Акты применения права: понятие и виды.
Правоприменительная деятельность завершается вынесением правоприменительного акта – индивидуального, государственного властного веления, предписания, облекаемого в форму акта-документа – решения, определения, приговора, приказа и т.д.
Правоприменительный акт – официальный правовой акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по конкретному юридическому делу, принятый на основе соответствующих норм права с целью нормальной реализации субъективных прав и обязанностей, установления их меры и объема.
Акты применения права отличаются следующими признаками:
§ принимаются компетентными органами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями;
§ носят государственно-властный, обязательный характер;
§ имеют индивидуальное значение, всегда персонифицированы, содержащиеся в нем правоположения рассчитаны только на конкретный, строго определенный случай;
§ имеют документальную письменную форму;
§ выражают решение юридического дела, определяют меру и объем субъективных прав и обязанностей, их наличие или отсутствие, меру и вид юридической ответственности;
§ выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Акты применения права многочисленны и разнообразны, они могут быть классифицированы по различным основаниям. Главные из них: виды субъектов, от которых исходят акты; функции актов в механизме правового регулирования. По последнему основанию различаются:
1. Акты, которые принимаются в рамках оперативно-исполнительной и юрисдикционной деятельности и направлены на реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. К ним относятся:
§ конкретизирующие (акты приема на работу, о назначении пенсии и т.п.).
§ разрешительные (прием и выход из гражданства, разрешение на приобретение и использование оружия и т.д.);
§ регистрационные (регистрация договора купли-продажи жилого дома, включение в списки избирателей и т. п.);
§ учредительные (регистрация добровольных объединений, юридических лиц и т.д.)
2. Акты, выносимые в порядке разрешения споров о праве и охране правопорядка (правообеспечительные, правоохранительные акты). В них содержится властное предписание исполнить юридическую обязанность, устраняются препятствия в использовании субъективных прав, определяются мера и объем юридической ответственности.
В целях обеспечения эффективности правового регулирования правоприменительные акты должны отвечать определенным требованиям, то есть обязательным условиям. Имеется три основных группы этих условий.
Требования к содержанию правоприменительного акта. По своему содержанию правоприменительный акт должен соответствовать общим требованиям правильного применения права, т.е. должен быть законным и обоснованным. Одним из выражений соблюдения этих условий является издание акта в пределах компетенции правоприменительных органов.
Требование к порядку издания акта. Издание акта подчиняется определенной процедуре, направленной на обеспечение законности и обоснованности принимаемого решения. Эта процедура, регламентированная нормами процессуального права, охватывает как действия, связанные с установлением обстоятельств дела и анализом юридических норм, так и действия по вынесению решения.
Требование к форме акта. Эти правила предусматривают юридическую обязательность соблюдения ряда «формальных моментов» при документальном оформлении правоприменительных актов. При принятии определенного решения правоприменительный орган должен выразить его в установленной форме. В законодательстве нередко предусматриваются известные типовые «формуляры» документов, в которые оформляется принятое решение. В ряде случаев предельно строго определяется название соответствующих документов. Таковы, например, «приговоры», «решения», «определения», «протесты», «представления» и т.д. В нормах процессуальных и некоторых материальных отраслей права предусматривается точный перечень реквизитов документа, закрепляющего акт применения.
В своей совокупности изложенные требования образуют обязательные условия, которым должен соответствовать правоприменительный акт. Несоблюдение этих условий может повлечь за собой отмену данного акта. Для того чтобы обеспечить возможность заинтересованным лицам возбудить вопрос об отмене или изменении акта применения права, в законодательстве установлен порядок обжалования и опротестования различных правоприменительных актов.