Соотношение публичного и частного права
Осознанный общественный интерес становится целью деятельности государства. Интерес подлежит правовому опосредованию как стремлению к удовлетворению признаваемых общественных потребностей. Порожденные им юридические мотивы, правовые требования получают выражение посредством государственной воли. Объективированный правом интерес предопределяет содержание правовых норм с присущим им общеобязательным характером. В основе деления права на публичное и частное лежит интерес (с лат.interest- иметь значение).
Публичный интерес – это признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития.
Частный интерес – охраняемый правом интерес, присущий конкретным лицам и социальным группам.
Древнеримский юрист Ульпиан (170–228 гг.) высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов.
Однако при разделении права на публичное и частное необходимо иметь ввиду два обстоятельства.
1) Граница между сферами публичного и частного интереса подвижна и определяется законодателем. Например, в результате принятия федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Гражданского кодекса РФ деятельность кредитных организаций переместилась из сферы публичного интереса в сферу частного. Вопрос разграничения публичного и частного права - это вопрос ограничения вмешательства государства в сферу частных интересов его граждан.
2) Частные и публичные интересы неоднородны. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890–1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.
Исходя из этого выделяют 4 критерия разделения публичного и частного права.
1) Критерий интереса. Петражицкий указывал, что личный интерес – это лично-свободное право, а публичный интерес – когда субъект считает себя управомоченным в общем интересе, действует на благо подвластных.
2) Субъектный критерий. В качестве субъектов частных отношений выступают частные лица, в качестве субъектов публичного – государство и иные публично-правовые образования.
3) Критерий защиты интереса. Если нарушенное право защищается только по инициативе государства, в том числе помимо воли потерпевшего лица, то это область публичного права. Если защита осуществляется по требованию лица, чье право нарушено, то это право частное. Однако этот критерий присутствует не всегда. Например, лицо признается банкротом в судебном порядке.
4) Критерий метода. Для публично-правовых методов характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, когда субъект с властными полномочиями устанавливает нормы в одностороннем порядке. В этом случае нет места усмотрению субъектов. Сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений).
В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят конституционное, административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права, к отраслям частного права — гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.
Соотношение материального и процессуального права.
Материальное право – система правовых норм, обеспечивающих охранительные и регулятивные функции права. Они направлены на реализацию материальных и духовных потребностей человека.
Однако материальное право не может существовать без процессуального, которое прописывает процедуру реализации материальных норм. В.Д. Сорокин отмечает, что каждая отрасль материального права предполагает в качестве необходимого условия своей реализации наличие процессуальной нормы. Структурно процессуальное право представлено процессуальными отраслями права, а также нормами, содержащимися в рамках материальной отрасли права.
Соотношение международного и национального права
Национальное право – право, созданное и действующее на территории одного государства, распространяющееся на его граждан (подданных).
Международное право – право надгосударственного уровня, распространяющееся на государства, принявшие международно-правовые обязательства.
Национальное (внутригосударственное) право взаимодействует с международным правом, что влечет определенные последствия для первого. При этом доктрина международного права выделяет три основных метода такого взаимодействия.
1) Первый метод связан с реальным изменением действующего законодательства государства. Государство для надлежащего обеспечения своих международно-правовых обязательств в каждом конкретном случае принимает внутригосударственные нормативные акты. С.В. Черниченко называет такой метод взаимодействия инкорпорацией и отмечает, что «текст международного договора воспроизводится в официальных изданиях как текст закона или подзаконного акта соответствующего уровня».
2) Вследствие функционирования второго метода взаимодействия происходят изменения не в системе законодательства, а в системе права страны. Особенность данного метода заключается в том, что нормы международного права применяются в качестве норм внутригосударственного права: нормы международного права рассматриваются как нормы национального права страны. И.П.Блищенко указывает, что все это не изменяет характера нормы как нормы международного права, но обязывает национальные суды применять ее, а физических и юридических лиц исполнять данную норму. Следовательно, данная международно-правовая норма является одновременно национально-правовой.
3) Третий метод согласования не влечет каких-либо изменений в системе права и (или) законодательства государства. Норма международного права способна действовать непосредственно в сфере внутригосударственных отношений. Этот метод называют методом отсылки, при котором существует возможность использования для урегулирования внутригосударственных отношений правил, установленных международным договором или обычаем. С.Ю. Марочкин утверждает, что «суть отсылок в том, что они не вводят в национальное право новые материальные нормы, а лишь допускают, санкционируют применение норм международного права для регламентации конкретных отношений, возникающих внутри государства». Отсылка всегда зафиксирована непосредственно во внутригосударственных нормативных правовых актах.