Понятие государственного служащего. Виды государственных служащих
Государственный служащий — субъект административного права и субъект государственно-служебных отношений.
В административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. Его трактуют в широком и узком смысле. В широком смысле — это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т.п.). В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками: работают на благо государства; работают в государственной организации; занимают в ней соответствующую должность; обладают профессиональной подготовкой, позволяющей замещать определенную должность; наделены государственными полномочиями; выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности; получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета.
К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах.
Между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. «Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией про-
цессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, то есть выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций»1.
Признаки служащих государственного аппарата закреплены в статье 8 Закона «Об основах службы в государственном аппарате»2: занятие должности в предусмотренном законодательстве порядке в особой государственной организации — органах государственного аппарата; наличие соответствующих полномочий, реализуемых от имени государства.
Служащие государственного аппарата проходят службу в следующих органах: в аппарате Национального Собрания Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, министерств, государственных комитетов и других республиканских органов управления, органов местного управления; в судах, прокуратуре, государственных нотариальных конторах, органах государственного контроля, Национальном банке Республики Беларусь, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; в других государственных учреждениях, образуемых Национальным Собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь.
К служащим государственного аппарата приравниваются депутаты, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе в Советах всех уровней.
Должности служащих государственного аппарата перечислены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 1994 г. №325 «Об утверждении перечня должностей, соответствующих классам служащих государственного аппарата» с изменениями и дополнениями3. Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
[1] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 183.
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 32. Ст. 416;
1994. № 14. Ст. 191; 1995. № 17. Ст. 176.
3 Собрание декретов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 20. Ст. 702; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 45, 56.
К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Перечень таких лиц установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 46 от 31 января 1994 г. «Об утверждении перечня категорий работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата»1. Ими, в частности, являются:
1) начальник (заведующий) общего отдела, его заместитель, осуществляющие только техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование соответствующего органа государственного аппарата;
2)начальник хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других подразделений с аналогичными функциями, его заместитель;
3)заведующий: архивом, канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией, хозяйством, складом, кладовой, научно-технической библиотекой (библиотекой);
4)старший: инспектор (по неосновной деятельности), статистик, корректор, диспетчер;
5)инспектор (по неосновной деятельности), статистик, корректор;
6)кассир, счетовод, учетчик, дежурный бюро пропусков, агент, библиотекарь, диспетчер, инкассатор;
7)секретарь руководителя органа государственной власти, государственного управления, суда, прокуратуры и его заместителей, секретарь руководителя структурного подразделения этих органов и его заместителей; секретарь: судебной коллегии, судебного заседания, суда;
8)стенографистка, секретарь-стенографистка, машинистка, машинистка диктофонной группы, секретарь-машинистка;
9)делопроизводитель, архивариус, экспедитор, кладовщик;
10)оператор: копировальных и множительных машин, ЭВМ, связи; светокопировщик, стеклографист (ротаторщик), телеграфист, телефонист всех видов связи;
11)комендант, курьер, гардеробщик, уборщица, дворник, кочегар, истопник, лифтер, конюх, рабочий (всех видов профессий), сторож;
1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 4. Ст. 39.
12)водитель легкового, грузового автомобиля и других транспортных средств;
13)руководители, специалисты, служащие и рабочие автобаз (гаражей) и других подразделений (организаций), обслуживающих государственный аппарат.
К служащим государственного аппарата предъявляются повышенные требования. Поэтому в соответствии со статьей 9 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» должности в государственном аппарате не могут занимать лица:
1) профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям;
2) ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать эти должности или заниматься определенной деятельностью, а занятие должности в государственном аппарате предполагает осуществление такой деятельности;
3) имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей; имеющие не погашенную или не снятую в установленном порядке судимость.
Служащими государственного аппарата также не могут быть лица, не предоставившие декларацию о доходах или указавшие в ней ложные (недостоверные) сведения.
При выяснении перечисленных обстоятельств, препятствующих осуществлению службы в государственном аппарате, даже в случае заключения контракта и фактического начала работы, контракт с лицом прекращается в одностороннем порядке.
Специальные признаки служащих органов финансовых расследований закреплены в Положении «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»1. Согласно ему, служба в этих органах признается разновидностью государственной службы, а государственными служащими являются лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава и занимающих штатные должности в Департаменте финансовых расследований, управлениях Департамента по областям и г. Минску, межрайонных отделах управлений Департамента по областям и г. Минску, а также находящихся в распоряжении Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Го-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46, 1/2630.
сударственную службу в органах внутренних дел согласно Положению «О прохождении службы личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь»1 проходит личный состав органов внутренних дел. К нему относятся служащие органов внутренних дел, которые обладают следующими специальными признаками : имеют специальные звания и занимают штатные должности в органах, учреждениях внутренних дел, учебных заведениях Министерства внутренних дел. Таким образом, на основании анализа указанных положений мы можем сделать вывод о том, что не все работники, осуществляющие трудовую деятельность в этих органах, являются государственными служащими, а лишь обладающие специальными признаками. Работники, не имеющие специальных званий, не проходят службу в органах финансовых расследований или органах внутренних дел, а функционально или организационно-технически обеспечивают их надлежащее функционирование, т.е. они являются государственными служащими в широком смысле слова, но не являются служащими особых государственных органов.
В настоящее время не существует единого нормативного акта, который бы определял понятие государственного служащего, устанавливал перечень видов государственных служащих, их общие признаки и отличия разных видов государственных служащих в зависимости от особенностей службы, регламентировал бы общие вопросы государственной службы во всех государственных органах.
В Российской Федерации, в отличие от Беларуси, эти вопросы более четко урегулированы законодательством – Законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации». По мнению российских ученых, основанному на анализе действующего российского законодательства, «к государственным служащим относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими)»2
Государственные служащие наделены совокупностью прав и обязанностей по занимаемой должности, которые производны от компетенции организации, в которой они работают, и включают в
1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 7.
2 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 199.
себя: задачи, функции по данной должности, соответствующие им права и обязанности, правовые формы деятельности (приказы, распоряжения), организационные отношения с другими государственными служащими и так называемыми третьими лицами. Полномочия государственного служащего отражаются в правовых актах (положениях, инструкциях, трудовых договорах, контрактах).
Одним из признаков государственного служащего является его профессиональная компетентность. Она определяется в трех уровнях: профессиональные знания и умения; организаторские способности и управленческие навыки; личные и морально-психологические качества.
К первому уровню относятся следующие требования: неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных актов; соблюдение норм служебного регламента и своевременное, точное и творческое выполнение своих профессиональных обязанностей; поддержание профессионального уровня и совершенствование управленческих навыков; уважительное отношение к гражданам и своевременное рассмотрение их обращений; сохранение государственной тайны; не совершение действий, затрудняющих работу государственных органов и приводящих к подрыву авторитета государственной власти и др.
Второй уровень профессиональной компетентности требует наличие следующих организаторско-управленческих навыков: умения организовать процесс управления, подбор, расстановку кадров и распределение труда среди подчиненных; планирование, контроль, организацию, координацию и реализацию других управленческих функций; повышение квалификации и управленческих навыков, внедрение передового опыта в управлении и др.
Третий уровень включает следующие требования: аналитичность и системность мышления; ответственность за порученное дело; организаторские способности и гуманистические позиции; требовательность к себе и окружающим; принципиальность, добропорядочность, дисциплинированность, справедливость, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей; политическая и индивидуальная культура, высокие морально-этические качества.
Основные требования к личным и деловым качества государственного служащего сформулированы в пункте 6.4 Квалификационного справочника должностей государственных служащих (Постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.;
изм. и доп.: Постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г.1). Согласно ему государственный служащий должен знать:
1. общую социально-экономическую политику , и ситуацию в республике, концепцию развития региона, отрасли;
2.научные и практические вопросы соответствующей области знаний, исходя из сферы деятельности структурного подразделения, а также в определенной мере — смежные с основной деятельностью;
3.отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем;
4.современные методы технологии и организации управленческого труда, применения электронно-вычислительной и другой оргтехники;
5.действующие законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие или регулирующие соответствующую сферу деятельности;
6.основы теории и практики управления, социально-психо- логические аспекты управления, особенности управленческого труда, действующую структуру органов государственного управления в республике, регионе;
7.законодательство о государственной службе, основные права, гарантии, обязанности, ответственность государственного служащего;
8.государственный язык Республики Беларусь;
обладать:
9.чувством высокой ответственности за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей;
10.необходимыми морально-этическими качествами, эмоциональной устойчивостью, тактичностью и доброжелательным отношением при контактах с гражданами и решении их личных вопросов организаторскими способностями;
а руководитель дополнительно должен:
11.планировать и рационально использовать свое рабочее время; организовать труд подчиненных; координировать, регулировать и контролировать их работу;
12.четко ставить перед подчиненными задачи, рационально делегировать им права, полномочия и ответственность;
13.обеспечить расстановку кадров с учетом их квалификационного потенциала и деловых качеств;
1Архив Министерства труда и социальной защиты.
14.обладать способностью своей манерой поведения и стилем руководства обеспечить нормальный социально-психологический климат в коллективе;
проявлять:
15.производственную дисциплинированность и исполнительность;
16.инициативность и самостоятельность в работе, новаторство, внутреннее побуждение к новым, более эффективным формам деятельности, готовность принимать па себя при необходимости дополнительные функции, ответственность за принимаемые решения;
17.принципиальность и смелость, способность принимать оперативные решения при меняющихся производственных, политических, социально-экономических ситуациях;
18.умение лаконично, аргументировано, четко и в логичной последовательности излагать устно и письменно ми ели, вести деловую переписку.
Поскольку профессиональная компетентность является главным стержнем высококвалифицированной и высокоэффективной государственной службы, постольку целесообразно обеспечение роста профессиональной компетентности каждого работника. Это достигается многими путями, такими, например, как совершенствованием подготовки государственных служащих, а также системы их переобучения и повышения квалификации. Для этого желательно разработать единую, лишенную формализма, систему проверки и подтверждения профессиональных и управленческих навыков государственных служащих. При назначении па должность следует чаще использовать конкурсные отборы.
Основным признаком государственного служащего является занятие им должности в государственной организации. Она определяет права и обязанности, пределы ответственности, профессиональные и иные требования к замещающему ее лицу и к выполняемой им работе, место государственного служащего среди других государственных служащих.
В законодательстве определение должности закреплено в статье 14 Закона «Об основах службы в государственном аппарате»: «Должность служащего государственного аппарата — это предусмотренная актами законодательства либо учрежденная в установленном порядке структурная единица государственного органа, определяющая в зависимости от компетенции данного органа объем полномочий и функций занимающего ее лица». Это опре-
деление содержит в себе все основные признаки должности как организационно-правового и социального явления.
Должность является составной частью органа государственного управления, входит в качестве элемента в его общую структуру и, следовательно, имеет все признаки последней, несущей в себе организационную, правовую и социальную сущность.
Организационный и правовой аспект должности заключается в следующем. Орган государственного управления не является однородным явлением. Он является сложным в структурном плане образованием, состоящим из структурных подразделений, которые включают в себя должности, т.е. должность представляет собой ячейку внутренней организации органа, его низшую ступень.
С точки зрения правовой орган государственного управления наделен компетенцией, которая распределяется между его структурными подразделениями, а внутри структурных подразделений — по должностям.
Таким образом, происходит четкое разделение единого органа на структурные части — должности и разделение труда в нем путем распределения всего объема компетенции по должностям.
Должность это не только статичное, но и динамичное явление. Динамику должности определяет ее социальный аспект. Эффект от существования должности достигается только благодаря ее замещению государственным служащим и осуществлением работы по ней. Объем и характер взаимоотношений служащего с другими служащими — выше- и нижестоящими, находящимися с ним на одной ступени служебной лестницы, работающими с ним в одной организации или нет, иными физическими лицами, определяют социальную сущность должности.
Следовательно, должность — понятие многогранное, несущее в себе социальную, организационную и правовую сущность. Однако она наиболее тесно связана с правом. Это проявляется в том, что должность несет в себе часть компетенции органа, которая регламентируется нормативными актами: законами, положениями, инструкциями и др. Например, Законом Республики Беларусь «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах» предусмотрено наличие должности Премьер-министра и полномочия по ней, Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25 июня 2001 г.1 предусмотрено наличие и функции бухгалтерии организации, полномочия главного бухгалтера по управлению бухгал-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3170.
терией, «Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь» (Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь №371 от 24 декабря 1998 г.1), закрепляются задачи, функции, обязанности, права и ответственность юридической службы предприятия (объединения) всех форм собственности и предусматривается наличие в ней таких должностей, как главный (ведущий) юрисконсульт, юрисконсульт, заместитель руководителя по правовым вопросам.
Чаще всего полномочия по замещаемой должности определяются в служебных инструкциях, а в некоторых случаях — в индивидуальных контрактах, приказах и распоряжениях руководителя.
Все должности, имеющиеся в государственном органе, и их место в его общей структуре фиксируются в специальном официальном документе — штатном расписании.
Таким образом,должность — это важное государственно-правовое установление, обособленная часть организационной структуры государственного органа с частью его компетенции, закрепленная в нормативном акте, замещаемая государственным служащим с целью реализации задач и функций, определенных по ней.
В силу наличия множества должностей их можно классифицировать по нескольким основаниям.
В зависимости от видов органов следует выделять должности, замещаемые в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.
По порядку их правового закрепления выделяют должности, существование которых предусмотрено Конституцией (Президент, Премьер-министр), законами (судья, прокурор), положениями и другими нормативными актами (главный бухгалтер, ведущий специалист, референт). Государственный орган может самостоятельно определять должности, существование которых в нем необходимо. Однако в этом случае реальное существование должности возможно только после прохождения полной процедуры ее установления, включающей этапы разработки ее статута (определение наименования, объема полномочий, места в структуре органа), утверждения ее вышестоящим органом, т.е. принятия акта, имеющего юридическое значение (приказ), включения должности в структуру органа посредством ее введения в штатное расписание.
1 Бюллетень нормативно-правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2.
При замещении должности конкретным государственным служащим говорят о занятых должностях, а при отсутствии на ней работающего государственного служащего — о вакантных.
Таким образом, исходя из изложенного, можно предложить следующее общее определение государственного служащего:государственный служащий — это лицо, работающее на благо государства в государственных организациях, предприятиях, учреждениях, занимающий в них определенную должность с соответствующей частью компетенции, получающий за свой труд установленную государством заработную плату. Труд государственного служащего отличается от труда других работников тем, что он непосредственно не связан с созданием материальных благ, выполнением работ или оказанием услуг материального характера. Его деятельность направлена на организацию, обеспечение работы государственных предприятий (учреждений, организаций), осуществление культурного обслуживания, создание духовных ценностей.
Государственные служащие играют весьма важную роль. В процессе осуществления своей деятельности они в рамках предоставленной им компетенции посредством осуществления возложенных на них функций реализуют государственную политику.
Существуют разные виды государственных служащих. Их можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики.
В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.
Должностные лица — это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения _с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов — министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений — начальники отделов, служб).
Представители административной власти — государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями
в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц — третьих лиц (инспекторы, милиционеры).
Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).
Функциональные работники (специалисты) — это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении
задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер).
Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации (делопроизводители, машинистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари).
В науке предлагается иное деление государственных служащих. Например, В.Е. Чиркин1 классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал — это технические работники.
1 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999. С. 263—264.
Квалификационным справочником должностей государственных служащих (постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.; постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г.1) закреплено деление служащих государственного аппарата по характеру труда на руководителей структурных подразделений государственного аппарата и специалистов (помощники руководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без категории, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности).