Правонарушение и его состав.
Правонарушение – это противоправное виновное общественно-опасное действие либо бездействие субъекта права, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности. Структура состава правонарушения: Субъект правонарушения; Объект правонарушения; Субъективная сторона правонарушения .Объективная сторона правонарушения.Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Объект правонарушения - это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. Объективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения.
Презумпция невиновности.
Каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. В пользу обвиняемого должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении уголовного и уголовно-процессуального законов. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и должен быть подтвержден достаточной совокупностью достоверных доказательств.
Признаки и функции права.
Признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования. Праву присущи такие признаки, как:1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. 2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. 3) нормативность права - означает, что право представлено нормами - правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность;4) государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. 5) формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.);6) право есть реально действующая система нормативной регуляции. 7) право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.-экономическая функция (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);
-политическая функция (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);-воспитательная функция (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);-коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).-регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации.-охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер.
Принцип разделения властей.
Принцип разделения властей — это такая единая организация государственной власти в демократическом государстве, при которой, на основе системы сдержек и противовесов, осуществляется эффективное взаимное сдерживание и взаимный контроль высших государственных органов принадлежащих к различным ветвям власти.С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.Согласно Конституции, на общегосударственном уровне законодательную власть осуществляет Парламент РК, исполнительную - Правительство РК, а судебную – Верховный Суд Республики Казахстан.