Государственная власть как особая разновидность политической власти, ее понятие и свойства.
Политическая власть связана с функционированием организаций, социальных групп, субъектов, участвующих в политической жизни общества. Это социальное волевое отношение, при котором осуществляется политическое руководство общественными процессами через систему политических организаций, институтов, норм, идей, политических действий.
Политическая власть – реальная возможность политических структур, социальных групп, отдельных индивидов обладать властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях, законах, иных предписаниях.
Можно выделить определенные критерии, влияющие на характер реализации политической власти:
1. Социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования).
2. Социально-структурные (наличие или отсутствие определенных слоев и классов).
3. Социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности).
4. Политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти).
5. Правовые (объем закрепленных в конституции прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти).
Государственная власть является разновидностью политической власти. Рассматривая вопрос о сущности государственной власти, следует исходить из того, что она есть концентрированное выражение силы и воли, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Государственная власть – это важнейшая разновидность политической власти, которая располагает монопольным правом издавать общеобязательные решения и опирается при подчинении своей воле на специальные средства управления и принуждения.
Отличия от иной политической власти:
1. Не всякая политическая власть является государственной, хотя всякая государственная власть носит политический характер.
2. Государственная власть носит всеобъемлющий характер. Распространяется на всех лиц, органы, объединения, находящиеся на данной территории.
3. Государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, она осуществляет общие дела, призвана сглаживать противоречия между различными социальными силами. Политическая власть определенного класса, социальной группы эти задачи выполнить не может, такая роль им не свойственна.
4. Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом. Ее субъектами являются органы, наделенные властными полномочиями и компетенцией. Политическая власть социальной общности реализуется через ее организации либо непосредственно, например путем политических выступлений.
5. Государственная власть обладает верховенством в обществе, суверенна, не зависит от любой другой власти.
6. По методам воздействия: возможность применять государственное принуждение.
Структура государственной власти:
· Субъекты: органы и лица – носители государственно-властных полномочий.
· Объекты: подвластные лица и организации, которые обязаны подчиняться государственной воле.
· Определенная связь между властными и подвластными, возникающая на основе политических и правовых норм, а также волевых властных действий, и осуществление государственно-властных полномочий.
Разделение властей как способ организации
Государственной власти.
Под принципом разделения властей понимается рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Формирование и развитие принципа разделения властей происходит в период Нового времени (XVI – XVIII). Децентрализованное феодальное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления, который неизбежно должен был быть специализирован и разделен. Развивавшаяся в то время промышленная и торговая буржуазия поддержала монархическую власть и способствовала ее укреплению, но при этом получила доступ к власти, которая была распределена между сословиями и классами, и доступ этот был открыт прежде всего в нарождавшиеся центральные – парламентские структуры. Развитие разделенных властей шло несколькими параллельными путями: происходила централизация парламентских структур, укреплялась и совершенствовалась исполнительная власть, ее аппарат, завершалось формирование системы надзора и управления правосудием, передача судебных функций от властвующей феодальной верхушки - специализированным судебным органам.
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей. Представления о разделении властей получили свою систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш. Монтескье.
Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это – законодательная, исполнительная и судебная власти. Причем каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг по отношению к другу, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Эта теория получила законодательное закрепление в конституциях ряда стран. Система «сдержек и противовесов», установленная в конституции и конституционных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.