Конституционные основы статуса правоохранительных органов

Правоохранительная функция является одной из основных функций государства. Она тесно соприкасается с правосудием, конституционным надзором и контролем.

В Конституции РФ упоминается термин «правоохранитель­ные органы»: кадры судебных и правоохранительных органов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72). Он широко используется в законах и на практике как обобщающее понятие для органов, осущест­вляющих специфические профессиональные задачи. Федераль­ный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государствен­ной службы Российской Федерации» говорит о правоохрани­тельной службе как виде федеральной государственной службы граждан в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, за­конности и правопорядка, по борьбе, с преступностью, по за­щите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7).

Правоохранительные органы входят в систему органов ис­полнительной власти.

На МВД России возложено осуществление значительного объ­ема правоохранительной деятельности: профилактики, раскры­тия и расследования преступлений; предупреждения и пресече­ния административных правонарушений; охраны общественно­го порядка; обеспечения безопасности дорожного движения; государственного контроля за оборотом оружия; государствен­ной охраны имущества и организаций, и других задач1, МВД России подведомственна Федеральная миграционная служба (ФМС России), ведающая вопросами гражданства, регистраци­онного учета граждан РФ, въезда в Российскую Федерацию ино­странных граждан и лиц без гражданства2.

В систему МВД России включается милиция, подразделяю­щаяся на криминальную милицию и милицию общественной безо­пасности. Криминальная милиция осуществляет выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, ро­зыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и су-

1- См. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федераций,утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927.

2см. Положение о Федеральной миграционной службе», утв. Указом Пре­зидента РФ от 19 июля 2004 г. № 928

4.Статус правоохранительных органов 653

да, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. Милиция общественной безопасности призвана обеспечивать безопасность личности, общественную безопасность, осуществлять охрану собственности, общественного порядка, выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, выполнять иные задачи, установленные Законом «О милиции».

К полномочиям Минюста России относится организация работы по систематизации законодательства РФ; проведение юридической экспертизы проектов законов и иных нормативно правовых актов; оценка соответствия Конституции РФ и федеральным законам нормативных правовых актов субъектов РФ; регистрация подзаконных нормативных актах федеральных органов исполнительной власти и др.1

Минюсту России подведомственны Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), осуществляющую исполнение уголовных наказаний и содержание лиц под стражей, и Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), обеспечивающая установленный порядок деятельности судов, исполнение судебных актов и актов других органов.

Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, функционирование которой осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведовательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведовательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности2. Высшее место в иерархии занимает Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России)3.

В сферу деятельности федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России) входит государственная охрана. а также президентская, правительственная и иные виды специальной связи и информации. ФСО России, в частности, обеспечивает безопасность объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, предупреждает, выявляет и пресекает противоправные посягательства

1- См.Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313

2- См. Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»

3 –См. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. №960

654 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов

тельства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; участвует в разработке и реализации мер по обеспече­нию информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну1.

В части борьбы с преступностью координацию деятельности правоохранительных органов осуществляет прокуратура РФ2.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1.Определите, в чем состоит различие между конституцион­ным контролем и конституционным надзором.

2. Какова особенность конституционного регулирования статуса прокуратуры РФ в настоящее время?

3. К какой ветви государственной власти можно отнести прокуратуру РФ?

4. Какова процедура назначения на должность и освобожде­ния от должности Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ?

5. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности прокуратуры РФ.

6. Перечислите возможные направления совершенствования статуса прокуратуры РФ.

7. В чем заключаются задачи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

8. Каким требованиям должна отвечать жалоба гражданина, направляемая Уполномоченному по правам человека в Россий­ской Федерации?

9. Каким образом осуществляется взаимодействие Уполно­моченного по правам человека в Российской Федерации с Кон­ституционным Судом РФ?

10. Какова юридическая сила правовых актов, принимаемых Уполномоченным по правам человека в Российской Федера­ции?

Обоснуйте необходимость формирования института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, специализированных уполномоченных по правам отдельных катего­рий лиц.

11. Какая функция государственной власти реализуется в деятельности Счетной палаты РФ?

12. Какой орган государственной власти формирует Счетную палату РФ? Каков порядок ее формирования?

13. Назовите органы внешнего финансового контроля, обра­зуемые в субъектах РФ.

14. Какие государственные органы осуществляют правоохра­нительную функцию?

15. Совпадает ли правоохранительная деятельность и право­судие, конституционный контроль и надзор?

16.

1См. Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.

2Подробнее об этом см.: Капитонова 10. В. Основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.

Конституционное право Российской Федерации

Учебник

Юридическое издательство НОРМА

101990, Москва, Колпачный пер., 9а

Тел./факс: (495) 621-62-95

Е-mail: norma@norma-vег1а..соm

1ntеnnet:norma-уег1аё-сот

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в

Тел.: (495) 380-05-40,380-05-43. Факс: (495) 363-92-12

Е-mail: [email protected]

Редактор И. В. Альбикова

Корректор И. В. Кришталь

Разработка серии: А. Л. Бондарепко

Верстка: В. Л/. Родин

Подписано в печать 11.06.10 Формат 60x90/16. Бумага офсетная Гарнитура «Тайме». Печать офсетная Усл. печ. л. 41,00. Уч.-изд. л. 35,22

Тираж 1500 экз. Заказ № 7763

По вопросам приобретения книг обращайтесь:

Отдел продаж «ИНФРА-М»127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в. Тел.: (495) 380-42-60 Факс: (495) 363-92-12.

Отдел «Книга — почтой» Тел.: (495) 363-42-60 (лоб. 232, 246)

Наши рекомендации