Глава 27. Конституционные основы статуса надзорно-контрольных и правоохранительных органов
Конституционные основы статуса прокуратуры
Российской Федерации
Надзорно-контрольная и правоохранительная функции осуществляются различными органами государственной власти. Конституционное регулирование этой деятельности в Российской Федерации рамочное. В Конституции РФ содержатся нормы об организации и отдельных полномочиях прокуратуры РФ, института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Счетной палаты РФ, а также используется понятие «правоохранительные органы».
Прокуратура РФ является одним из старейших органов государственной власти в России. Впервые должности генерал-прокурора, обер-прокурора и подотчетных им прокуроров коллегий Сената были учреждены Петром I в 1722 г. для надзора за соответствием законам действий и распоряжений Сената и других государственных органов, а также для наблюдения за интересами казны. В дальнейшем деятельность прокуратуры неоднократно прерывалась, и лишь в период царствования Екатерины II возрастает ее роль в осуществлении высшего надзора и общего управления.
В процессе судебной реформы 1864 г. прокуратура переходит в ведение Министерства юстиции и наделяется полномочиями по процессуальному руководству расследованием преступлений и участию в судопроизводстве в качестве государственного обвинителя. К концу правления Александра III в результате усиления прокурорского надзора она стала осуществлять карательные функции.
1.Конституционные основы статуса прокуратуры РФ 631
После событий 1917 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. «О суде» институт прокуратуры был упраздненкак «угнетательский и неисправимо буржуазный» орган1.
Идея прокурорского надзора была реанимирована в 1920-х гг Прокуратура учреждалась в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР в соответствии с Положением о прокурорском надзоре, принятым ВЦИК РСФСР в 1922 г.2 После образования Советского Союза в 1923 г. создается Прокуратура Верховного Суда СССР как общесоюзный орган по надзору за законностью и судебному надзору. Соответствующие положения содержались в Конституции СССР 1924 г.
В 1933 г. Прокуратура Верховного Суда СССР была аннулирована. Ее заменила Прокуратура СССР, сформированная на основе принятого ЦИК и СНК СССР Положения о Прокуратуре Союза ССР3. В последующем важнейшие вопросы организации и деятельности прокуратуры получили отражение в Конституции СССР 1936 г. и в Конституции РСФСР 1937 г. в главах «Суд и прокуратура».
В Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. положения о прокуратуре были помещены в самостоятельную главу «Прокуратура». На Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров возлагалась обязанность по осуществлению высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями; исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями;, атакже гражданами. Положения Основного закона конкретизировал принятый в 1979 г. Закон СССР «О прокуратуре СССР»4.
В ходе политических и государственно-правовых преобразований, проводившихся в Союзе ССР с середины 1980-х гг., возобновилась дискуссия о роли а месте прокуратуры в системе государственных органов. Отечественный прокурорский надзор обладал существенной спецификой по сравнению с
1Свод установлений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
2Свод установлений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424,
| Собрание законодательства СССР. 1933. №.40. ст.239
4 Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. $ 49. Ст. 843.
632 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
аналогичными институтами других государств, во многом обусловленной отсутствием специализированных органов конституционного контроля. Высказывались мнения о необходимости освобождения прокуратуры от обязанностей по реализации надзорных функций и сведения ее полномочий к осуществлению уголовного преследования и поддержанию обвинения в судах; о возвращении ее в состав суда либо в структуру Минюста России'. Это нашло отражение в проектах новой российской конституции. Проект, принятый за основу на Конституционном совещании 1993 г., предусматривал осуществление прокурорской деятельности под контролем суда (ст. 126)2. Данное положение корреспондировало европейской правовой традиции, в соответствии с которой органы прокуратуры должны находиться при судах (ФРГ, Италия, Испания). В дальнейшем это предложение не было реализовано. Принятый Верховным Советом РФ Закон РФ от 1.7 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил самостоятельность органов прокуратуры и ее общенадзорную компетенцию, хотя и в трансформированном виде.
В действующей Конституции РФ статусу прокуратуры посвящена лишь ст. 129, которая находится в гл. 7 «Судебная власть».
Такое решение многими правоведами оценивается как неудачное, поскольку прокуратура не входит в судебную систему. Она не относится также ни к законодательной, ни к исполнительной ветвям государственной власти. В научной литературе можно встретить мнение, согласно которому прокуратура явля-ется самостоятельной ветвью власти — прокурорской3 либо наряду с некоторыми другими государственными органами составляет контрольную власть4. По мнению других юристов, прокуратура является одним из элементов системы сдержек и противовесов, способствуя взаимодействию ветвей власти и их согласованному функционированию5.
См.: Шульженко Ю. Л. Прокуратура и конституционный надзор в Российской Федерации // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М, 1999. С. 179—180.
2См.: Конституционное совещание: Стенограммы. Материалы. Документы. Т.0.. С. 44.
3См., например: Авакьян С. А. Конституционное право России. С. 355—356.
4См., например: Чиркин В. Е. Контрольная власть. С. 166—170.
5См.: Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период). М., 1994. С. 22—24.
1.Конституционные основы статуса прокуратуры РФ 633
В ст. 129 институции РФ определяются принципы построения органов прокуратуры, порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и назначения на должность иных прокуроров, а также указывается, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Помимо этого Конституция РФ относит вопросы прокуратуры к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71), ее кадров (как правоохранительного органа) — к совместному ведению России и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72); включает в круг компетенции Президента РФ представление кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ и внесение предложения об освобождении его от должности в Совет Федерации (п. «е» ст. 83); называет полномочие Совета Федерации по назначению на должность и освобождению от должности Генерального прокурора РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102); определяет, что Генеральный прокурор РФ вносит в Государственную Думу или Совет Федерации представление о лишении неприкосновенности, соответственно, депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации (ч. 2 ст. 98).
В Конституции РФ нет положений о функциях и полномочиях прокуратуры РФ. Эти вопросы, а также принципы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок их формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, порядок работы с кадрами установлены в Законе «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Задачами российской прокуратуры являются обеспечение верховенства Конституции РФ, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для реа-лизации этих задач она осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительны-ми и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления» ор-ганами контроля, их должностными липами, органами управ-
634 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
ления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организации;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Кроме того, прокуроры в соответствии с ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ призвана также проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
В настоящее время органы прокуратуры РФ не обладают правом законодательной инициативы. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы соответствующего и нижестоящего уровней, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов й иных нормативных правовых актов (ст. 9).
1.Конституционные основы статуса прокуратуры
Система прокуратуры РФ строится на принципах централизма, иерархичной соподчиненности и единства. Ее составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Для осуществления координационной и надзорной фикций в федеральных округах образованы соответствующие управления Генеральной прокуратуры РФ, которые не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействует с ними1. В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» при введений чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов РФ Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 36). В результате реформы, проведенной в 2006—2007 гг., самостоятельной единицей в системе прокуратуры стал Следственный комитет при прокуратуре РФ, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве2.
Руководителем единой централизованной системы прокуратуры РФ является Генеральный прокурор РФ. Ему подчинены прокуроры субъектов РФ> прокурорш городов и районов, прокурорш специализированных прокуратур. Одновременно он возглавляет Генеральную прокуратуру РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Эта процедура определяется Регламентом Совета Федерации (гл. 25). Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, еели за представленную Президентом РФ кандидатуру в результате тайного голосования было подано большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. В аналогичном порядке происходит назначение на должность Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.
1-См. приказ Генеральной прокуратуры РФ от■ 3 июня 2000 г.№| 98«Об образований управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»
2- См. положение о Следственно, комитете при прокуратуре Российской Федерации, утв Указом Президента РФ от 1 августа 2007г.
636 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контролъных органов
Срок полномочий Генерального прокурора РФ составляет пять лет. Лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ, приводится к присяге Председателем Совета Федерации.
Генеральный прокурор РФ представляет для утверждения Совету Федерации кандидатуры своего первого заместителя и заместителей- Первый заместитель или заместитель Генерального прокурора РФ осуществляет исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в его отсутствие или в случае его невозможности исполнять их.
Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ тайным голосованием большинством от общего числа членов Совета Федерации.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П временное отстранение Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении его уголовного дела, осуществляется Президентом РФ.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и освобождаются от занимаемой должности Генеральным прокурором РФ без согласования с иными органами.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Как установлено в Законе «О прокуратуре Российской Федерации»-, Генеральный прокурор РФ решает кадровые вопросы, издает подзаконные акты об организации деятельности прокуратуры РФ и осуществляет иные схожие полномочия, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. В его обязанность входит представление п&татам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ ежегодного доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
В соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ обладает полномочием обращаться с представлением в соответствующую судебную инстанцию по вопросу о привлечении любого судьи в Российской Федерации к административной ответственности.
| 2. Статус Уполномоченного по правам человека в России
Согласно правовой позиции, изложенной в постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №1Гп Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституции и уставов субъектов РФ.
Средствами прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения являются:
— протест на противоречащий закону нормативный правовой акт, который вносится в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд;
— представление об устранении нарушений закона, направляемое в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;
— постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
— предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях должностным лицам, а при наличии сведений о наличии в них признаков экстремистской деятельности — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам;
— требование об изменении нормативного правового акта либо обращение в суд при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов.
Статус российской прокуратуры значительным образом отличается от статуса прокуратур в других государствах. В большинстве европейских стран прокуратура подчинена министерству юстиции; в США одно лицо совмещает функции генерального прокурора и министра юстиции. В связи с этим в центре внимания отечественных правоведов продолжают оставаться вопросы природы, назначения, функций, полномочий прокуратуры РФ. Среди возможных вариантов называется подчинение ее в перспективе Минюсту России либо передача Минюсту России части общенадзорных полномочий прокуратуры.
§ 2. Конституционные основы статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
Конституция РФ предусмотрела учреждение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод
.638 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Впервые такая должность;, получившая общепринятое название «омбудсмен», появилась в Швеции в 1809 г.. С начала XX в. этот институт широко распространился во многих странах мира. Наименования уполномоченного по правам человека различаются: омбудсмен (Швеция), медиатор (Франция), парламентский комиссар по администрации (Великобритания), защитник народа (Испания), защитник граждан (Греция) и т. д. Маастрихтскими соглашениями от 7 февраля 1992 г. установлен на должность Европейского омбудсмена, назначаемого Европейским парламентом, полномочия которого распространяются на страны — участницы Европейских сообществ.
Как правило, уполномоченный по правам человека является вспомогательным органом парламента и назначается им на должность. Его деятельность направлена на защиту прав личности от административного произвола даже в тех государствах, где имеется развитая система надзорно-контрольных органов, включая конституционные суды, административные суды.
Институт российского Уполномоченного по правам человека предусматривался конституционными проектами начала 1990-х гг. Уже в одном из первых вариантов проекта конституции, подготовленном в 1990 г. Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР, упоминался парламентский уполномоченный по правам человека (ст. 2.6.8)1Ч .Впервые официально о Парламентском уполномоченном по правам человека говорилось в Декларации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г, (ст. 40).
В Конституции РФ указано, что назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляется Государственной Думой (П. «е» ч. 1 ст. 103). Первый Уполномоченный по правам человека был назначен в 1994 г. До 1997 г. он пользовался правами, предоставленными Председателю Комиссии по правам челове-
1 См.: Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990—1993 гг.): в Щ Т. 1 1990 Ш I йод общ. ред. Щ Г. Румянцева. М.., 2007. С. 608.
§ 2. Статус Уполномоченного по правам челока в России 639
ка при Президенте РФ'. В настоящее время порядок вступления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в должность и освобождения его от должности, круг вопросов, отнесенных его к ведению, организационные формы и условия его деятельности регламентируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Отдельные вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гарантии доступности этого вида государственной защиты получили закрепление в федеральных законах. Процедура назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации детализирована в Регламенте Государственной Думы (гл. 19).
Данный Закон содержит требования к кандидату на эту должность. Им может быть назначено лицо, являющееся граж-данином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. При этом требования о наличии у лица юридического образования (как это имеет место, например, в Швеции) не предусмотрено. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации вносятся в Государственную Думу, и могут исходить от Президента РФ, Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и депутатских объединений в Государственной Думе. Каждый кандидат выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Те из них, кто получил одобрение не менее двух третей депутатов Государственной Думы от их общего числа, включаются в список для голосования. Назначение на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации производится тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидат, набравший необходимое число голосов, приносит присягу: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законода-
1- См. Указ Президента РФ от 4 августа 1994 г. §1587 «О мерах по обеспечению конституционных функций Управомоченного по правам человека» (утратил силу).
640 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
тельством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести». С этого момента он считается вступившим в данную должность. Срок его полномочий составляет пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.
Названным выше Законом установлен перечень занятий, не совместимых с этой должностью. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой. Он не может участвовать в политической жизни, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Не позднее 14 дней со дня вступления в должность Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обязан прекратить указанные виды занятий.
Выполнение полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения деятельности Уполномоченного по правам человека. В то же время названный Закон предусматривает основания для досрочного освобождения его от должности. Этот вопрос выносится на заседание Государственной Думы, если:
1) Уполномоченным были нарушены требования о занятиях, несовместимых с его статусом;
2) в отношений Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда;
3) Уполномоченный не способен по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
4) Уполномоченный подал заявление о сложении полномочий.
Освобождение Уполномоченного от должности по этим основаниям также оформляется постановлением Государственной
Думы.
Статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется тем, что при реализации своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государствен-
ным органам или должностным лицам. Его независимость обеспечивается различными способами.
Во-первых, вмешательство в деятельность Уполномоченного, неисполнение должностными лицами обязанностей установленных Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а также иное воспрепятствование его работе является административным проступком и влечет наложение административного штрафа (ст. 17.2 КоАП РФ).
Во-вторых, финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из государственных средств путем закрепления соответствующей строки расходов в федеральном законе о федеральном бюджете. Оплата труда, медицинское, социальное и иное обеспечение и обслуживание Уполномоченного и работников его аппарата устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным для государственных служащих Российской Федерации.
В-третьих, в течение всего срока полномочий Уполномоченный обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном пор5тдке, или к уголовной ответственности без согласия Государственной Думы. Решение о возбуждении в отношении его уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 7 ч. 1 ст. 443 УПК РФ). Задержание, арест, обыск, а также личный досмотр Уполномоченного не допускаются, за исключением случаев задержания на месте преступления, либо если это необходимо для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, производившее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов такого согласия Уполномоченный должен быть немедленно освобожден. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
В компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации входит:
1) рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на терри-тории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без
642 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов (кроме палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти- субъектов РФ), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» содержит требования к жалобе, направляемой Уполномоченному. Во-первых, она должна быть подана не позднее одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Во-вторых, жалоба допустима, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в административном либо судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. В-третьих, она должна отвечать формальным критериям: содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Государственной пошлиной жалоба не облагается.
Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и направляются ему в течение 24 часов;
2) принятие мер по собственной инициативе при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
3) выступление с предложением о приглашении иностранных (международных) наблюдателей для участия в процедуре проведения референдума Российской Федерации ( 3 ст. 37 Закона «О референдуме Российской Федерации»), выборов депутатов Государственной Думы (ч. 3 ст. 31 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») и Президента РФ (п. 2 ст. 24 Закона «О выборах Президента Российской Федерации»);
§ 2. Статуе Уполномоченного по правам человека в России643
•Ъ- __. а.
4) представление на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендаций о заключении международных дошворов Российской Федерации либо о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации по вопросам своего ведения (п. 1 ст. 8. п. 1 ст. 35 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
В рамках осуществления своих полномочий Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:
— беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения и безотлагательно приниматься их руководителями;
— запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
— получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, кроме судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
— проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органам, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государст-венных органов, органов местного самоуправления и должност-
ных лиц;
—поручать компетентным государственным учреждениямпроведение экспертных исследований и подготовку заключе-ний по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотре-ния жалобы;
— знакомиться с гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, уголовными делами, решениями (приговорами) по которым вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дед;
— отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому и уголовному делу обстоятельствах, ставших ему известны в связи с выполнением его обязанностей.
644 Глава 27, Конституционный статус надзорно-контрольных органов
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обязан:И%
- уведомить заявителя о принятом решении по его жалобе о принятии ее к рассмотрению либо об отказе в принятии; о передаче жалобы органу, к компетенции которого относится разрешение поставленного в ней вопроса) в 10-дневный срок;
— мотивировать отказ в принятии жалобы к рассмотрению;
— информировать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, о начале рассмотрения жалобы;
— предоставить при рассмотрении жалобы возможность государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или. действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом;
— известить заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
— принять меры в пределах своей компетенции в случае установления факта нарушения прав;
— направить государственному органу, органу местного са-моуправления или должностному лицу, в решениях или действиях,бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод;
— не разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия;
— направлять по окончании календарного года доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.
Способами реагирования Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на обнаруженные нарушения прав и свобод граждан являются:
1) заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод, направ-ляет нарушителю (государственному органу, органу местного
§ 2. Статус Уполномоченного по правам человека в России 645
самоуправления или должностному лицу), публикуемое в официальных изданиях по решению Уполномоченного;
2) обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
3) обращение в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
4) обращение в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
5) обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:
— выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;
— обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, участвовать в работе данной комиссии и в заседаниях палат Федерального Собрания РФ по утверждению итогового доклада комиссии.
Кроме того, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициа-тивы с предложениями о совершенствовании российского за-
646 Глава 27. Конституционный статус надзорн<