Понятие и основные черты государства.

Понятие и основные черты государства.

Госуда́рство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории.

Основные черты государства - признаки, указывающие на особенный характер (статус) науки в системе обществоведения и юридических наук. Теория государства и права в системе других наук представлена как наука теоретическая (общетеоретическая в системе правоведения), общественная (гуманитарная), имеющая фундаментальный (методологический), политический и общеправовой характер. Одновременно в системе юриспруденции теория государства и права предстает и в качестве учения, идеологии, разновидности мировоззрения.

Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Госу­дарства, считающие себя правовыми, данное положение за­крепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непо­средственно действующих

Возникновение государства: экономические и социальные причины.

Основные причины происхождения государства и права условно можно разделить на экономические и социальные. Человек существует около 2 миллионов лет.Человек современного типа возник примерно около 40 тысяч лет назад, с его появлением общество стало стремительно меняться, что привело к возникновению первых государств и правовых систем - около 5 тысяч лет назад.

Экономические причины возникновения государства. Первоначально экономика общества была основана на общественной собственности, экономика носила присваивающий характер – все что производилось, то потреблялось. Развитие экономики шло по двум направлениям: 1. совершенствование орудий труда 2. совершенствование способов, приемов организации труда, появление специализации в производстве, три крупных общественных разделения труда, появление товарного обмена и частной собственности, переход общества от присваивающей к производящей.

Социальные причины.Основной единицей первобытного общества была родовая община – объединение людей на основе родственных связей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Родовые общины входят в племена, которые в свою очередь существуют в составе союзов племен, имеющих некоторые черты государства. Отношения в обществе регулировались нормами морали, традиций, обычаями и религиозными нормами. Качественно новое общество требовало нового, более универсального регулятора общественных отношений. Постепенно место обычаев и традиций, которые уже не могли регулировать усложнившиеся отношения между людьми,объективно начало занимать право.Органы власти и управления первобытного общества с течением времени начали уступать место специальным органам управления - группам людей, занимающихся только управлением и распределением , а позже государственным органам.

Определение и основные признаки права.

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке[2][3].

Признаки права

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

-Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

-Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);

-Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

-Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

-Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

-Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Метод и система административного права

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Субъекты гражданских прав.

Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое обладает определенным статусом — является правоспособным и дееспособным.Субъектами гражданского права могут быть: 1) граждане (физические лица); 2) юридические лица; 3) государство и ее субъекты, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.   21.Правоспособность граждан. Понятие и виды дееспособности граждан. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти. Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Виды: а)полностью дееспособные; б)частично дееспособные; в)ограниченно дееспособные; г)недееспособные. 22.Юридические лица как субъекты гражданских прав, их виды. Юридическое лицо-это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо может быть создано путем объединения нескольких лиц и имущества. Виды:1)организационное единство; 2)наличие обособленного имущества; 3)самостоятельная имущественная ответственность; 4)участие в гражданском обороте от своего имени; 5)способность быть истцом и ответчиком в суде. 23.Осуществления и защита гражданских прав. Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и оспариваемых субъективных прав. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.   24.Заключение и прекращение брака. Условия заключения брака: 1.Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2.Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса. Статья 14: Не допускается заключение брака между: - лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; - близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); - усыновителями и усыновленными; - лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Основания прекращения брака: 1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. 2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным и др. 25.Личные и имущественные права и обязанности супругов.

Все вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о здоровье, развитии своих детей и их благосостоянии. Обычно супруги, каждый по мере возможности, участвуют в общих расходах и не делят имущество на твое и мое. Но на случай, когда возникают споры, законом установлены четкие правила. Все то, что принадлежало каждому до вступления в брак, остается его личной собственностью, и он вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Такое имущество называется «добрачным имуществом».

Все, что было нажито во время брака, признается совместной собственностью супругов. Муж и жена в отношении этого имущества пользуются равными правами. К имуществу, нажитому супругами во время брака относятся: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, доходы с общего имущества супругов и раздельного имущества каждого из супругов, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения.

Алиментные обязательства.

Алиментное обязательство - это урегулированное нормами семейного права имущественное правоотношение, возникающее на основе соглашения сторон или решения суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставить содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать.

Три группы алиментных обязательств:

- алиментные обязательства родителей и детей;

- алиментные обязательства супругов и бывших супругов;

- алиментные обязательства других членов семьи

Трудовой договор

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

 

Состав преступления.

Основание привлечения лица, совершившего это деяние , к уголовной ответственности.

Совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное дея­ние как преступление, принято в уголовном праве называть сос­тавом преступления.

Преступление и состав преступления – сходные, но не иден­тичные понятия. Преступление – это конкретное действие или бездействие, совершаемое конкретным лицом в объективной действительности и характеризующееся многими сугубо индивидуальными признаками. Состав преступления же – нормативная категория, закрепл яющая только типичные признаки какого-либо преступного деяния.

Отсюда становится понятным значение состава преступления. Если преступление , вернее его совершение, является фактическим основанием уголовной ответственности, то состав преступления – ее юридическим основанием. Эти два основания взаимосвязаны и, по сути, составляют единое целое: без законодательно закрепленного состава преступления общественно опасное деяние не может быть признано преступлением, наличие же уголовно-­правовой нормы, предусматривающей признаки какого-либо ­состава преступления, не является основанием уголовной ответственности, если лицо не совершило деяния, подпадающего под эти признаки. Поэтому в целом согласно приводимой уже статье 3 УК единственным основанием уголовной ответственности и законодатель, и теория, и практика признают совершение общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Это значит, что никакие иные обстоятельства (данные, характеризующие личность того или иного субъекта, ­политический резонанс совершенного деяния и пр.) не могут стать ­основанием уголовной ответственности.

При отсутствии такого основания не может быть и речи об уголовной ответственности, а если уголовное преследование , несмотря на отсутствие в деянии лица состава преступления, было начато, то оно подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, как только отсутствие состава преступления будет обнаружено.

Понятие и формы сделок.

Сделка – правомерное действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Признаками сделки являются юридический факт, волевой акт, правомерное юридическое действие, направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Состав сделки – совокупность определенных фактов, наличие которых необходимо в каждой сделке. Отклонение от указанных фактов влечет не те последствия, наступления которых желало лицо, совершая сделку.

Объективная сторона характеризуется волеизъявлением сторон, которое может быть прямым, совершаемым в устной или письменной форме, или косвенным, лицо совершает такие действия, из сущности которых явно следует намерение заключить сделку. Субъективная сторона характеризуется обстоятельствами, характеризующими субъектов сделки.

Виды сделок:

По количеству участвующих сторон различают:

1 Односторонние (для совершения необходимо вы­ражение воли одной стороны);

2 Двусторонние (выражение воли двух сторон);

3 Многосторонние (выражение воли трех и более сторон);

По наличию встречного предоставления за исполнение обязанностей по сделке

1 Безвозмездные сделки при которых одна сторона обязуется передать что-либо другой стороне без получения за это встречного удовлетворения, например дарение;

2 Возмездные сделки, которые порождают правоотношение, в силу которого каждая из сторон вправе требовать от другой определенного имущественного предоставления. например поставка, подряд;

По моменту совершения сделки различают:

1 Консенсуальные сделки в корорых сделка считается совершенной с момента достижения соглашения между сторонами, например поставка, аренда;

2 Реальные сделки при которых требуется достижение соглашения и одновременно передача имущества, например заем, хранение;

По значению цели различают:

1 Каузальные сделки к которым относятся почти все сделки, цель в них прямо выражена, например купля-продажа;

2 Абстрактные сделки в которых основание не указывается, цель совершения не ясна, например вексель;

Понятие права собственности

Право собственности — собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между

Права владельца на собственность. К ним обычно относят права на пользование собственностью и права, исключающие пользование ею другими. Права собственности не являются абсолютными: использование активов может подлежать правовому контролю, как, например, получение разрешений на перепланировку в целях изменения использования земли и строений. Закон ограничивает абсолютизацию некоторых прав собственности. Так, в Великобритании жилые помещения могут занимать их законные владельцы только через суд, а не силой. Экономическая эффективность страдает, если неясно, кто владеет собственностью и каковы права на нее; в противном случае инвестирование в имущество становится чрезмерно рискованным.

Формы собственности

Частная собственность

Индивидуальная собственность

Коллективная собственность

Кооперативная собственность

Партнерская собственность

Акционерная собственность

Государственная собственность

муниципальная (коммунальная) собственность.

Форма государства.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических.

форма правления — определяет кому принадлежит власть;

форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

По форме государственного устройства государства делят на:

Унитарные

Федеративные

Конфедерации

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

66. Правовой статус личности - совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина,а также юридических гарантий их реализации.Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны. Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству. Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:право на жизнь (ст.15 Конституции);право на личную свободу (ст.16 Конституции);пеприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции); право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции);право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции);свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции);право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции);свобода совести (ст. 22 Конституции);право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы: право на участие в управлении делами государства (ст. 33);право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32);право на свободу объединений (ст. 23)

.Экономические права и свободы:

свобода труда (ст. 24);

право на частную собственность (ст. 26);

право наследования (ст.26 Конституции);

свобода предпринимательской деятельности (ст. 26).Социальные права:

право на отдых (ст. 24);

право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27);

право на социальное обеспечение (ст. 28);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29);

право на образование (ст. 30).

Конституция РК возлагает на каждого гражданина следующие обязанности:обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст.34);обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34);обязанность уважать государственные символы Республики (ст.34);обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст.35);обязанность и долг защищать Республику Казахстан (ст.36);обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37);обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38);

Источники права

Источники права -формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой.

В настоящее время наиболее известны следующиевиды исеточников права:

правовой обычай- представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

нормативный правовой акт- это один из источников права, носитель, фактический источник юридических норм.

юридический прецедент- древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах.

договор нормативного содержания- это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

юридическая наука – доктрины и идеи.

Понятие семейного права

Семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить, что вопрос о самостоятельности семейного права как отрасли является дискуссионным в науке гражданского права. Значительная часть отечественных цивилистов относят семейное право к подотрасли в системе гражданского права. Во многих странах такой отрасли как семейное право вообще не существует, а методом правового регулирования семейного права выступает гражданско-правовой метод. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным: дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определёнными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, то есть однозначно. Основополагающими принципами семейного законодательства являются:а) единобрачие (моногамный брак), не допускается заключение брака, если лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;б) принцип добровольности брачного союза — выбор супруга и вступление в брак зависит исключительно от воли лиц, вступающих в брак;в) принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозным обрядам, либо фактическое состояние в брачных отношениях без регистрации брака в органах ЗАГСа, является личным делом каждого гражданина, но не влечет за собой никаких правовых последствии;г) принцип равенства супругов в семье — означает равенство прав и свобод супругов;е) принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию — тесно взаимосвязан с принципом равенства супругов и лежит в основе всех семейных отношений: между родителями и детьми, между другими членами семьи;

Рабочее время, время отдыха

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
В процессе работы режим работы является существенным условием трудового договора и подлежит обязательному согласованию между работником и работодателем. Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению .
Видами времени отдыха являются:

• перерывы в течение рабочего дня (смены);
• ежедневный (междусменный) отдых;
• выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
• нерабочие праздничные дни;
• ежегодный оплачиваемый отпуск.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается

Земельные правоотношения

Земельное правоотношение — это реальное общественное состояние, в котором между субъектами возникли взаимные права и обязанности относительно защищенного государством земельно-правового блага или интереса. Земельные правоотношения подразделяются на материальные, возникающие на ос ноне материального права, и на процессуальные, представляющие собой реализацию процессуальных норм.

По функциональному назначению, в зависимости от того, направлены на реализацию прав и обязанностей или же на установление ограничений и запретов, либо на применение санкций, земельные правоотношения могут быть регулятивными или охранительными.

В системе земельных правоотношений определяющее значение имеют правоотношения собственности на землю, и они лежат в основе всех иных правоотношений. Поэтому другие виды земельных правоотношений по отношению к ним находятся в подчиненном, служебном положении.

Земельные правоотношения различаются также по характеру взаимодействия сторон земельного правоотношения. По этой классификации отношения могут быть равноправными или субординационными Равноправные земельные отношения складываются в сфере гражданского оборота земель, кооперации усилий и интересов собственников и землепользователей.

Субординационные земельные правоотношения выражают административный метод регулирования земельными отношениями. Здесь стороной, как правило, выступает уполномоченный орган или должностное лицо, от которых исходят императивные требования к собственнику или землепользователю.

Субъекты правовой системы

Для субъекта права характерны следующие два основных признака.

Во-первых – это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся:

(а) внешняя обособленность;

(б) персонификация (выступление вовне в виде единого лица – персоны);

(в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Во-вторых – это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права.

Если социальной предпосылкой правосубъектности служит свобода воли человека, то ее содержание, т.е. содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами участникам общественных отношений, состоит в том, что лица обладают способностью быть носителями юридических прав и обязанностей[1][1]. Эта способность (свойство) и называется правосубъектностью.

Категории "субъект права" и "Правосубъектность" по своему основному содержанию совпадают.

Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называется праводееспособностью.

Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса, потребностями общественного развития.

86. Соотношение норм права и норм морали

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Верховенство конституции

Верховенство Конституции Казахстана, как государства суверенно равного другим государствам субъектам международно-правовых отношений, величина постоянная. Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики, Конституция Казахстана установила, что международные договоры могут иметь приоритет, во-первых, только, если они ратифицированы Республикой и, во-вторых, предельный высокий уровень этого приоритета - только перед ее законами (п.3 ст. 4 Конституции).
Утверждать приоритет международных договоров перед Конституцией страны значит подрывать саму природу международного права, в основе которого лежит добровольное согласование воль государств или международных организаций.

Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает:

- нормы Конституции - источник других отраслей права;

- нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией;

- все нормативные акты должны соответствовать Конституции;

государственные органы, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.

88. Общие конституционные принципы

Универсальные и общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

К универсальным принципам конституционного права, оказываю­щим влияние на всю систему национального права РК, относятся: -принципы высшей юридической силы и прямого действия Конститу­ции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК); -принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека ( ст.12, ч.2 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относят­ся:

-принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами;

- принцип суверенитета;

- принцип принадлежности государственной власти народу, ее един­ство;

- принцип признания идеологического и политического многообра­зия.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элементов отрасли - право­вых институтов. Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоя­тельную группу.

В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты:

1. Основы конституционного строя

2. Права и свободы человека и гражданина

3. Административно-территориальное устройство

4. Избирательная система

5. Президентская власть

6. Законодательная власть

7. Исполнительная власть

8. Судебная власть и прокуратура

9. Местное государственное управление

10. Местное самоуправление

11. Порядок изменения Конституции

89.Конституционные основы организации и деятельности правительства.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство как высший орган исполнительной власти государства возглавляет систему исполнительных органов (ст. 64). Хотя в указанном положении Конституции отсутствует слово «единая», смысл статьи не дает оснований сомневаться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. Это подтверждается статьей 87 Конституции, где говорится, что «местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан». Положение с Правительства как высшего органа в системе исполнительной I власти обеспечивается его полномочиями, которые осуществляются на всей территории Республики Казахстан и распространяются на местные органы исполнительной власти.
Правительство направляет работу министерств, государственных комитетов и других ведомств, которые тоже входят в единую систему исполнительной власти (за исключением некоторых «силовых» министерств и ведомств).
Правительство как высший орган исполнительной власти самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан», другими нормативными указами Президента. Правительство в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты, организует исполнение законов, указов Президента, заключает международные договоры, руководит всеми органами исполнительной власти, контролирует их деятельность и принимает соответствующие меры для устранения наруше<

Наши рекомендации