Понятие и структура правовой нормы.
Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.
Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:
гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;
диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;
санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.
60. понятие и структура правовой нормы
Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.
Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.
Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.
Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").
Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.
Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);
обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).
Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
61. Полномочия президента РК
Основные полномочия Президента в отношении Парламента:
- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;
- назначает семь депутатов Сената на срок полномочий Парламента;
- созывает первую сессию Парламента;
- принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;
- выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената;
- открывает сессии Парламента;
- имеет право присутствовать на любых совместных или раздельных заседаниях Палат Парламента и быть выслушанным;
- рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов;
- в случае и порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент.
Основные полномочия Президента в отношении Правительства:
- с согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики;
- освобождает его от должности;
- назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;
- образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства;
- регулярно заслушивает доклад Премьер-министра об основных направлениях его деятельности;
- председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
- принимает решение об отставке, заявленной Правительством и любым его членом;
- вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами.
Основные полномочия Президента в отношении Конституционного Совета:
- назначает на должность Председателя и двух членов Конституционного Совета;
- досрочно освобождает их от должности в соответствии с конституционным законом;
- обращается в Конституционный Совет по вопросу о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента, проведения республиканского референдума; по вопросу соответствия закона, международных договоров Конституции; по вопросу официального толкования норм Конституции; по вопросу освобождения и отрешения от должности Президента.
Основные полномочия Президента в отношении судов и судей:
- по рекомендации Высшего Судебного Совета представляет Сенату для избрания и освобождения от должности Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда;
- назначает на должность председателей, председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов, председателей и судей районных судов республики.
Полномочия Президента в отношении органов Прокуратуры:
- с согласия Сената назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;
- по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает его заместителей;
- заслушивает не реже одного раза в квартал отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.
Полномочия Президента в отношении акимов:
- по представлению Премьер-министра назначает на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы;
- по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушивает их отчеты об их выполнении;
- по своему усмотрению освобождает акимов от должности;
- освобождает от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы в случае выражения им недоверия маслиха-тами абсолютным большинством голосов депутатов.
Основные полномочия Президента в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства:
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики;
- назначает на должность и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;
- после консультаций с Премьер-министром и Председателями Палат Парламента может ввести чрезвычайное положение, применить вооруженные силы;
- вводит на всей территории или в отдельных местностях военное положение.
Основные внешнеполитические полномочия Президента:
- ведет переговоры и подписывает международные договоры республики;
- подписывает ратификационные грамоты послов;
- назначает и отзывает глав дипломатических представителей Казахстана за рубежом;
- вносит в Парламент представление о денонсации международных договоров, заключенных республикой.
В соответствии с Конституцией Президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики.