Источники миграционного права
Миграционное право имеет и совокупность правовых актов, выступающих источниками данного правового института. Они представляют собой совокупность международных и национальных правовых актов.
К международным нормативно-правовым документам, устанавливающим международные стандарты, относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Постановление Верховного Совета РФ о присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов ичленов их семей от 18 декабря 1990 г., Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 г., Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г., Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. "О помощи беженцам и вынужденным переселенцам" и др.
В Российской Федерации в соответствии с вышеназванными и иными международными документами заложены основы национального законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу, которые нашли отражение в ряде нормативных документов, к которым следует отнести, прежде всего, Законы РФ от 19 февраля 1993 г. (в ред. ФЗ от 2 июля 2013 г.) "О беженцах", от 19 февраля 1993 г. (в ред. ФЗ от 25 ноября 2013г.) "О вынужденных переселенцах", от 25 июня 1993 г. (в ред. ФЗ от 28 декабря 2013 г.) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федеральные законы: от 15 августа 1996 г. (в ред. ФЗ от 28 декабря 2013 г.) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", от 24 мая 1999 г. (в ред. ФЗ от 23 июля 2013 г.) "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", от 25 июля 2002 г. (в ред. ФЗ от 28 декабря 2013 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 31 мая 2002 г. (в ред. ФЗ от 2 ноября 2013 г.) "О гражданстве Российской Федерации", от 18 июля 2006 г. (в ред. ФЗ от 28 декабря 2013 г.) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и др.
Анализируя миграционное "правовое поле", можно отметить, что оно, к сожалению, характеризуется хаотичностью развития, сложностью и запутанностью нормативных положений, нередко избытком отсылочных норм, частой изменчивостью, большой долей подзаконных правовых актов.
В связи с этим целесообразно согласиться с предложением А.Н. Сандугея о разработке и принятии единого кодифицированного акта - Миграционного кодекса РФ, устанавливающего основы государственного регулирования миграционных процессов, закрепляющего статус основных субъектов миграционных отношений, определяющего направления и виды миграции, порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее, транзитного проезда через российскую территорию, регистрационного учета лиц по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации. Принятие такого кодекса позволит объединить разрозненные правовые нормы, действующие в области регулирования миграционных отношений, содержащиеся в разных федеральных законах, устранить существующие пробелы миграционного законодательства, ликвидировать устаревшие акты.
В настоящее время еще не сложились четкие предпосылки для обособления норм, регулирующих миграционные процессы и миграционную политику, в самостоятельную отрасль российской системы права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует учитывать сложный и многосторонний характер миграционных правоотношений. В целом они отражают содержание отношений, складывающихся в данной сфере, характеризуют ее место в системе социальных процессов и явлений. С помощью норм права общественным отношениям в сфере миграции придается устойчивый характер, а их действие обеспечивается путем применения со стороны государства необходимых мер. Учитывая развитие этих отношений, нормы права должны быть адекватны изменяющимся условиям. Это не только придаст стабильность миграционным отношениям, но и в целом способствует укреплению миграционного права как структурному подразделению в системе права.
Проблема обособления миграционного права в системе права Российской Федерации остается в значительной степени дискуссионной, его исследование продолжается в настоящее время.
Резюмируя, представляется допустимым отнести миграционное право к активно развивающемуся комплексному правовому институту, с перспективами формирования в отдельную отрасль российской системы права.
Миграционное право – это комплексный межотраслевой институт, регулирующий миграционные отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля и надзора над перемещениями мигрантов через Государственную границу Российской Федерации или в пределах ее территории, а также статус мигранта, отношения, связанные с представлением государственных услуг в сфере миграции, иные взаимоотношения между мигрантами и государственными органами.