Организация выборов и избирательный процесс
Организация проведения прямых выборов депутатов возложена на избирательные комиссии, руководство проведением выборов и избирательными комиссиями — на постоянные комитеты собраний народных представителей уездного уровня.
Избирательные округа — одно- и многомандатные. Они могут быть образованы по месту жительства, а также в производственных единицах, учреждениях, по месту работы. В каждом избирательном округе избираются от одного до трех депутатов. Избирательные округа образуются в соответствии с нормой представительства, установленной для данной территории.
Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлено партиям и народным организациям (раздельно или совместно) и группам избирателей, насчитывающим более 10 человек. Число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию депутатов. При прямых выборах число кандидатов должно составлять от 1,3 до 2,0 от состава соответствующих органов, а при многостепенных число кандидатов должно быть больше числа депутатских мест на 1/5—1/2. В процессе выдвижения проводятся предварительное многократное обсуждение и согласование кандидатур в группах избирателей, прежде чем за пять дней до выборов опубликовывается с учетом мнения относительного большинства избирателей окончательный список кандидатов.
В КНР могут проводиться своего рода "предварительные выборы". Если списки кандидатов при многостепенных выборах оказываются "чрезмерно большими", то проводится голосование, по результатам которых определяется список кандидатов в депутаты в рамках установленной выше предельной их численности.
Голосование тайное, причем избиратель может голосовать за или против кандидата, а также еще за любого другого избирателя, равно как может воздержаться от голосования. На случай своего отсутствия в день выборов он может письменно уполномочить другого избирателя проголосовать за него, но избиратель может иметь такое поручение не более чем от трех лиц.
Выборы депутатов в местные собрания народных представителей в районах компактного проживания национальных меньшинств могут проводиться раздельно или совместно с другими национальностями "в зависимости от характера межнациональных отношений и с учетом места проживания различных национальностей в данном районе".
Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа голосовавших. Если оно меньше, выборы действительны. Бюллетени, в которых указано больше установленного числа избираемых лиц, недействительны. Кроме того, для признания прямых выборов действительными необходимо, чтобы в них приняло участие более половины всех избирателей.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. При многостепенных выборах избранным считается депутат, получивший более половины голосов от общего числа всех депутатов нижестоящих собраний народных представителей. Если требуемое большинство голосов получили больше кандидатов, чем необходимо избрать, избранными считаются получившие наибольшее число голосов. При равном числе полученных голосов проводятся повторные выборы из соответствующих кандидатов. Если избрано меньше депутатов, чем предусмотрено для формируемого органа, то проводятся дополнительные выборы среди неизбранных кандидатов с учетом указанного выше превышения их числа над числом мест. Если доизбирается один депутат, кандидатов должно быть двое. При прямых дополнительных выборах избранным считается кандидат, за которого подано большинство голосов, но не менее 1/3 от числа голосовавших.
При выборах депутатов от НОАК состав ее избирательной комиссии утверждается ПК ВСНП, а состав остальных избирательных комиссий утверждается вышестоящими избирательными комиссиями. Постоянные комитеты собраний народных представителей определяют и число депутатов от НОАК в соответствующих собраниях. Депутаты собраний уездного уровня избираются военнослужащими по избирательным округам путем прямых выборов. Депутаты собраний городов с районным делением, автономных округов и собраний провинциального уровня избираются на собраниях военнослужащих, созываемых в полках и выше, а депутаты ВСНП — на собраниях представителей военнослужащих генерального штаба, главных управлений, больших военных округов и канцелярии Центрального военного совета. Делегаты дивизионного звена и выше избираются нижестоящими собраниями представителей или собраниями военнослужащих, делегаты бригадного, полкового звена избираются на собраниях в ротах и других низовых подразделениях. Кандидаты выдвигаются организациями КПК или группами избирателей или делегатов, насчитывающими не менее 10 человек. Кандидаты могут выдвигаться не только из числа делегатов соответствующего собрания. Остальные положения о выборах в НОАК не отличаются от общих.
Есть особенности и у порядка избрания депутатов ВСНП от особых административных районов. Так, в 1997 г. ВСНП приняло Правила выборов в ВСНП IX созыва от Сянганского особого административного района (Гонконг), где предусмотрено, что 36 депутатов ВСНП от СОАР избираются специально учрежденным собранием по выборам депутатов ВСНП IX созыва.
В КНР демократичность проводимых в стране выборов оценивается высоко. Вместе с тем статистические данные об итогах выборов показывают, что избираются все кандидаты, предложенные КПК, и только 6,3% из числа выдвинутых избирателями*, что может, конечно, свидетельствовать о большей популярности кандидатов именно КПК, но в контексте тоталитарной политической системы — и об иного рода предопределенности результата выборов.
* См.: Егоров К. А. Представительная система Китая: история и современность. М., 1998. С. 147.
Отзыв
В КНР предусмотрен институт отзыва депутата. Согласно ст. 77 Конституции "депутаты Всекитайского собрания народных представителей подконтрольны органам, которые их избрали. Органы, избравшие депутатов, имеют право в порядке, установленном законом, отозвать избранных ими депутатов". Соответственно часть вторая ст. 102 Конституции гласит: "Органы, избравшие депутатов в местные собрания народных представителей, и избиратели имеют право в порядке, установленном законом, отзывать избранных ими депутатов". Порядок отзыва урегулирован теми же нормативными актами, которыми регулируются выборы.
Письменные предложения об отзыве депутатов уездных и волостных собраний народных представителей с указанием причин могут направляться в постоянный комитет уездного собрания за подписями не менее 30 избирателей данного избирательного округа. Депутат имеет право устно на собрании или письменно изложить свое мнение о выдвинутых причинах отзыва. Оба документа рассылаются избирателям, после чего постоянный комитет направляет ответственных работников для руководства голосованием. Для отзыва необходимы голоса более половины избирателей данного избирательного округа.
На сессиях уездных и вышестоящих собраний народных представителей президиум собрания или более 1/10 депутатов могут предложить отозвать депутата вышестоящего собрания, избранного данным собранием. В период между сессиями с такой инициативой могут выступить советы председателей постоянных комитетов или не менее 1/5 членов постоянного комитета избравшего собрания. Депутат, об отзыве которого идет речь, имеет право на ответ на заседании президиума и на пленарном заседании собрания, а также на письменный ответ. Голосование проводится на пленарном заседании. Для отзыва требуются голоса более половины депутатов собрания, а в период между сессиями"— более половины всего состава постоянного комитета. Об отзыве следует довести до сведения постоянного комитета вышестоящего собрания. Голосование во всех случаях тайное.
Несколько иначе урегулирован отзыв депутатов от НОАК. Письменное требование об отзыве депутата, избранного прямым голосованием, может быть заявлено группой в составе 10 и более избирателей первоначального избирательного округа. С инициативой отзыва депутата вышестоящего собрания народных представителей могут выступать избирательные комиссии полка и выше. Голосование проводится после обсуждения вопроса на избравшем депутата собрании представителей. Решение об отзыве направляется в постоянный комитет собрания народных представителей равной ступени и в войсковую избирательную комиссию вышестоящей ступени для сведения.
Консультации
Референдумы в общепринятом смысле (в том числе консультативные) в КНР не проводятся. Это не означает, что руководство КНР совсем не интересует мнение или настроения населения и оно не учитывает его при принятии решений. Однако способы как сбора информации, так и ее учета — довольно специфические. Поступающая от населения информация по различным аспектам жизни страны постоянно аккумулируется и анализируется как партийными, так и административными органами.
Кроме того, в КНР практикуется проведение "политических консультаций". В уставе НПКСК этот широко используемый в политической лексике термин объясняется следующим образом: "Политические консультации — это консультации, которые проводятся перед принятием и в процессе принятия решений по важным вопросам курса и политики в масштабе государства и на местах в области политики, экономики, культуры и общественной жизни"*. Консультации происходят как в рамках НПКСК, так и непосредственно между партиями.
* Цит. по: Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация № 1. М., 1996. С. 34.
Следует, однако, отметить, что "политические консультации" — это не просто выяснение мнения населения, а нечто иное, предполагающее скорее формирование данного мнения в нужном для КПК направлении. В процессе консультаций используется созданная в прошлом традиционная китайская практика "чжэнмин" ("уяснение"), которая состоит в уяснении сути и содержания основных понятий применительно к конкретным историческим условиям. "Чжэнмин" является составной частью современной политической практики китайского руководства. "Практически "чжэнмин" реализуется через идеологические дискуссии и подготовку общественного сознания к предстоящим изменениям и корректировкам в политическом курсе, принятию законов, партийных и правительственных документов, организации "движений за исправление стиля", кадровым перестановкам"*. Практика "чжэнмин" "предоставляет возможность в любой момент внести соответствующие коррективы в проводимый внутренний и внешний политический курс"** "и обеспечивает необходимую в условиях Китая и столь нехарактерную для социалистических стран гибкость политических установок даже в отношении "святая святых" коммунистических воззрений. Западные политологи оценивают эту практику как простое подчинение политики логике текущей ситуации. Однако более глубокий анализ изменений в политическом курсе КНР показывает, что постепенное реформирование основ социалистической концепции позволяет сохранить ее как таковую. А последняя рассматривается в КНР как важнейшая гарантия стабильности страны с более чем миллиардным населением и далеко не простыми проблемами.
* Кокарев К. Указ. соч. С. 61.
** Там же. С. 62.
Государственные органы