Чрезвычайные ограничения прав и свобод
На случай чрезвычайных ситуаций и нарушения нормального функционирования государства Конституция предусмотрела два особых режима, которые урегулированы первыми тремя главами разд. V Конституции "Оборона государства и демократические учреждения" (ст. 136—141). Это состояние защиты и военное положение.
Президент республики может, заслушав Совет республики и Совет национальной обороны, объявить декретом состояние защиты (о estado de defesa) в целях сохранения или быстрого восстановления в определенной ограниченной местности общественного порядка или социального мира, которым угрожает серьезная и неминуемая институциональная нестабильность или которые затронуты стихийным бедствием большого масштаба. В декрете определяются продолжительность режима, территория его действия и вводимые в соответствии с законом принудительные меры, которыми могут быть:
— ограничение права собраний, даже проводимых ассоциациями, тайны корреспонденции, тайны телеграфной и телефонной связи;
— временное взятие под контроль и использование имущества и публичных служб в случае стихийного бедствия, причем ответственность за ущерб и вытекающие из этого расходы несет Союз.
Продолжительность режима не может превышать 30 дней, но в случае необходимости он может быть продлен на такой же срок. Декрет об объявлении состояния защиты или о его продлении в течение 24 часов представляется Национальному конгрессу, который принимает по нему решение абсолютным большинством. Если Национальный конгресс в это время не заседает, то созывается в течение пяти дней. В случае отклонения декрета состояние защиты прекращается немедленно.
Во время действия состояния защиты сообщение об аресте лица за преступление против государства немедленно направляется компетентному судье, который освобождает лицо в случае незаконности ареста, причем лицо может требовать, чтобы полицейский орган проверил наличие состава преступления. Арест или задержание любого лица без разрешения судебной власти не может длиться дольше 10 дней. Запрещается лишать такое лицо связей с внешним миром.
В случае потрясений национального масштаба или обнаружения фактов, свидетельствующих о неэффективности мер состояния защиты, а также в случае объявления состояния войны или отражения вооруженной агрессии извне Президент республики может, заслушав Совет республики и Совет национальной обороны, ходатайствовать перед Национальным конгрессом о разрешении объявить декретом военное положение (о estado de sftio). Национальный конгресс принимает решение абсолютным большинством. Если разрешение запрашивается во время парламентских каникул, председатель Федерального сената незамедлительно созывает Национальный конгресс, который собирается в течение пяти дней. Он продолжает действовать в течение всего периода применения принудительных мер.
Соответствующий декрет определяет продолжительность режима, нормы, необходимые для его исполнения, и конституционные гарантии, которые приостанавливаются. Продолжительность режима в мирное время составляет 30 дней с возможностью продления его в каждом случае в том же порядке на такой же срок, а в случае войны он действует в течение всего ее периода. После опубликования декрета Президент назначает исполнителя специальных мер и определяет затрагиваемые ими территории.
Во время военного положения (кроме случаев войны или внешней агрессии) к частным лицам могут применяться следующие меры:
— обязанность оставаться в определенной местности;
— задержание в здании, не предназначенном для обвиняемых или осужденных за уголовные деяния;
— ограничение неприкосновенности корреспонденции, тайны коммуникаций, предоставления информации и свободы печати, радиовещания и телевидения согласно закону; это не относится к распространению выступлений парламентариев в палатах с разрешения соответствующего бюро;
— приостановление свободы собраний;
— обыск и арест в месте жительства;
— вмешательство в работу предприятий, публичных служб;
— реквизиция имущества.
В случае объявления любого из указанных режимов бюро Национального конгресса, заслушав партийных лидеров, назначает комиссию из пяти парламентариев для наблюдения и надзора в отношении соответствующих мер. По прекращении режимов прекращаются и их последствия, за исключением ответственности за допущенные должностными лицами правонарушения. Президент в послании Национальному конгрессу сообщает о принимавшихся мерах и лицах, к которым они были применены.