сти. Неотъемлемая часть гос-ной пол-ки в обл-ти борьбы с преступностью стала антикоррупционная политика, направленная на осущ-ние борьбы с кор-цией на всех ур-нях власти и создание атмосферы общест-го неприятия кор-ции во всех ее проявлениях.
Указ Президента РБ от 21.02.2006 г. № 103: утверждена Гос-ная программа по борьбе с преступностью на 2006-2010 г. По программе: особое внимание пресечению деят-сти организов-ых преступных групп, искоренению фактов кор-ции и др-их деяний, связанных с корыстным исп-нием должностными лицами своего служебного положения.
Борьба с кор-цией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед з-ном, гласности, неотвратимости ответ-сти, личной виновной ответс-сти, гуманизма. Борьбу с кор-цией осущ-ют органы прокуратуры, внутренних дел и гос-ной безоп-сти (действуют самост-но и во взаимодействии м-ду собой).
Указ Президента РБ от 16 июля 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с кор-цией и организов-ой преступностью»: созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных. В Прокуратуре РБ ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, к-ые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и гос-ной безоп-сти.
Коррупцию нельзя искоренить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. В республике основное внимание уделяется созданию механизмов предупреждения коррупционных проявлений во всех сферах жизни общества. Противодействие коррупции проводится комплексно, всесторонне, с постоянным пересмотром способов борьбы.
Таможенные режимы
Тамож-ый режим (ТР) - это сов-ть установленных закон-вом по тамож-ым ?-ам правовых положений, к-ые определяют порядок перемещения ч-з тамож-ую границу РБ транспортных ср-в и товаров и исп-ния для них тамож-ых процедур относительно цели их перемещения. Как и многие правовые категории, понятие ТР-ма исп-ется в широком и узком смысле. В широком его определяют как правовой режим, выражающийся в опред-ом сочетании админ-вно-правовых и финансово-правовых ср-в регул-ния, установленный тамож-ым закон-вом и имеющий целью регламентировать отн-ния, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных ср-в ч-з тамож-ую границу м-ду тамож-ым органом и лицом, их перемещающим. В узком смысле определение ТР-ма дает Тамож-ый Кодекс РБ: «ТР-м – сов-ть положений, определяющих для тамож-ых целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на тамож-ой тер-рии либо за ее пределами».
ТР-м становится одной из осн-ых категорий бел-го тамож-го закон-ва. С ее пом-ю определяется: а) конкретный порядок перемещения товара ч-з тамож-ую границу в зав-сти от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое исп-ние на (вне) тамож-ой тер-рии; в) права и обязанности бенефициара ТР-ма; г) в нек-ых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его ч-з тамож-ую границу
В целях тамож-го регул-ния в отн-нии товаров в соотв-вии с ТК РБ применяются сл-щие виды ТР-мов: свободное обращение; экспорт; переработка на тамож-ой тер-рии; переработка вне тамож-ой тер-рии; временный ввоз; временный вывоз; тамож-ый склад;
Сущность гос-ва, его признаки и ф-ции
Признаками гос-ва явл: публичная власть, разделение насел. и власти по админ.-территор. признаку, суверенитет, налогообложение, издан. правовых норм. Г-во – это единая политич. организация общества, к-ая распростран. свою власть на всю террит. страны и насел., при этом располагает для этого спец. аппаратом и издаёт общие обязат. НПА. Функции гос-ва – это его осн. направления деят-ти , осуществляемые в установленным законом порядке. Внутр. ф-ции:
1) экономич.- выработка единой экономич. стратегии
2) социальная – обеспеч-е соц защищенности граждан
3) политич. – обеспеч. гос. суверенитета, защита конституц. строя, реализац. волеизъявления народа и т.д..
4) ф-ция налогообложения и фин. контроля
5) экологическая 6охрана и защита прав и свробод граждан, обеспеч. законности и правопорядка.
Внеш. ф-ции: 1) ф-ция поддержки мирового порядка 2) ф-ция обороны 3) сотруднтчество по глобальным проблемам 4) ф-ция интеграции в мировую экономику