Тема 2. Происхождение государства и права (2ч)
1. Причины множества теорий происхождения государства
1. Формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2. Неодинаковое мировоззрение исследователей;
3. Сложность процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
2. Характеристика догосударственного строя
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. В рамках археологической периодизации выделяют 2 этапа развития первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства – кризисная.
А) экономическая основа первобытного общества. Человек довольствовался тем, что давала ему природа, занимался собирательством, охотой, рыболовством. Экономические отношения строились на двух принципах:
- рецепроктность – все, что производится, принадлежит всем;
- редистрибуция – все сданное перераспределяется между всеми.
Б) социальная организация первобытного общества. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. объединение людей, основанное на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений, возглавлялась наиболее авторитетными и опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев. Образ жизни был кочевой. Т.о., люди объединялись по родовому, а не территориальному принципу.
В) организация власти и управления.
- Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы управления. В общине существовали следующие институты власти:
- предводитель (вождь); совет старейшин; общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.
- Первые два института власти были выборными и сменяемыми, осуществляли свою деятельность под контролем общины.
- Власть основывалась на авторитете того или иного члена общины, поэтому называлась потестарной (от лат. «Potestus» - власть, мощь). Большое значение придавалось обычаям.
Г) Нормативная система первобытного общества
Регулятивные начала формировались в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивала существование и взаимодействие различных социальных групп. Это правила смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно-брачных отношений, закрепления половозрастного деления, взаимопомощи, организации охоты, распределения пищи и т.д.
Суть всех регулятивных начал состояла в том, что они направлены на поддержание присваивающей экономики, на гармоничное существование человека в природной среде и его воспроизводство.
В производящем хозяйстве регулирование осуществлялось по другому, оно направлено на сознательное регулирование организации производства.
Содержание социальных норм первобытного общества – обеспечение выживания в природных условиях. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо животного или растения священным. Это запрещало людям племени употреблять мясо этого животного или растение в пищу.
Способы регулирования:
- запреты (табу),
- дозволения (виды животных, на которых можно охотиться и растений, которые можно собирать, с определением времени охоты и собирательства),
-позитивные обязывания (определялось поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилья и т.п.).
Формы выражения: мифы, традиции, обычаи, ритуалы. Обычаи – исторически первые регуляторы отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение.
Миф – предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшее в первобытном обществе. Они объясняли многие стороны человеческого жития: тайну появления человека, орудий труда, характер отношений в семье. Мифы выполняли значительную нормативно-регулятивную функцию и несли идеологическую нагрузку.
Ритуал – правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной. Ритуалы отличаются красочностью, театрализованностью, массовостью. Цель ритуала – внушить определенные чувства, достичь определенного психологического настроя.
Обряд – правило поведения, заключающееся в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникающее в психику человека. Совершение их, как правило, требует участие специалиста – жреца). Обряды преследуют идеологические, воспитательные цели (обеспечивают сопереживание между людьми). Например, обряд захоронения: право первому бросить горсть земли на могилу покойного принадлежит внуку, т.к. он считался воспреемником его духа; на могилу бездетной женщины клали цыпленка, который, как считалось, будет ее оплакивать. Обряд поминания выражал заботу живых об умерших.
Обычай – правило поведения, сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.
Регуляторы отношений в первобытном обществе совмещали в себе мифологическую и традиционно-бытовую основу. Отечественный этнограф А.И.Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения, которые совмещали в себе права и обязанности и различные виды норм – религии, морали и т.п.