Сделать содержательный, структурный и языковой анализ текстов

Задание 1.

1) На основе анализа литературы сформулировать требования к текстам, используемым в обучении младших школьников письменной речи.

Литература:

1. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М.: Русский язык, 1981.

2. Ляудис В. Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

3. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя/ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007.

5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.

1) Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса.

В современных учебниках русского языка тексты занимают значительное место: например, в учебниках Т.Г. Рамзаевой – до 40-45 % площади учебника. Это объясняется влиянием коммуникативных методов, функционального подхода в изучении языка. Впрочем, внимание к текстам традиционно: и в рекомендациях Ф. И. Буслаева, и в учебниках К.Д. Ушинского тексту, особенно художественному, отводится ведущая роль.

Вот пример подбора текстов в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 3 класс:

- стихотворение С.Я. Маршака «Декабрь»;

- отрывок из рассказа Г. Скребицкого;

- отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Летом на вырубке»;

- отрывок из произведения М. Пришвина;

- два стихотворения С. Михалкова;

- отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (А.С. Пушкин представлен в этом учебнике 8 раз);

- отрывок из стихотворения И. Сурикова;

- «Берёза» С. Есенина;

- отрывки из стихов Ф. И. Тютчева, А. Прокофьева, А. Плещеева, М. Дудина, В.А. Жуковского;

- прозаические отрывки из Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, И.С. Тургенева, В. Бианки.

Наибольшее количество текстов предложено для иллюстрации изучаемых явлений языка, кроме того – для выразительного чтения, пересказа, списывания, грамматического анализа, синонимической работы, составления плана и прочих целей.

Методические требования к текстам:

· образцовость языка, художественность текста;

· богатство содержания, актуальность тематики;

· наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств;

· разнообразие жанров и стилей;

· богатство лексики;

· развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в его развитии;

· текст должен быть интересным и доступным по содержанию детям младшего школьного возраста;

· не должен содержать не понятных детям слов с неизученными орфограммами;

· объём должен соответствовать возрасту;

· текст должен легко делиться на части;

· должна быть чётко выражена тема и основная мысль текста.

Учитель не должен ограничиваться только теми текстами, которые даны автором учебника: в его (учителя) методическую копилку подбираются разнообразные тексты как общего назначения, так и по разделам и по темам курса русского языка: для чтения, для анализа, для диктантов, других упражнений. Ученики тоже должны уметь подбирать тексты: как по личным ценностным ориентациям, так и по изучаемым темам: например, при изучении времён глагола, для показа роли местоимений, роли союзов и предлогов, для показа переносных значений слов, их многозначности, для демонстрации связей внутри компонента текста.

Использование текстов на уроке имеет и отрицательную сторону: оно требует много времени, особенно при списывании. Поэтому учитель нередко предпочитает словарный материал, небольшие, несложные, а иногда примитивные предложения. Такая тенденция способствует экономии времени, но отрицательно сказывается на общем развитии учащихся, в частности на развитии речи и языкового чутья.

Сказанное не исключает использования в нужных ситуациях словарного материала, словосочетаний, полноценных предложений. Этот материал используется и для языкового анализа, и для упражнений в списывании, в конструировании синтаксических структур.

Подобрать образец текста для обучения младших школьников письменной речи и охарактеризовать его.

По грибы

Лес весь сверкал в..сёлыми звёздоч(?)ками. Каждый листок, каждая тр..винка бл..стела, улыбалась капельными гла(з,с)ками. Со..нце ещё только поднималось (над) д..рев..ями и не успело высуш..ть вчерашнего д..ждя. Все кусты и ёлоч(?)ки были (в) паутинках. Каждая паутинка была унизана крошеч(?)ными в..дяными ж..мчуж..нами.

Мы сразу пром..чили свои штаны и рубахи. Но всё равно ст..новились (на) колени. Раскапывая руками мокрый мох, мы вытаскивали из-под него маленьких кр..пышей с тёмной шапоч(?)кой на пузатенькой но(ж,ш)ке – настоящих борович(?)ков. Потом сп..ш..ли дальше – искать новое гн..здо гр..бов. (По В. Бианки)

Данный текст – отрывок из рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Бешеный бельчонок» Читая этот текст, юный читатель получает первые уроки в школе натуралиста - он учится видеть, наблюдать. Очень осторожно вводит Бианки пейзаж в свои рассказы, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев.

Стиль текста – художественный.

Тип текста – повествование с элементами описания.

Тема – поход в лес за грибами.

Идея - лес после дождя - веселое, радующее душу зрелище.

Текст авторский. Отрывок имеет название. Текст состоит из 2-х частей.

Связь частей текста:

Описание леса после дождя, везде видны капельки – дождинки – грибники вымокли, но обращать внимание на это было некогда, т.к. сбор грибов доставлял им большое удовольствие.

Связь предложений в каждой части:

1-2: весь лес сверкал – каждый листок, каждая травинка блестела.

2-3: капельные глазки – дождь.

3-4: деревья – кусты и ёлочки.

4-5: паутинка – в паутинках.

6-7: промочили – но всё равно становились на колени.

7-8-9 : становились на колени – раскапывая руками, вытаскивали- спешили дальше - искать; боровички – грибы.

Текст состоит в основном из простых повествовательных невосклицательных предложений. Несколько предложений осложнены однородными простыми глагольными сказуемыми (блестела, улыбалась; поднималось и не успело) и однородными сказуемыми (каждый листок, каждая травинка – повторение слова придаёт значение всё вокруг; кусты и ёлочки).

Преобладание в тексте сущ. и глаг. доказывает, что это текст – повествование. Много в тексте прилагательных, с помощью которых автор более ярко описывает красоту природы.

Автор употребляет много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: звёздочка, травинка, глазками, ёлочки, паутинка, шапочка, ножка, боровичков (крепыши) – что говорит о бережном отношении автора к природе, умение видеть её красоту, восхищаться этой красотой. Маленькая капелька дождя блестит на солнце, а множество сверкающих дождинок делают лес сказочным, волшебным.

Изобразительно-выразительные средства:

сверкал весёлыми звёздочками – метафора;

улыбалась – олицетворение;

капельными глазками – метафора;

унизана крошечными водяными жемчужинами – метафора;

маленьких крепышей – сравнение;

на пузатенькой ножке – метафора;

гнездо грибов – сравнение.

Этот текст можно предложить детям на этапе закрепления знаний и умений детей по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 4 класс.

Цели:

1. закрепить знания учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;

2. совершенствовать орфографические навыки, развивать монологическую речь;

3.воспитывать любовь к родному языку; любовь к родной природе.

Задание 2.

Сделать содержательный, структурный и языковой анализ текстов.

Под окном росла молодая груша. На верхних ветвях груши построила гнездо мухоловка. В гнезде на мягком пуху лежали яйца птички.

Однажды на дереве появилась кошка. Она ползла по ветке к птичьему гнезду. Отважная мухоловка стремительно проносилась перед самым носом кошки, била ее крыльями и жалобно пищала.

На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоем они прогнали кошку от гнезда.

( По В. Чернышеву)

Содержательный анализ:

Тема – Спасение мухоловками своего гнезда от кошки.

Идея – взаимопомощь и выручка помогут преодолеть любые трудности.

Стиль текста – художественный.

Тип текста – повествование.

Структурный:

Текст авторский. Не имеет заглавия (отрывок). Текст состоит из 3-х частей.

Связь частей между собой:

1- 2 части: груша – на дереве.

2-3 части: описание состояния мухоловки в опасной ситуации – на помощь; мухоловка – подружке.

Предложения каждой части связаны между собой:

1) повтором слов:

- 1-2 предложение: груша - груши.

- 2-3 предложение: гнездо – в гнезде.

2) 1-2-3 предложение: кошка – она – её (сущ. –мест.- мест.).

3) 1-2 предложение: подружка, птичка – вдвоём (сущ- е – числит.).

Текст состоит из простых повествовательных невосклицательных предложений. 6-е предложение осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми.

Языковой:

Соотношение частей речи:

Преобладание в тексте сущ. и глаг. доказывает, что это текст – повествование. Автор повествует о прошедших событиях (преобладание глаголов прош. времени).

ᴧ ᴧ

- птичка, подружка – уменьшительно-ласкательные суффиксы, что указывает на маленький размер мухоловки, беззащитность.

Изобразительно-выразительных средств нет.

Порядок слов обратный:

Под окномросламолодаягруша.

Слова употреблены в прямом значении, лексика общеупотребительная.

Посадите возле дома рябинку!

Весной рябинка оживает одна из первых. Многие деревья еще голые стоят, а она уже тонкими кружевами зеленеет. А как красиво цветет рябинка! По зеленой кроне белыми шапками разбросаны соцветия; запах за версту слышен.

Осенью деревья теряют свою красоту, а рябина вспыхивает красным огнем. Будут возле дома жить скворцы, дрозды, снегири и благодарить хозяев за щедрое угощение. Посадите возле дома рябинку!

(По Р. Игнатенко)

Содержательный:

Тема – красота рябины в разное время года.

Идея – восхищение красотой родной природы на примере рябинки.

Стиль – художественный.

Текст состоит из 4-х частей, не имеет заглавия, авторский. Композиция четырёхкольцевая (повтор 1-й части в конце текста: «Посадите возле дома рябинку!»).

Связь частей между собой:

1-2-3-4 части: повтор слов рябинку – рябинка – рябина – рябинку.

Связь предложений внутри каждой части.

1) 1 предложение.

2) рябинка – она (сущ. – мест.); противопоставление – деревья голые – кружевами зеленеет; цветёт – соцветия.

3) противопоставление: теряют красоту- горит огнём (ягоды) – угощение.

Языковой:

В тексте преобладают повествовательные предложения, есть 2 побудительных восклицательных предложения (призыв посадить рябинку).

3, 5 и 6 предложения сложные. 7-е простое, осложнённое 3-мя однородными подлежащими и 2 одн. сказуемыми.

Изобразительно- выразительные ср-ва:

Метафоры:

- зеленеет тонкими кружевами;

- вспыхивает красным огнём;

- деревья теряют красоту.

Олицетворение:

- рябинка оживает;

- деревья голые.

Сравнение: соцветия- белые шапки.

Лексика в основном общеупотребительная. Фразеологизм – за версту слышен.

Слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами:

Рябинка – автор с любовью и восхищением относится к этому дереву, выделяет его среди других деревьев, особое место в его сердце.

Преобладают глаголы наст. и буд. Времени в изъяв. и повел. накл.

Наши рекомендации