Предметно-содержательный анализ

Предметно-содержательный анализ

Результатов основного государственного экзамена по обществознанию

В 2017 году в ЗАТО Александровск

  1. Краткий анализ состава участников экзамена.

В 2017 году экзамен по обществознанию в форме ОГЭ сдавали 180 человек (43% от общей численности выпускников)

ОО Количество обучающихся 9-х классов Количество обучающихся, выполнявших работу % обучающихся, выполнявших работу
МБОУ ООШ №1
МБОУ ООШ №2
МБОУ «Гимназия»
МБОУ СОШ №266
МБОУ ООШ №269
МБОУ СОШ №276
МБОУ СОШ №279
МБОУ ООШ №280
Итого

Выводы:

- В 2017 году на 23% сократилось количество участников ОГЭ по обществознанию. Если в 2017 году экзамен по обществознанию выбрали 180 девятиклассников (43% от общего числа выпускников), в прошлом учебном году экзамен сдавали 217 выпускников (60%).

- В 2017 году экзамен сдавали выпускники всех 8 общеобразовательных организаций (в прошлом году были представлены 7 школ).

- Тенденция сокращения количества участников экзамена в 2017 году характерна и для региона в целом.

Краткая характеристика КИМ по предмету.

Цель ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089).

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектом контроля выступает широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качеств личности и условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности предполагают более сложную, комплексную по своему характеру, познавательную деятельность.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих 31 задание:

- часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом;

- часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом.

Задания 1-20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками.

Задания 21-25 направлены на проверку определенных умений.

В задания части 2 работы входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл Примерный интервал выполнения
Базовый 60-90%
Повышенный 40-60%
Высокий менее 40%
Итого  

На выполнение экзаменационной работы отводилось 3 часа (180 минут).

Правильно выполненная работа оценивалась в 39 первичных баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы

По обществознанию в отметку по пятибалльной шкале в 2017 году

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичный балл 0-14 15-24 25-33 34-39

Основные результаты ОГЭ по обществознанию

Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий

Выводы:

1)Из приведенной выше таблицы и диаграммы можно сделать вывод о том, что процент выполнения заданий первой части у выпускников ЗАТО Александровск выше, чем по области (все задания, кроме №22 – на установление соответствия), а вот процент выполнения заданий второй части у наших обучающихся ниже, чем в целом по региону.

2) Средний процент выполнения заданий базового уровня сложности составил в 2017 году 80% (в 2016 году – 73,5%);

Повышенного уровня сложности – 60 % (в 2016 году – 52,8%);

Высокого уровня сложности – 36% (в 2016 году – 31,3%).

Показатели по муниципалитету выше, чем по региону.

В таблице для сравнения представлены данные по общеобразовательным организациям, по ЗАТО Александровск, по Мурманской области:

ОО Средний процент выполнения заданий
Базового уровня сложности Повышенного уровня сложности Высокого уровня сложности
МБОУ ООШ №1
МБОУ ООШ №2
МБОУ «Гимназия»
МБОУ СОШ №266
МБОУ ООШ №269
МБОУ СОШ №276
МБОУ СОШ №279
МБОУ ООШ №280
По ЗАТО Александровск
По Мурманской области

3) Анализ результатов показал, что все разделы содержания базового уровня сложности усвоены обучающимися на допустимом уровне, задание 2 (из раздела «Человек и общество» выполнено на высоком уровне (91%)

Надопустимом уровне(60%≤к≤90%) усвоены следующие разделы содержания (базовый уровень сложности):

1. Человек и общество;

2. Сфера духовной культуры;

3. Экономика, ее роль в жизни общества. Экономическая сфера;

4. Социальная сфера;

5. Сфера политики и социального управления;

6. Право. Признаки и виды правонарушений; административные правоотношения. Основные понятия и институты уголовного права. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Права ребенка. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения.

Из заданий базового уровня затруднения вызвало лишь задание 22 – на установление соответствия (задание с разным содержанием в разных вариантах), с этим заданием полностью справились 59% выпускников.

В части 1 затруднения у обучающихся вызвали также задания повышенного уровня, требующие аналитических умений:

- задание 20 – раздел «Право», на анализ 2-х суждений;

- задание 24 – на выбор позиций из списка.

4) Процент выполнения части 2 составил 28 (в прошлом году – 22%). По всем заданиям второй части процент выполнения по муниципалитету ниже, чем по региону в целом.

Сложность вызвали задания, проверяющие следующие умения обучающихся:

- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельность людей в различных сферах;

- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников, анализировать источники.

Рекомендации:

Методической службе:

- Ознакомить педагогов с аналитической справкой, обсудить результаты ОГЭ по обществознанию на рабочем совещании.

- Оказать методическую и консультативную помощь педагогам при отработке педагогами «проблемных» заданий и разделов содержания с обучающимися.

- Рекомендовать рассмотреть эффективные практики формирования предметных и метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы.

Учителям обществознания:

- При подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации обратить внимание на отработку следующих умений: объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельность людей в различных сферах; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); анализировать источники.

- При организации учебных занятий и повторения обратить внимание на разделы:

Общество и человек; Понятие правоотношений; право на труд и трудовые правоотношения; трудоустройство несовершеннолетних; семейные правоотношения; права и обязанности родителей и детей; гражданские правоотношения; права собственности; права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям); Право; Сфера духовной культуры и ее особенности; Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государственной власти РФ; правоохранительные органы; судебная система.

- Следует продолжить систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию; обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. Использовать в работе тексты различных видов: научные, публицистические, фрагменты юридических документов.

- При изучении новой темы, повторении пройденного материала организовывать работу с учащимися по развитию умения составлять план фрагмента текста (№ 26). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). Отметим, что на уровне основного общего образования выполнение задания данного типа не требует составления развернутого плана. Поэтому отсутствие конкретизации ряда пунктов не является основанием для снижения оценки.

- Следует уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (задание № 29). Так как социальный опыт учащихся 9 классов незначителен, следует акцентировать внимание учащихся на факты прошлого и современности; сведения, почерпнутые из других учебных предметов или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Реализация в урочной и внеурочной деятельности мини-проектов, социальных практик, проведение диспутов, экскурсий, обсуждение фильмов, публикаций в СМИ, иных образовательных событий позволит расширить социальный опыт учащихся.

- Продолжить работу по формированию смыслового чтения. Важно научить учащихся внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно не только обратить внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

- Увеличить долю учебных дискуссий, практико-ориентированных, исследовательских заданий, требующих самостоятельного структурирования и аргументации материала учащимися. Это поможет сформировать у учащихся умение формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение (№ 31), непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

14.09.2017 Методист МБУО «ИМЦ» Е.В. Веселова

Предметно-содержательный анализ

Наши рекомендации