Контент-анализ «Имам Хомейни Исламское правление»

(рейтинговая оценка от 1 до 8 баллов)

Это задание повышенной сложности. Оно направлено на контент-анализ доктринального текста «Исламское правление», принадлежавшего лидеру Исламской революции в Иране Имаму Хомейни (см. файл 31.1 Имам Хомейни Исламское правление). Контент-анализ – это особая методика изучения текстов и текстовых массивов, основанная на комплексной интерпретации текста и построении его коммуникативной модели. Основной задачей является выявление системной взаимосвязи между содержанием, структурой, лингвистической формой и коммуникативными функциями текста. Таким образом, текст рассматривается как личностно окрашенное коммуникативное событие, а не пассивный информационный объект, и его изучение основывается на расширительном толковании, интерпретации, «понимании» смыслов и подтекстов, расшифровке «кодов» и «маркеров».

Качественный контент-анализ проводится в пять этапов, результат каждого из которых описывается в итоговом отчете. Цитаты из анализируемого документа оформляются без сносок. Список литературы не требуется.

1) Атрибуция текста: сбор информации об авторе, месте и времени создания текста, определение формального статуса (типа) текста, установление адресата (фактического или подразумеваемого), целей и обстоятельств его создания, полноты или фрагментарности доступного для анализа текста. Результат атрибуции фиксируется в формате аналитической справки (примерно 0,7 стр.) Каждый из компонентов атрибуции может быть сопровожден краткими уточняющими комментария или справочной информацией.

2) Декомпозиция текста: определение базовых единиц текста, то есть тех содержательных, структурных, формально-лингвистических, риторических элементов текста, которые наиболее значимы для понимания его смысловой и коммуникативной направленности. Причем речь идет не о раскрытии «основного содержания», а о выделении тех элементов и параметров текста, которые имеют важное значение для выполнения его коммуникативных функций. В числе таких единиц могут быть содержательные линии текста, его структурное деление, проблемно-тематические блоки, используемый автором понятийный ряд, специальная терминология, приемы аргументации, интонационные акценты, символические образы, графические элементы, синтаксические особенности и даже отдельные «знаковые» фразы. Определяя эти базовые элементы, исследователь исходит из содержательной специфики текста, опирается на свое представление об авторстве документа, событийном контексте его создания. Но, главное, он действует как участник коммуникативного события, «считывает» документ как представитель аудитории. Поэтому типология базовых единиц текста не может быть задана изначально – она уточняется в процессе творческого восприятия текста. Результат декомпозиции фиксируется в формате таблицы, где в первом стлб указываются типы «базовых единиц текста», а во втором стлб – приводятся соответствующие примеры (цитаты) из текста. Таблица должна быть достаточно компактной по объему – не нужно стремиться отразить в ней как можно больше содержательных единиц текста. Главной задачей является показ самой типологии единиц текста и приведение соответствующих примеров (например, если одним из типов базовых единиц текста являются специальные термины, то в итоговом перечне указываются лишь те, которые, по мнению исследователя, выполняют наиболее значимую смысловую и коммуникативную роль; если одним из типов базовых единиц текста являются упомянутые персоналии общественных деятелей, то в таблице указываются наиболее важные с точки зрения содержания текста и т.п.).

3) Декодирование текста: реконструкция смыслового единства и коммуникативно-содержательной целостности, воссоздание коммуникативной модели текста. Декодирование выполняется с помощью таблицы, составленной на предыдущем этапе. Его суть условно можно сформулировать следующим образом: «о чем сказано» + «как сказано» = «что сказано». В ходе декодирования текста исследователь обобщает типологию базовых единиц текста и перечни наиболее значимых из них, устанавливает связи между ними (например, между содержательными линиями и стилистикой текста, приемами аргументации и интонационными акцентами, понятийным рядом и символическими образами и т.п.). В итоге текст реконструируется так, как его создал автор для восприятия аудиторией, то есть в качестве целостного коммуникативного события, а не формального изложения некой информации. Результат декодирования может быть оформлен либо в формате схемы, которая показывает взаимозависимость базовых единиц текста, либо описания этих взаимозависимостей. В рамках денного задания рекомендуется второй вариант, то есть результат декодирования оформляется в формате аналитической справки (примерно 1 стр.). При написании этой справки важно показать ключевые особенности коммуникативной модели текста, то есть «точки» целевого, концентрированного коммуникативного воздействия автора на аудиторию.

4) Герменевтическая критика текста: интерпретация мотивов и целей, которыми руководствовался автор при создании текста, реконструкция авторской субъективности с точки зрения мировоззренческих, идеологических, политических, методологических особенностей, разграничение личностных установок, оказавших влияние на позицию автора, и коммуникативных задач, стоявших перед ним при создании данного текста. Для герменевтической критики исследователь отчасти использует информацию, полученную в ходе атрибуции текста, но основное значение имеет творческое осмысление результатов декодирования (то есть от реконструкции «что сказано» исследователь переходит к пониманию «зачем сказано»). Результат герменевтической критики оформляется в форме аналитической записки(примерно 0,5-0,7 стр.)

5) Семантическая интерпретация текста (завершающий комплексный анализ): формулируется обобщающий вывод о тексте как коммуникативном явлении – его коммуникативной эффективности и значимости важнейших особенностях его восприятия «читателем». Для формирования такого вывода необходимо соотнести результаты атрибуции, декомпозиции и герменевтической критики текста и на этой основе смоделировать восприятие текста потенциальной аудиторией (от реконструкции «что сказано» и «зачем сказано» исследователь переходит к гипотетическому предположению «как услышано»). При этом степень коммуникативной эффективности текста оценивается не абстрактно, а с точки зрения поставленных автором задач. Результат семантической интерпретация текста оформляется в форме краткой аналитической записки (примерно 0,5 стр.)

Неприемлемо использовать готовый текст анализа, позаимствованный из интернета. при сдаче такого текста начисляется рейтинговый штраф в сумме до 15 баллов (заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания).

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!!!

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 8 баллов:

В отчете отражены не все стадии контент-анализа; при атрибуции текста допущены неточности; отбор единиц текста для таблицы декомпозиции носит фрагментарный характер; при декодировании текста не удалось составить его целостную коммуникативную матрицу; описание герменевтической критики и семантической интерпретации текста свидетельствует о допущенных логических ошибках, необоснованных предположениях и некорректных выводах; оформление отчета не полностью соответствует требованиям 1- 2 балла
Отчет отражает все стадии контент-анализа; атрибуция текста проведена по всем параметрам с использованием точной, проверенной информации; в таблице декомпозиции отражены все значимые единицы текста; при декодировании текста автору не удалось составить его целостную коммуникативную матрицу; описание герменевтической критики и семантической интерпретации текста свидетельствует о понимании автором коммуникативных особенностей текста, однако носит фрагментарный характер и не опирается на аргументированные, доказательные суждения; при оформлении отчета допущены незначительные погрешности. 3-4 балла
Отчет имеет правильную структуру и свидетельствует о творческом выполнении всех необходимых аналитических действий; атрибуция текста проведена по всем параметрам с использованием точной, проверенной информации, сопровождается уточняющими комментария или справочной информацией; в таблице декомпозиции отражены все значимые единицы текста; при декодировании текста автору удалось составить его целостную коммуникативную матрицу; описание герменевтической критики и семантической интерпретации текста носит аналитический характер, опирается на аргументированные, доказательные суждения, свидетельствует о глубоком понимании смысловой направленности и коммуникативной природы текста; автор продемонстрировал способность целостной реконструкции текста как коммуникативного события; оформление отчета соответствует всем требованиям. 5-8 баллов

Задание 16

Проблемно-аналитическое задание «Христианство и конституционализм

(теоретические и практические аспекты проблемы)»

(рейтинговая оценка от 1 до 7 баллов)

Проблема соотношения христианской картины мира и правовой культуры конституционализма является одной из наиболее важных и сложных в теории конституционного права. Процесс секуляризации, то есть «обмирщения» картины мира человека и всей духовной традиции общества, был одним из ключевых факторов в историческом становлении конституционализма. На смену представлению о «богоданной власти» и неизменности «порядка вещей» пришла идея народного суверенитета, убежденность в том, что человеческое сообщество само по себе является высшим источником власти и права. Поэтому светский характер государства на протяжении столетий являлся одной из универсальных характеристик конституционных систем. Однако во второй половине ХХ в. конституционное развитие многих европейских государств оказалось тесно связано в доктриной христианской демократии. А в начале XXI в. начался мощный процесс постсекуляризации – нарастания общественной и политической значимости Церкви, всплеск массовой религиозности в светском обществе. На этом фоне опыт христианско-демократического конституционализма вызывает особый интерес.

Данное задание носит проблемно-аналитический характер и выполняется в три этапа.

На первом этапе необходимо ознакомиться со статьей немецкого христианского демократа М. Спикера «Христианство и свободное конституционное государство» (файл № 28.6) и с положениями Компендиума социального учения Церкви (файл 28.7) из состава электронной библиотеки. По итогам этой работы необходимо составить представление о тех принципах и идеях христианской демократии, которые стали созвучны развитию конституционализма во второй половине ХХ в. В качестве вспомогательных материалов можно использовать файл 28.8.

На втором этапе работы необходимо составить перечень примеров, показывающих влияние идей христианской демократии на конституционно-правовую систему ФРГ (примерами должны быть нормы Основного закона ФРГ, при необходимости сопровождаемые комментариями; количество примеров и объем комментариев не ограничивается).

На третьем этапе работы необходимо сформулировать собственную точку зрения по вопросу о соотношении христианства и конституционализма (в данном случае возможен учет особенностей не только конституционно-правовой системы ФРГ, но и конституционных традиций иных зарубежных стран, а также России; важно также иметь ввиду не только специфику существующих конституционных систем, но и актуальные проблемы, тенденции, перспективы их развития). Результат третьего этапа оформляется в виде аналитической записки. Объем аналитической записки – 1,5-2 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа).

Итоги работы оформляются в одном текстовом файле Microsoft Word. (первый раздел – перечень норм из Основного закона ФРГ с комментариями об их взаимосвязи с доктриной христианской демократии, второй раздел – аналитическая записка о соотношении христианства и конституционализма). В качестве основы рекомендуется использовать файл «Матрица для письменных заданий» из состава электронной библиотеки.

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!!

Рейтинговая оценка составляет от 1 до7 баллов:

Представленный текст имеет описательный характер, его содержание и стилистика лишь частично соответствуют специфике задания; в характеристике роли христианской демократии преобладают риторические суждения, мало связанные с анализом конституционализма; автор обладает поверхностным представлением о научном содержании темы и не подтверждает свое мнение убедительными аргументами; часть приведенных примеров норм Основного закона ФРГ использована некорректно; оформление работы не полностью соответствует требованиям. 1-2 балла
Представленный текст имеет преимущественно аналитический характер, его содержание и стилистика соответствуют специфике задания, однако в характеристике роли христианской демократии преобладают риторические суждения; автор аргументирует свою позицию, используя нормы Основного закона ФРГ, но испытывает затруднения с обобщающей характеристикой христианской демократии как доктринальной основы конституционной системы ФРГ; оформление работы соответствует требованиям. 3-4 балла
Представленный текст имеет аналитический характер, его содержание и стилистика соответствуют специфике задания, характеристика роли христианской демократии в развитии конституционализма основана на убедительных и оригинальных суждениях, выявляющих глубокие познания автора в проблематике темы; автор подтверждает свое мнение убедительными аргументами; приведенные примеры норм Основного закона ФРГ использованы корректно и в полной мере позволяют раскрыть ключевые принципы христианской демократии как доктринальной модели конституционализма; оформление работы полностью соответствует требованиям. 5-7 баллов

Задание 17

Проблемно-аналитическое задание

«Конституционное право VS Конституционализм:

проблемы развития китайской конституционной системы)»[1]

(рейтинговая оценка от 1 до 8 баллов)

Китайское конституционное право обладает достаточно давней историей. Еще в 1906-1908 гг. китайское правительство обнародовало положения об организации законосовещательной Конституционной палаты, а в 1908 г. был издан указ императора об «Основах Конституции». Спустя год, после отречения династии Маньчжуров, была принята первая китайская республиканская Конституция (1912 г.). Созданная в 1923 г. Конституция закрепила республиканскую форму правления, хотя в стране уже разгоралась гражданская война. Вторая гражданская война 1946-1949 гг. завершилась окончательной победой китайских коммунистов. Конституции 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. не только обеспечили траекторию развития суверенного китайского государства, но и закрепили стратегию социалистического строительства. Важнейшие конституционные реформы прошли в начале 2000-х гг. Таким образом, конституционное право КНР представляется устойчивой системой с мощными доктринальными традициями, развитой практикой правотворчества и правоприменения. Однако в 2013 г. в Китае началась идеологическая кампания против конституционализма. Она стала частью большого пропагандистского проекта, в рамках которого руководство Коммунистической партии Китая попыталось показать, западные демократические ценности подрывают стабильность в стране. Среди членов КПК был распространен циркуляр, в котором описывались «семь подрывных тенденций, пронизывающих китайское общество»: «западная конституционная демократия», поощрение «универсальной ценности» прав человека, «западные зрелища», «мифы о самостоятельности СМИ и партикулярном обществе», «неолиберализм», «нигилистическая» критика истории и современной политики КПК. В публикациях ведущей официальной китайской газеты «Жэньминь жибао» последовательно проводилась мысль о том, что «конституционализм принадлежит только капитализму… и представляет собой оружие информационно-психологического воздействия». Эта ситуация заставляет восставить вопрос не только о доктринальной специфике китайского конституционного права, но и правомерности самого понятия «китайский конституционализм».

Данное задание носит проблемно-аналитический характер и выполняется в три этапа.

На первом этапе необходимо ознакомиться с текстами из файлов 30.1, 30.11, 30.14, 30.15 и составить представление о специфике конституционной системы КНР и современных проблемах ее развития. Также рекомендуется повторить лекционный материал о сущности конституционализма и этатистской модели конституционализма (при необходимости – можно использовать учебные тексты из файлов 1.0, 2,0, 9.0). Никакого отчета по первому этапу работы не предполагается, но он имеет принципиально важное значение для последующих действий.

На втором этапе работы необходимо провести комплексный анализ китайской конституционной системы (задач и принципов конституционного регулирования, норм и институтов конституционного права), выявив:

1) особенности, отражающие специфику китайской коммунистической доктрины,

2) особенности, отражающие конфуцианское правопонимание (традиции дальневосточной правовой семьи)

3) особенности, универсальные для конституционализма, в том числе и «западного».

Для анализа необходимо использовать как изученные ранее материалы, так и текст действующий конституции КНР 1982 г. (см. в папке «Коллекция конституций»).

Итоги анализа фиксируются в формате аналитической записки (краткое описание указанных выше трех пунктов – 1,5-2 стр.) Рейтинговую оценку можно повысить, если выделенные особенности китайской конституционной системы иллюстрируются нормами Конституции КНР 1982 г., цитатами из источников (см. в папке «Учебные матераилы»).

На третьем этапе работы необходимо сформулировать собственную точку зрения по вопросу о соотношении системных основ китайского конституционного права и категории «конституционализм» – насколько корректно применять категорию «конституционализм» для характеристики китайского конституционного права. Этот итоговый вывод должен носить развернутый, аргументированный характер. Он оформляется как заключение аналитической записки (примерно 1 стр.).

Итоги работы оформляются в одном текстовом файле Microsoft Word. В качестве основы рекомендуется использовать файл «Матрица для письменных заданий» из состава электронной библиотеки.

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 8 баллов:

Представленный текст не полностью соответствует по своей структуре и содержанию условиям задания; комплексный анализ конституционной системы КНР проведен с ошибками и погрешностями, итоговый вывод носит поверхностный характер и не сопровождается примерами норм и принципов Конституции КНР, оформление работы не полностью соответствует требованиям. 1-2 балла
Представленный текст в целом соответствует по своей структуре и содержанию условиям задания; комплексный анализ конституционной системы КНР проведен без существенных ошибок, но с определенными неточностями, итоговый вывод носит аналитический характер, но не сопровождается примерами норм и принципов Конституции КНР, оформление работы соответствует требованиям. 3-5 баллов
Представленный текст полностью соответствует по своей структуре и содержанию условиям задания; комплексный анализ конституционной системы КНР проведен корректно, итоговый вывод носит аналитический характер и сопровождается примерами норм и принципов Конституции КНР, автор продемонстрировал глубокие познания в проблематике темы, оформление работы полностью соответствует требованиям. 6-8 баллов

Задание 16

Наши рекомендации