Объекты конституционно-правового регулирования и институциональная структура системы конституционного права.
Ридер
дисциплины
«Конституционное право зарубежных стран»
(методические рекомендации для студентов)
Направление подготовки – 40.03.01 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения: заочная (все сроки обучения)
Автор-составитель: канд.ист.наук, доцент
Пономарев Михаил Викторович
http://vk.com/id148658665
2017-2018 учебный год |
М., 2017
Ридерпо дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» – это методическое описание всех планируемых учебных действий и форм контроля. Приложением к ридеру является электронная библиотека, включающая комплект учебных материалов и коллекцию конституций зарубежных стран (использование учебников из фонда институтской библиотеки не предполагается). Весь комплект материалов можно скачать с «облака» по адресу:
https://cloud.mail.ru/public/M8df/cYwZEiERL
Состав ридера:
I. Общая характеристика системы обучения по дисциплине
II. Рейтинг – план (технологическая карта балльно-рейтинговой системы)
III. Рекомендации по подготовке к рубежному контролю и промежуточной аттестации
IV. Дополнительные рейтинговые задания
V. Требования к цитированию и библиографическому описанию (ГОСТ 7.0.5–2008)
VI. Программа курса, список литературы
I. Общая характеристика системы обучения по дисциплине
Изучение дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» происходит в течение одного семестра.
Форма итоговой оценки – зачет (недифференцированный)
Проблематика аудиторных занятий – природа конституционного права, основные модели конституционализма и их взаимосвязь с традициями ведущих правовых семей. Все занятия проводятся в форме «лекции – диалога» (в т.ч. занятия, указанные в расписании как семинары).
В течение семестра студенты самостоятельно выполняют задание рубежного контроля (это задание является обязательным вне зависимости от количества накопленных рейтинговых баллов). Возможны два варианта (на выбор):
1) контрольная работа по теме «Национальные модели системы конституционного права» [сравнительный анализ конституционных систем двух стран из перечня],
2) учебный проект «Конституционное регулирование основ государственного строя в зарубежных странах» [по одной из зарубежных стран из перечня].
Рекомендации по подготовке этих заданий см. в ридере со стр. 6. Текст работы для проверки пересылается в электронном формате на почту [email protected] (на кафедру текст не сдается).
По итогам изучения курса в период сессии проводится контрольное тестирование. В ходе тестирования проверяется уровень освоения лекционного материала, а также учебных файлов по темам № 1-11 (из состава электронной библиотеки по курсу). Рекомендации по подготовке к тестированию см. на стр. 16. Если студент к моменту проведения тестирования уже набрал необходимое для зачета количество рейтинговых баллов (51 балл), то участие в тестировании не обязательно.
Все формы учебной работы и контроля объединены в рамках балльно-рейтинговой системы – см. на стр. 3-4.
В рейтинг-плане указан диапазон баллов, которые можно получить за посещение лекций, работу на семинарах, выполнение обязательных и дополнительных (компенсирующих) заданий. Также указаны основания рейтинговых бонусов и штрафов.
Итоговая накопительная оценка, достаточная для получения «зачета», составляет 51 балл.
Если эта сумма баллов не накоплена в течение семестра, то студент должен выполнить компенсирующие задания из дополнительной части рейтинг-плана (см. IV раздел ридера). Выбор конкретных заданий и сроков их выполнения осуществляется студентом самостоятельно. Но любое из дополнительных рейтинговых заданий выполняется не более одного раза (то есть не подразумевается повторное выполнение «на более высоком уровне»).
При выполнении рейтинговых заданий необходимо строго соблюдать требования к содержанию и оформлению, указанные в ридере. Рейтинговые штрафы в сумме до 15 баллов начисляются при сдаче текста, позаимствованного из Интернета или из заданий, сданных на проверку другими студентами (заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания).
При подготовке рейтинговых заданий можно получить предварительную консультацию по электронной почте или сети Вконтакте (http://vk.com/id148658665).
Задания выполняются в электронном формате – каждое в отдельном текстовом файле MicrosoftWord. Рекомендуется использовать готовый файл «Матрица для письменных заданий» из состава электронной библиотеки.
Задания пересылаются на проверку на почту [email protected]. При отправке писем с заданиями или вопросами для консультации в названии письма необходимо указать название вуза, курс, отделение, фамилию студента.
II. Рейтинг-план
по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
БАЗОВая часть | |||
Виды контроля | Тема / форма аттестационной работы | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Контроль аудиторной работы | |||
Контроль посещаемости | |||
Рубежный контроль | |||
на выбор: – Контрольная работа «Национальные модели системы конституционного права» – Проект ««Конституционное регулирование основ государственного строя в зарубежных странах» | |||
Промежуточная аттестация | |||
Контрольное тестирование (темы № 1-18) |
Итого | |||
Минимальная рейтинговая оценка за посещение занятий выставляется при участии студента не менее чем в 50% занятий. | |||
Выполнение задания рубежного контроля (контрольной работы или проекта) является обязательным условием получения итоговой рейтинговой оценки вне зависимости от накопленного количества баллов. | |||
Рейтинговые бонусы в сумме до 10 баллов начисляются за креативное участие в семинарских занятиях и демонстрацию углубленных знаний учебного материала. Рейтинговые штрафы в сумме до 15 баллов начисляются при сдаче текста, позаимствованного из Интернета или из заданий, сданных на проверку другими студентами (заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания). |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
от 51 балла | «зачет» |
дополнительная часть (компенсирующие рейтинговые задания) | ||
Форма аттестационной работы, тема | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Задание 1. Контрольная работа «Национальные модели системы конституционного права» / Проект ««Конституционное регулирование основ государственного строя в зарубежных странах» (альтернативный вариант задания рубежного контроля) | ||
Задание 2. Составление комплекта тестовых заданий «Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и организации государственной власти» [содержание тем № 18-25 в составе программы курса] | ||
Задание 3. Составление комплекта учебных графических материалов по теме «...» [одна из тем № 8-12 в составе программы курса] | ||
Задание 4. Создание виртуальной выставки «Конституционализм: история и современность» | ||
Задание 5. Написание реферативного обзора по материалам сборника статей Г.Г. Арутюняна «Конституционализм: Уроки, вызовы, гарантии» | ||
Задание 6. Проблемно-аналитическое задание «Конституционализм как понятие и научная проблема» | ||
Задание 7. Работа с карикатурами «Кризис современного конституционализма: страхи, надежды, враги, герои». | ||
Задание 8. Творческое задание «Современные проблемы развития социального государства» | ||
Задание 9. Подготовка электронной презентации «Конституционно-правовое регулирование политического процесса в условиях «сетевого» (информационного) общества: проблемы, решения, риски» | ||
Задание 10. Проблемно-аналитическое задание «Защита естественных прав человека и проблемы конституционно-правового регулирования» (метод мультиперспективы) | ||
Задание 11. Составление кейса «Проблема эвтаназии и дискуссия о конституционно-правовом регулировании естественных прав человека». | ||
Задание 12. Составление рецензии на статью «Защита прав меньшинств как дискурсивная практика современного конституционализма» | ||
Задание 13. Тренинг методов аргументации «Легализация однополых браков: Pro et Contra (французский законодательный опыт)» | ||
Задание 14. Составлении экспертного заключения «Дело о хиджабах» | ||
Задание 15. Контент-анализ «Имам Хомейни Исламское правление» | ||
Задание 16. Проблемно-аналитическое задание «Христианство и конституционализм (теоретические и практические аспекты проблемы)» | ||
Задание 17. Проблемно-аналитическое задание «Конституционное право VS Конституционализм: проблемы развития китайской конституционной системы)» | ||
Задание 18. Инфографика «Национальная политико-правовая культура» (США, Великобритания, ФРГ, Франция) |
Компенсирующие учебные задания из дополнительной части рейтинг-плана выполняются:
в ходе семестра – если студент стремится компенсировать отсутствие на семинарских занятиях или недостаточно успешное участие в них;
в период сессии – если студент не накопил в ходе семестра необходимое количество баллов;
в порядке академической задолженности – в течение каникул или первого месяца следующего семестра. Выбор конкретных заданий и сроков их выполнения осуществляется студентом самостоятельно.
Любое из дополнительных рейтинговых заданий выполняется не более одного раза, то есть не подразумевается повторное выполнение «на более высоком уровне».
При выборе заданий из предложенного перечня и определении количества выполняемых заданий необходимо учитывать диапазон баллов – указанный в рейтинг-плане максимальный балл может быть получен только при выполнении задания на превосходном уровне с демонстрацией углубленных знаний по дисциплине.
При выполнении рейтинговых заданий необходимо строго соблюдать указанные в ридере требования к содержанию и оформлению. Каждое задание выполняется и пересылается на проверку в текстовом файле MicrosoftWord. Первая страница оформляется как титульный лист (название вуза и факультета, название дисциплины, порядковый номер и название рейтингового задания, Ф.И.О. студента и преподавателя). Все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1 интервал, размер 12 пт, все поля страницы – 2 см. Оформление цитат и ссылок осуществляется строго в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5–2008 (см. VII раздел ридера).
Для выполнения заданий рекомендуется использовать файл «Матрица для дополнительных заданий» из состава электронной библиотеки. В этих файлах приведены готовые титульные листы, а также соблюдены все правила форматирования теста. Для выполнения графических заданий, в том числе в рамках проекта, предложены образцы графических объектов (их можно комбинировать, копируя через буфер обмена).
Все задания пересылаются на проверку на почту [email protected].
В названии письма необходимо указать название вуза, курс, отделение, фамилию студента.
III. Рекомендации по подготовке к рубежному контролю и промежуточной аттестации
ЗаданиЕ рубежного контроля
Выполнение задания рубежного контроля является обязательным вне зависимости от количества накопленных рейтинговых баллов. задание выполняется на вариативной основе: студент может выбрать либо контрольную работу, либо проект. При этом выполняя контрольную работу, студент может самостоятельно выбрать одну из предложенных пар стран для сравнительного анализа их конституционных систем. Если выполняется проект, то его тематика определяется централизованно – «пофамильно» (для сбалансированного распределения между студентами одного потока).
Текст работы для проверки пересылается на почту [email protected] (на кафедру текст на сдается).
Вариант № 1
Контрольная работа
«Национальные модели системы конституционного права (на примере ….)»
(от 15 до 30 баллов)
В ходе работы предполагается сравнительный анализ двух национальных конституционно-правовых систем: выявление общественных отношений, являющихся объектом конституционного регулирования в изучаемых странах, определение соответствующих институтов конституционного права, поиск конституционных норм, которые являются примером правового регулирования выявленных типов общественных отношений, определение наиболее значимых институтов конституционного права и характерных методов правового регулирования, подведение итоговых выводов о целях конституционно-правого регулирования, особенностях конституционно-правовой доктрины, специфике изученных национальных конституционно-правовых систем с точки зрения их принадлежности к основным моделям конституционализма.
Работа выполняется только на основе нормативного материала, а также рекомендованных учебных текстов. Никаких иных материалов использовать не нужно!!! В рамках этой работы не требуется цитирование научной литературы, в ее состав не включается список использованной литературы!!!! Работа носит только практический характер!!!
Задание выполняется «пошагово», строго в соответствии с пятью пунктами: 1. Объекты конституционно-правового регулирования и институциональная структура системы конституционного права. 2. Нормы конституционного права. 3. Структурная специфика систем конституционного права(3.1-3.3). 4. Конституционно-правовой статус личности (4.1- 4.2). 5. Итоговые выводы (5.1-5.3). Подробная формулировка каждого пункта задания приведена ниже. Рекомендуется выполнять задание в файле «Матрица для контрольной работы» из состава электронной библиотеки – в этом файле соблюдены все правила форматирования теста, приведен готовый титульный лист и указаны все необходимые пункты анализа.
В качестве предмета анализа необходимо выбрать одну из предложенных пар конституционно-правовых систем (при ином сочетании стран работа не засчитывается!).
Возможные варианты выбора:
► Австралия – Иран
► США – Кувейт
► ФРГ – Вьетнам
► Франция – КНДР
► Венгрия – Катар
► Саудовская Аравия – Венесуэла
► Австралия – Венесуэла
► США – Иран
► ФРГ – Катар
► Франция – Кувейт
► Венгрия – КНДР
► Саудовская Аравия – Вьетнам
Если студент в силу своих образовательных интересов хотел бы изучить конституцию какой-либо иной зарубежной страны (не вошедшей в перечень), то возможна замена в одной из указанных «пар». Но такая замена должна быть предварительно согласована с преподавателем!
Кроме того, на добровольной основе разрешается выполнение контрольной работы вдвоем, но в этом случае проводится сравнительных анализ конституционных систем трех стран: одна из предложенных пар + Российская Федерация (работа в таком случае сдается в одном экземпляре, но с двумя фамилиями). Предварительное согласование такого варианта не требуется.
Для выполнения контрольной работы необходимо использовать:
ð тексты конституций (см. в папке «Коллекция конституций» по адресу https://cloud.mail.ru/public/3dCd/mcTZRwtdk)
ð учебные тексты, рекомендуемые в составе задания (они размещены там же в папке «Учебные материалы»)
ð материал лекционных занятий.
При возникновении затруднений с выполнением контрольной работы консультацию можно получить у М.В. Пономарева по электронной почте [email protected] или сети Вконтакте (http://vk.com/id148658665).
Выполненное задание пересылается на проверку на почту [email protected] (ни в деканат, ни на кафедру распечатанный текст сдавать не нужно). При отправке письма с контрольной работой в названии письма необходимо указать название вуза, курс, отделение, фамилию студента.
При выставлении рейтинговой оценки учитывается точность выполнения всех этапов работы, корректность использования нормативного материала, полнота и научная обоснованность промежуточных и итоговых выводов.
Все контрольные работы проверяются системой Антиплагиат. Строго соблюдается правило рейтингового штрафа за любые заимствования «чужого текста» – будь то размещенные в интернете материалы, либо контрольные работы других студентов (например, в интернете можно найти устаревшие образцы такой работы – настоятельно рекомендуется ими не пользоваться не только во избежание штрафа, но и из-за низкого качества выполнения !!).
Пошаговое выполнение контрольной работы
Итоговые выводы
5.1. Какие цели конституционно-правого регулирования являются общими для обеих стран, а какие можно считать специфическими для каждой из них?
5.2 Какие доктринальные установки ипринципы характерны для обеих стран, а какие – можно считать специфическими для каждой из них??
5.3. К какой модели конституционализма (либеральной, этатистской, либерально-этатистской) относятся изученные страны? (аргументируйте свой ответ).
Для формулировки итоговых выводов необходимо опираться на результаты предыдущих этапов работы (особенно по пунктам 3.1., 4.1.) и, при необходимости, использовать лекционные материалы и учебные тексты из состава электронной библиотеки.
Следует учесть, что цели конституционно-правового регулирования – это не отдельные характеристики самой конституционной системы, а стратегия воздействия на общество инструментами конституционного права. Поэтому цели нужно формулировать таким образом, чтобы показать, какие особенности общественных отношений в данной стране призвана закрепить или провозгласить Конституция, развитие каких сфер общественных отношений гарантирует Конституция, какие ставятся задачи по изменению общества, что подлежит защите как основа общественного строя и т.п. (само по себе наличие президентской власти, или системы правосудия, или парламента не является целью конституционно-правого регулирования, как целью завтрака не является яичница или чашка кофе!).
Доктрина конституционного права – это, прежде всего, политико-правовая идеология конституционной системы, совокупность общественных идеалов и ценностей, которые имеют приоритетное значения для конституционного регулирования. Кроме того, характеризуя доктрину важно сформулировать принципы конституционного права закрепленные в изучаемых конституциях (в соответствии с общепринятой классификацией – универсальные, особенные, единичные).
Модель конституционализма – это особый доктринальный подход к определению целей и методов конституционного строительства. Каждая из таких моделей (либеральная, этатистская, либерально-этатистская) предполагает особый подход к закреплению основ общественного строя, институционализации государства, регулирования правового статуса личности. В качестве ответа нужно не только определить, к какой модели конституционализма относится каждая из двух изучаемых конституционных систем, но и аргументировать свой ответ (т.е. указать какие именно черты соответствующей модели конституционализма прослеживаются в конституционной системе данной страны, ее доктринальной основе и институциональной структуре).
Материал о целях и принципах конституционного права, рекомендуется повторить с помощью конспектов лекций и файлов 2.0 и 3.0.
Материал о либеральной, этатистской и либерально-этатистской моделях конституционализма рекомендуется повторить с помощью конспектов лекций и файлов 8.0, 9.0, 10.0.
Рейтинговая оценка составляет от 10 до 20 баллов:
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных ошибок; прослеживается поверхностное знакомство автора с теоретическим материалом дисциплины; промежуточные и итоговые выводы носят формальный или несамостоятельный характер, допущены ошибки в трактовке целей и доктрины изучаемых конституционных систем. | 15-16 баллов |
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных неточностей; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на базовом уровне; в промежуточных и итоговых выводах отсутствуют явные ошибки, но прослеживаются затруднения с комплексным анализом конституционных систем. | 17-20 балла |
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на продвинутом уровне; промежуточные и итоговые выводы основаны на комплексном анализе конституционных систем, автор продемонстрировал широкую эрудицию в вопросах конституционного развития зарубежных стран. | 21-30 баллов |
Вариант № 2
ПРОЕКТ
Комментарий к схеме
[особый конституционный статус Императорской власти] – начинать комментарий с «особого статуса» монарха и модели престолонаследия необходимо при выполнении аналогичных проектов по государственному устройству Великобритании и Саудовской Аравии. Для остальных стран первым блоком комментария будет «избрание / назначение».
1 – Император является символом государства и единства народа. В соответствии с Конституцией «его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». При этом Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с «Законом об Императорской фамилии», принятым Парламентом (поэтому стрелка № 1 двойная – от народа и от парламента, и пунктирная, т.к. речь не идет о прямом политическом воздействии на Императора ни со стороны народа, ни со стороны Парламента). В Японии действует салическая система престолонаследия (по мужской линии). Нынешний Император Японии Его величество Акихито царствует с 7 января 1989 г.
[избрание / назначение – формирование высших органов государственной власти]
2 – Граждане в возрасте от 20 лет, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в списки избирателей, в ходе всеобщих, прямых, тайных выборов избирают депутатов Палаты представителей Парламента на четыре года: 300 депутатов избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 – в одиннадцати крупных региональных округах по спискам политических партий и по пропорциональной системе. Таким образом, избирательная система носит смешанный мажоритарно-пропорциональный характер, причем каждый избиратель имеет два голоса – один голос он отдает за конкретного кандидата, выдвинутого по одномандатному округу, а второй – за партийный список кандидатов по многомандатному округу (впрочем, значительная часть депутатов-«одномандатников» также выдвигается политическими партиями). Одномандатные избирательные округа имеют небольшой размер и усредненную плотность населения (их границы пересматриваются после каждой переписи населения через каждые пять лет). В сочетании со спецификой смешанной избирательной системы это обеспечивает очень интенсивный характер избирательного процесса, хотя все его аспекты жестко урегулированы законодательством.
3 – По схожей мажоритарно-пропорциональной смешанной системе граждане избирают депутатов Палаты советников Парламента на шесть лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года: 152 советника избираются по мажоритарной системе от многомандатных округов, формируемых в префектурах (избиратель подает голос за одного кандидата по округу, но избранными считаются все кандидаты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, поданных по округу, на число избираемых от округа советников – поэтому обычно по округу оказываются избранными в каждом округе избирается от 2 до 6 советников в зависимости от распределения большинства голосов). Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу по спискам партий (примерно пропорционально поданным за них голосам, однако с округлением, которое дает преимущество более крупным партиям).
Т.о. члены обеих палат являются выборными и представляют всю нацию.
Пассивное избирательное право: правом быть избранным в Палату представителей пользуются граждане, достигшие 25 лет, в Палату советников – 30 лет (выдвинуть свою кандидатуру может любой человек). Для регистрации кандидаты вносят избирательный залог, причем для кандидатов в Палату советников залог в полтора раза выше. Сумма залога удваивается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в Палату представителей, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в Палату советников – если он не набрал восьмой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по избирательному округу.
4 – Каждая палата Парламента избирает кандидата в премьер-министры из числа членов Парламента; если возникают разногласия, то премьер-министром назначается кандидат от Палаты представителей (доминирование нижней палаты в процессе назначения премьер министра на схеме обозначено рамкой); назначение премьер-министра утверждается указом Императора.
5 – Премьер-министр назначает преимущественно из числа членов Парламента Государственных министров (то есть формирует состав Кабинета), основываясь на рекомендациях Парламента и учитывая требование конституции – состав Кабинета должен быть «гражданским», то есть члены Кабинета не должны состоять на военной службе, быть в прошлом профессиональными военными и являться носителями милитаристской идеологии; назначение Государственных министров утверждается указом Императора.
6 – По представлению Кабинета Император назначает Главного судью Верховного суда.
7 – По представлению Главного судьи Кабинет назначает 14 судей Верховного суда. При проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей одновременно с выборами происходит фактическое утверждение вновь назначенных судей народом (т.е. судья может быть смещен с должности волеизъявлением избирателей); эта процедура повторяется через 10 лет. По достижении 70 лет судья Верховного суда выходит на пенсию.
8 – Кабинет назначает из списка лиц, предложенных Верховным судом судей судов общей юрисдикции (восемь высших, то есть апелляционных, судов, заседающих в крупных городах + районные, семейные и первичные суды как суды первой инстанции образуют единую систему правосудия; создание каких либо специальных судов запрещено). Все такие судьи занимают свою должность в течение 10 лет и могут быть назначены вторично.
[взаимодействие высших органов государственной власти]
9 – Взаимодействие палат Парламента в ходе законотворческого процесса: право на законодательную инициативу имеют депутаты обеих палат Парламента и Кабинет министров; законопроекты могут вноситься в любую палату (кроме бюджетных законопроектов, которые первоначально поступают в Палату представителей). Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов от кворума ('1/3 от состава палаты). Кроме этого, если мнения палат расходятся, Палата представителей может требовать созыва совместного заседания палат или создания согласительной комиссии (на схеме доминирование нижней палаты в законотворческом процессе обозначено рамкой)
10 – Законодательное воздействие Парламента, как высшего органа государственной власти, на Кабинет министров как высший орган исполнительной власти + формирование Парламентом бюджета, на основе которого действует Кабинет; НО при этом каждый принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, и контрассигнуется премьер-министром (политическая ответственность правительства за «качество» принятых законов и последующее их исполнение) + Кабинет составляет первоначальный вариант бюджета и вносит его на рассмотрение Парламента.
11 – Палата представителей большинством голосов может принять вотум недоверия Кабинету. Принятие нижней палатой вотума недоверия обязывает правительство уйти в отставку, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена Императором.
12 – Любой депутат Палаты представителей может подать интерпелляцию (депутатский запрос на действия кабинета или отдельного министра), ответ на которую должен быть дан в устной или письменной форме в течение семи дней.
13 – Каждая палата Парламента имеет право проводить парламентские расследования по вопросам государственного управления, а Парламент может создавать Суд импичмента для привлечения к судебной ответственности Государственных министров (но такое судебное преследование возможно только при согласии премьер-министра).
14 – Кабинет дает советы Императору в отношении всех государственных действий и несет за них ответственность.
15 – По требованию Кабинета актом Императора может быть распущена Палата представителей. С роспуском Палаты представителей Палата советников также прекращает свою работу. Причем Конституция не устанавливает какие-либо условия роспуска Палаты представителей, поэтому такая практика является обычной.
16 – Кабинет принимает решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента по собственной инициативе или по требованию 1/4 членов одной из палат (в межсессионный период)
17 – Верховный суд осуществляет конституционный контроль, то есть рассматривает законы и подзаконные акты на предмет соответствия Конституции.
18 – Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления (устанавливает правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах), а также выступает судом последней инстанции при рассмотрении любых дел.
19 – Парламент может принять закон в отношении определенного местного органа публичной власти, но только с согласия большинства избирателей, проживающих на территории соответствующего местного органа публичной власти.
Итоговый вывод
1. Форма правления – с формально-юридической точки зрения Япония представляет собой конституционную парламентскую монархию (стрелка 1). Однако в Конституции Японии отсутствует однозначная формулировка о форме правления и о главе государства. Более того, ст. 4 гласит: «Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти». Поэтому многие специалисты считают, что Япония является уникальной «республикой с монархическими атрибутами». С точки зрения функциональной общности с республиканской формой правления показательно преобладание полномочий парламента (как и в парламентской республике обе палаты парламента избираются напрямую – стрелки 2, 3 + парламент предопределяет состав правительства, а правительство несет перед парламентом ответственность – стрелки 4, 5, 13, 10).
2. Тип избирательной системы – смешанная мажоритарно-пропорциональная система (выборы обеих палат парламента – стрелки 2, 3). Специфика – обеспечение баланса между обеспечением активности гражданского общества (малые избирательные округа, два голоса у каждого избирателя, свободный порядок самовыдвижения «одномандатников») и активности политических партий (мажоритарный компонент избирательной системы, партийные списки в крупных округах).
3. Тип территориальной организации публичной власти – Япония является унитарным государством (что демонстрирует общая конфигурация схемы). Специфика японского унитаризма – сочетание высокого уровня политической централизации (верхняя палата является представителем как региональных, так и общенациональных интересов – стрелка 3; возможно прямое законодательное воздействие на региональные органы власти – стрелка 19) с развитым местным самоуправлением, которое обладает почти полной административной автономией в рамках государственного устройства (показано в схеме).
КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
(от 20 до 38 баллов)
В ходе итогового тестирования проверяется уровень освоения учебного материала по темам № 1-11 из программы курса.
Для подготовки необходимо использовать материалы лекций и учебные тексты, размещенные в папке «Учебные материалы» в файлах с нумераций 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 и т.д. вплоть до 11.0.
1. Методологические проблемы науки конституционного права зарубежных стран | файл 1.0 |
2. Конституционализм, конституционное право, конституция: соотношение понятий и основы системного анализа. | файл 2.0 |
3. Система конституционного права: понятие и типология источников, норм, институтов конституционного права, принципов и методов конституционно-правового регулирования. | файл 3.0 |
4. Нормативно-правовые и квазиправовые акты как источники конституционного права зарубежных стран. | файл 4.0 |
5. Судебные прецеденты, правовые обычаи, доктринальные источники как источники конституционного права зарубежных стран. | файл 5.0 |
6. Международно-правовые нормы и право межгосударственных объединений как источники конституционного права зарубежных стран. | файл 6.0 |
7. Проблема легитимации конституционного строя и система гарантий конституционного правопорядка. | файл 7.0 |
8. Особенности социального содержания конституций либеральной модели. Либеральный конституционализм в современном мире. | файл 8.0 |
9. Особенности социального содержания конституций этатистской модели. Этатистский конституционализм в современном мире. | файл 9.0 |
10. Особенности социального содержания конституций либерально-этатистской модели. Современные тенденции и противоречия в развитии институтов социального и правового государства. | файл 10.0 |
11. Особенности конституционного правопорядка в странах, принадлежащих к |