Тема 7. Государство и общество, государство и экономика (2ч)

1) Гражданское общество, понятие и структура. Экономика.

Гражданское общество представляет собой такую ступень развития общества, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод человека, развитым самоуправлением, независимостью средств массовой информации

Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны. Общество появилось давно, но не всегда было гражданским.

В течение долгого времени выражение «гражданское общество» отождествлялось именно с государством. Различия между общественными и государственными институтами стали проявляться в период нового времени.

Важную роль в разработке принципов гражданского общества сыграла теория общественного договора (Г.Гроций, Т.Гоббс, Монтескье, Руссо). Согласно ее государство создается в результате договора людей, которые обязаны охранять условия общественного договора. Государство — это орган, представляющий интересы всего общества. Народ имеет право лишь государство, нарушившее договор, властных полномочий.

В дальнейшем под гражданским обществом стали понимать качественно обособленную сферу отношений (имущественных, семейных, нравственных), которые должны состоять в независимости от государственной власти, это внеполитическая, внегосударственная сфера отношений.

К понятию гражданского общества существует два подхода. Первый основан на противопоставлении гражданского общества и государства, и, следовательно, противопоставлении политических и неполитических отношений. Второй подход исключает политические институты и отношения из сферы действия гражданского общества и рассматривает его как совокупность всех видов общественных отношений, в том числе и политических, в рамках которых удовлетворяются потребности индивидов и их групп.

Отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять государству, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое имеет возможности сформировать правовое государство.

Принципы, на основе которых строится гражданское общество (Н.И.Матузов):

- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

- признание и защита естественных прав человека и гражданина;

- легитимность и демократический характер власти;

- равенство всех перед законом и судом;

- правовое государство;

- политический и идеологический плюрализм;

- свобода мнений, слова, независимость СМИ;

- невмешательство государства в частную жизнь людей;

- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойную жизнь людей.

Перечисленные признаки показывают уровень развития общества, личные и социальные качества его членов.

Структура гражданского общества: личность, семья, школа, церковь, общественные объединения, политические партии, профсоюзы, СМИ, институты представительной и непосредственной демократии, система воспитания и образования, социальные группы.

Формирование гражданского общества связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем, формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единство интересов и единой целью — человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.

Формой существования гражданского общества в России является народовластие, предоставляющее всем людям равные юридические возможности участия в жизни государства (М.М.Рассолов).

Важное качество гражданского общества и правового государства — развитое и сильное местное самоуправление. В нем воплощаются такие признаки, как народовластие, гибкое управление общественными делами, гарантированность и защита прав человека, разделение власти, суверенитете народа.

Взаимодействие гражданского общества и государства.

Государство в гражданском обществе регулирует развитие экономики страны на основе требований рынка, осуществляет сбор налогов, решает вопросы управления социальной сферой, осуществляет политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни малоимущих слоев населения, борется с преступностью, охраняет общественный порядок и т.п. Следовательно, правовое государство и гражданское общество не разделимы. Государство необходимо гражданскому обществу хотя бы для того, чтобы умерить негативные последствия рыночных реформ, для регулирования различных отношений ради предотвращения экономического хаоса, справедливого распределения материальных ценностей, которыми располагает общество.

Государство должно регулировать и другие сферы, например, порядок проведения собраний, митингов. Однако регулирование этих сфер осуществляется под контролем гражданского общества, которое при необходимости воздействует на государственные решения вплоть до их отмены.

Взаимодействие гражданского общества и государства не исключает возможности противоречий между ними. Они могут наступить, когда нарушаются разумные пределы и форма вмешательства в прерогативы каждого из них. Но эти противоречия легко снимаются.

2) Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества

Политическая система общества — сфера жизни общества, включающая политические институты, отношения и нормы, связанные с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.

Система — то множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целое единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.

К указанным взаимосвязанным элементам политической системы следует отнести субъектов политической деятельности (институты), отношения между ними и нормы, упорядочивающие, регулирующие эти отношения.

Субъектов политической системы можно подразделить на группы по политической направленности деятельности, выраженной в уставах и программах. Этот критерий отражает:

- способность выражать политические интересы социальной группы;

- способность быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

- наличие отношения к государственной власти как в форме взаимодействия с государством, так и противостоя ему.

Исходя из соответствующих характеристик организаций выделяют: 1) собственно политические организации; 2) не собственно политические организации; 3) организации, имеющие незначительный политический аспект.

Собственно политические организации — это организации, непосредственно связанные с политикой; цель их деятельности — овладение государственной властью, проведение политических интересов определенных социальных групп, участие в реализации внутренней и внешней политики. К таким организациям относятся государство, политические партии, органы местного самоуправления.

Не собственно политические организации — организации, формирующиеся для деятельности в экономической, духовной и иных сферах жизни общества и не преследующие непосредственно политические цели. В то же время они оказывают политическое влияние на политические процессы. Например, профсоюзы могут организовать забастовку, тем самым, заставляя государство выполнить заявленные требования работников. Организации, имеющие незначительный политический аспект, являются объектом политического воздействия, но сами не являются носителями политической власти. Например, это общества автолюбителей, клубы собаководов.

К политическим нормам можно отнести правовые нормы с политическим содержанием, политические традиции и политические обычаи, правила политической этики.

В рамках политических отношений осуществляется взаимодействие между субъектами политической системы. Эти отношения иначе называют функциональной подсистемой политической системы. В рамках ее реализуются следующие функции:

- политического руководства обществом и управления его делами;

- интеграционная функция — объединение структурных элементов политической системы;

- регулятивная - предназначена для регламентации политического поведения;

- политико-идеологическая - призвана проводить в жизнь определенные концепции, привлекательные для населения и выражающие его интересы.

Место государства в политической системе определяется тем, что вокруг государственной власти складываются политические отношения. Особое место и роль государства здесь обусловлено его свойствами, которыми не обладает ни один другой субъект политической системы. К таким свойствам следует отнести:

- способность объединять все население, проживающее на его территории;

- способность выражать интересы всего общества;

- способность определять направления развития общества;

- вправе принимать обязательные для исполнения властные решения;

- обладает верховенством и независимостью от других властей и субъектов;

- возможность применять легально принуждение.

Одновременно государство использует социальное партнерство, т.е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, расширяя социальную базу государства. Уровень и качество взаимоотношения государства и негосударственных организаций является показателем демократичности государственной власти. Если государство обеспечивает свободное развитие и функционирование общественных объединений, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство оценивают как демократическое, поскольку оно гарантирует право человека на объединение в союзы.

Отношения государства и общественных объединений носит двусторонний характер. Государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий. Общественные объединения участвуют в определении политики государства, в контроле за деятельностью государственных органов.

В науке выделяют три направления сотрудничества государства и общественных объединений:

1) информирование государством общественных объединений о состоянии дел в различных сферах общественной жизни, в том числе о принимаемых государством решениях;

2) совместное решение социально значимых проблем, например, охрана окружающей среды, избирательная кампания и т.п.;

3) правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов.

Государство осуществляет контроль за:

- законностью деятельности общественных объединений, в том числе, путем регистрации учредительных документов;

- законностью получения доходов, уплатой налогов.

В случае установления нарушений государство может приостановить деятельность объединения или его ликвидировать.

3) Государство и политические партии.

Наиболее тесно государство взаимодействует в политической системе с политическими партиями.

В соответствии с ФЗ от 11.07.2001 «О политических партиях» политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки политической партии:

1) участвует в политической жизни общества; единственный вид общественного объединения, которое обладает право самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Обязательность участия в выборах

2) организация, основанная на членстве: численность партии не менее 50тыс. членов;

3) всероссийское общественное объединение: наличие структурных образований не менее чем в половине субъектов РФ.

Функции политической партии:

- социального представительства;

- борьбы за государственную власть;

- идеологическая;

- кадровая;

- политической социализации, т.е. включенность личности в политику.

Формы взаимодействия государства и партий:

- участие в формировании выборных представительных органов;

- участие в формировании политического курса государства путем участия в предвыборных дискуссиях, обнародования предвыборных программ, формирования общественного мнения;

- влияние на процесс правотворчества;

- контроль за государственными органами.

Государство и церковь

Церковь относится к числу не собственно политических организаций. Церковь не преследует политических целей. Хотя в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют весьма серьезную политическую роль.

В России признается равноправие религий, утверждается свобода совести и вероисповедания.

Церковь отделена от государства. Государство регулирует деятельность церкви. В ряде государств осуществляется финансовая поддержка церкви, церковным актам гражданского состояния придается юридическая сила.

Важное значение имеет использование возможностей государства для внедрения в массовое сознание и поведение общечеловеческих религиозных идей и ценностей. Усвоение индивидом заповедей религии способствует распространению законопослушного поведения среди населения. Но в то же время есть и минус: стоит индивиду потерять религиозную веру, и законопослушное поведение может прекратиться, если у индивида отсутствуют другие мотивы для соблюдения правовых запретов.

5) СМИ в политической системе общества

СМИ оказывают влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей.

СМИ образуют самостоятельный политический институт, который формирует общественное мнение вокруг наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей.

6) Влияние государства на экономику

Существует два подхода к взаимодействию государства и экономики.

А) либеральные взгляды в вопросе о соотношении государства и экономики представлены в теории «государства ночного сторожа», согласно которой деятельность государства в экономической сфере ограничивается задачами охраны частной собственности и имущественных прав собственников.

Б) согласно взглядам сторонников теории этатизма государство – это организатор всей экономики: от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда.

При этом в разных исторических условиях и применительно к различным экономическим системам влияние государства различно. В зависимости от фактора участия государства в экономике выделяют четыре разновидности экономики:

- традиционная;

- командная;

- рыночная;

- смешанная.

При традиционной экономике тип производства носит присваивающий характер. Участия государства в такой экономике не требуется, т.к. общественного производства нет.

При командной экономике существует государственная собственность на средства производства, удельный вес частной собственности незначительный, государство управляет всеми природными и капитальными ресурсами.

Рыночная экономика – это система свободного предпринимательства. Она основывается на частной собственности, свободной системе ценообразования и конкуренции. Роль государства здесь минимальна.

Смешанная экономика сходна с рыночной наличием института частной собственности, а с командной – участием государства в экономике. Рынок здесь определяет большинство экономических решений, а государство устанавливает правила игры на рынке и охраняет порядок.

Лекция

Наши рекомендации