Предметы ведения и полномочия Российской Федерации
Российская конституционная модель разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами включает в себя определенные сферы исключительного ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и её субъектов.
Разграничения предметов ведения и полномочий основываются на следующих принципах: конституционность, законность, равноправие субъектов РФ, согласованность, добровольность, недопустимость ущемления прав и законных интересов субъектов РФ.
Предметы, входящие в сферу исключительного ведения Федерации, перечислены в ст.71 Конституции РФ.
- в сфере правового статуса личности- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданство, государственные награды и почетные звания РФ;
- в сфере государственного строительства- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; метеорологическая служба , стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, деятельность в космосе;
1- См., Положение о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г.
374Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации
— в сфере обеспечения единства территории Российской Федерации — федеративное устройство и территория Российской Федерации; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; геодезия и картография; наименования географических объектов;
— в сфере обеспечения безопасности государства — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка покупки и продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.
Только Российская Федерация вправе заниматься вопросами производства, определения порядка продажи оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного производства, производить ядовитые и наркотические вещества, устанавливать порядок их использования.
В предмет исключительного федерального ведения входят обеспечение различных видов безопасности государства (конституционной, экономической, экологической, антитеррористической) и внешняя разведка.
Ряд производств и систем, имеющих общегосударственное значение, находится в ведении Российской Федерации. Среди них выделяют: федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющиеся материалы; федеральную систему транспорта, путей сообщений, информационные системы и связь;
— в сфере международных отношений Российской Федерации — внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
— в сфере экономики — федеральная государственная собственность и управление ею; установление правовых основ единого рынка; разработка и принятие финансового, валютного и кредитного законодательства; денежная эмиссия; организация федеральных экономических служб, включая федеральные банки; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; утверждение основ ценовой политики; принятие федерального бюджета; ведение официального статистического и бухгалтерского учета.
Российская Федерация, устанавливая правовые основы единого рынка, на федеральном уровне принимает финансовое, валютное, кредитное, таможенное законодательство, устанавли-
§2, Предметы ведения а полномочия Российской ФедерацииШ
вает общие принципы налогообложения, осуществляет денежную эмиссию, учреждает федеральные банки и управляет ими. Российская Федерация определяет основы ценовой политики, принимает федеральный бюджет. Предмет исключительного ведения Российской Федерации - таможенное регулирование - включает в себя установление федеральными законами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации единых для всей территории страны таможенных тарифов на товары, продукцию и услуги, льгот по ним;
—в сфере правового регулирования Российской Федерации ее ведению подлежат судоустройство: прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуалъное законнодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации1.
Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов закреплены в ст. 72 Конституции РФ:
— в сфере правового статуса личности — зашита прав и свобод человека и гражданина; прав национальных меньшинств; обеспечение законности. Следует отметить, что не исключается возможность регулирования прав и свобод человека и гражданина со стороны субъектов РФ в целях расширения перечня прав и свобод, укрепления гарантий их реализации;
— в сфере обеспечения единой правовой системы — обеспечение соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным закошм;
— в сфере международных связей — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации;
— в сфере государственного развития и управления — кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечен
1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999..№2-П по делу о толкований ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1 Конституции РФ)
376 Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации
ние законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; обеспечение правопорядка, общественной безопасности;
-в сфере экономики — разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
— в сфере экологии — природопользование; охрана окружаю-щей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территорий; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания малочисленных этнических- общностей;
- в социальной и культурной сфере — охрана памятников историй, и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;, защита традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
—в сфере правового регулирования — административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совмест-да ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними за-коны и иные нормативные правовые акты объектов РФ. Из федеративной природы их взаимоотношений вытекает также недопустимость произвольного присвоения органами государ- ственной власти Российской Федерации всей полноты полномочий по предметам совместного ведения, т. е. без учета интересов субъектов РФ и роли их органов власти в системе публичной власти. Это имеет место, в частности, при признании судами общей юрисдикции законов, субъектов РФ недействительными в силу их несоответствия федеральному закону.
Разрешение публично-правовых споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области разграничения норматворческой компетенции должно основываться прежде всего на толковании
3. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ 377
компетенционных норм Конституции РФ в порядке конституционного судопроизводства. Однако если суд общей юрисдикции выносит в соответствии с действующим процессуальным законодательством решение о том, что закон субъекта РФ не подлежит применению, то это не препятствует возможности проверки Конституционным Судом РФ конституционности противоречащих друг другу федерального закона и закона субъекта РФ, в том числе если заявитель оспаривая решение суда общей юрисдикции ,считает закон субъекта РФ подлежащим действию.
Вместе с тем законодатель может, исходя из предписаний п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, дополнительно урегулировать в федеральном конституционном законе полномочия не только судов общей юрисдикции, но и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по проверке соответствия федеральному закону законов субъектов РФ1.
§ 3. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации
Закрепление в ст. 65 Конституции РФ 83 субъектов РФ исключает возможность выхода субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет права выхода из Федерации, легитимность конституционной природы Российской Федерации опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 137 Конституции РФ предусмотрены три способа изменения состава субъектов РФ: принятие нового субъекта в Российскую Федерацию; образование в ее составе нового субъекта РФ; изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ.
' Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта -процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в ре»те присоединения к Российской Федерации иностран-ного государства или его части.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в связи с объединением (разъединением) одного или нескольких субъектов РФ.
1- См. Постановление Конституционного суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст.1 , п.1 ст.21 и п. 3 ст.22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ
378Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ — преобразование субъекта РФ из одного вида в другой, в результате чего происходит изменение количественного состава отдельных видов субъектов РФ, влекущее за собой изменение наименования субъекта РФ.
Условия и процедуры принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ регулируются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.
Инициатором заключения международного договора о принятии в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории является иностранное государство.
Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
В случае принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, как правило, он фиксируется как республика, если международным договором не предусматривается иное.
Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства РФ, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного до-
Вопросы для повторения и самостоятельной работы379
говора, а затем международный договор вносится в Государст-венную Думу на ратификацию.
Принятие в установленном порядке субъекта в состав Рос-. сийской Федерации оформляется федеральным конституционным законам.
Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов Государственной власти Российской Федерации.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересовавших субъектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом. Образование в установленном порядке субъекта в составе Российской Федерации оформляется федеральным конституционным законом.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. Назовите конституционные признаки, характеризующие конституционно -правовой статус Российской Федерации.
2. Что означает государственный суверенитет?
380Глава 17 Конституционный статус субъектов РФ
3.Что, означает единство территории Российской Федерации?
4. Что является территорией Российской Федерации?
5. Что означает такой принцип, как единое гражданство?
6. Что представляет собой единая правовая система Российской Федераций?
7. Что представляет собой двухуровневая система органов государственной власти в России?
8. Почему в России единые Вооруженные Силы?
9. Что означает бюджетный федерализм?
10. Раскройте такой конституционный признак России, как единое экономическое пространство.
11. Перечислите и охарактеризуйте государственные символы Российской Федерации.
12. Назовите предметы исключительного ведения России-* ской Федерации.
13. Назовите предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
14. Перечислите принципы, на которых основывается раз-граничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
15.Перечислите способы изменения состава субъектов РФ.16. Раскройте процедуру принятия в состав Российской Фе-дерации нового субъекта.
17. Раскройте процедуру образования в Российской Федерации нового субъекта.
18. Раскройте процедуру изменения конституционно -право-вого статуса субъекта РФ.
Глава 17. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
§ 1. Конституционная характеристика субъекта Российской Федерации
Конституция РФ, закрепляя в ст. 65 состав Российской Фе-дерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Субъекты РФ по данном видам пе- речислены в Конституции РФ в алфавитном порядке.
1.Конституционная характеристика субъектов РФ381
Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст.67. Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Правовой статуе границ субъекта РФ отличается от статуса Государственной границы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию.
Территория субъекта, являясь частью территории Россий- ской Федерации, включает землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния и используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.
Субъекты РФ имеют внутреннюю границу, отделяющую его от других субъектов РФ, а также могут иметь и внешнюю границу, отделяющую их от иностранных государств. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем Государственной границей РФ. Она определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Как правило, территории субъектов РФ определились исторически.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъекта РФ. Учитывая, что данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Изменение консти-туционно- правового статуса субъекта РФ является одним из элементов совершенствования системы взаимоотношений с фе- деральными органами государственной власти.
Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.
Простое наименования субъекта РФ без изменения его конституционно -правового статуса включается в ст.65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведений наимено-
382 Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ
вания субъекта РФ в тексте Конституции РФ1. Данное действие возможно в соответствии с решением субъекта РФ и не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения ч. 2 ст. 137 Конституции РФ федеральным законом2.
Субъекты обладают ограниченной международной правосубъектностью, объем которой определяется законодательно3.
Законодательство, принимаемое на уровне субъектов РФ, распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты — уставы, обладающие одинаковой правовой природой по отношению к иным правовым актам, изданным в пределах компетенции соответствующих субъектов и обязательным к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Данные нормативные правовые акты не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Субъекты РФ обладают правом законодательной инициативы, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения.
В случае нарушения федеральными властями прерогатив субъектов РФ в области нормотворческой деятельности они могут обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.
Субъекты РФ имеют свою символику: герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр. Субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать свои символы, выражающие исторические и иные ценности и традиции народов,
1 Указами Президента РФ в ст. 65 Конституции РФ были включены следующие новые наименования: Республика Ингушетия (предыдущее название — Ингушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (предыдущее название Республика Северная Осетия), Республика Калмыкия (предыдущее название — Республика Калмыкия — Хальмг Тангч), Чувашская Республика — Чувашия (предыдущее название — Чувашская Республика — Чаваш республика), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (предыдущее наименование ~ Ханты-Мансийский автономный округ).
См. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 "ст. 137 Конституции РФ.
3 См. Федеральный закон от 4 января [999 г. № 4-ФЗ «О координации; международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
§ 1. Конституционная характеристика субъекта РФ383
проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием субъекта РФ призваны самоиндентифицировать ее внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т. е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующем об их суверенитете1.
В настоящее время не все субъекты РФ имеют официально утвержденные гербы и флаги. В некоторых субъектах пользуются своими старинными гербами, считая, что они не утратили юридической силы и до сих пор. Изображения и описания гербов и флагов субъектов РФ регистрируются в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ2.
Конституция РФ, определяя Россию как федеративное государство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ и исходит из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, Конституция РФ допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ3.
Определенные виды субъектов РФ обладают своими специфическими особенностями.
Основная особенность республик заключается в том, что, исходя из ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, они являются национально* государственными образованиями. Республики (государства) вправе иметь свои конституции, свои государственные языки.
Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, имеющей приоритет над положениями Федеративного договора, понятие
1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2 Указ Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации».
3 см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-11 по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области.
384Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ
«республика (государство)» не означает признания государственного суверенитета республик, а лишь отражает определен- ные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера'.
Республики имеют наименования в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иных национальностей, проживающих в республике. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Республикам свойственен институт президентства.
Кран, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями и имеют свои уставы, определяющими наряду с федеральным законодательством их правовой статус, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Государственным языком является русский язык.
Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Российской Федерации Татарским проливом, а Калининградская область — единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.
Края, области имеют свои административные центры.
Специфическими особенностями обладает Москва как город федерального значения. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции РФ Москва имеет статус столицы Российской Федерации.
1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 1О-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государстнен-ной власти субъектов Российской Федераций»*
§1. Конституционный статус субъекта РФ385
Согласно Закону «О статусе столицы Российской Федерации» в связи со статусом данного субъекта РФ органы государственной власти г. Москвы:
— предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
— обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;
— участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы;
— участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории г. Москвы;
— согласовывают проект генерального плана развития г. Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы, компенсируются за счет средств из республиканского бюджета Российской Федерации, платежей за пре- доставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.
Автономная область, автономные округа, являясь национально-территориальными образованиями, в своем названии фиксируют наименование титульной национальности, проживающей в данном субъекте. Все автономные округа объединяют нес-сколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты имеют свои уставы.
Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию Российской Федерации., не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта РФ. Это способствовало
Глава 17. Конституционный статус субъекта
бы и без того весьма значительной раздробленности РФ. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые гарантируются ст. 69 Конституции РФ в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ и Федеральным Законом от 30 апреля 1999 г. № 82 –ФЗ « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению исполнительных и законодательных автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.1
Включение территорий автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что обуславливает разграничение их полномочий.
Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти ( главы администрации) края, области.
Более того, вхождение автономного круга в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края, области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и вытекают из договора.
1- В постановлении от 14 июля 1997 г. № 12 –П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области Конституционный суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ. являясь равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ- края или области
2. Предметы ведения и полномочия субъектов РФ 387
Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов ров дарственной власти края, области. Однако эти полномочия отличаются от тех, которые край, область осуществляют в отношении других своих частей, так как автономный округ, входящий в состав края, области, остается равноправным субъектом РФ.
Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации
, До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование и устанавливать полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Конституционный Суд РФ еще до принятия Конституции РФ заложил основы для формирования правовой позиций о возможности су-ществования опережающего законодательства субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии федерального регулирования1.
Предметы ведения субъектов РФ не определены Конституцией РФ.
Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне Пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1992 г. № $5-П по делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. «О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР».
388Глава 17. Конституционный статуе субъектов РФ
Наиболее распространенными вопросами, отнесенными к компетенции субъектов РФ, являются: принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных актов субъекта РФ, контроль за их соблюдением; установление структуры органов государственной власти субъекта РФ; принятие и утверждение бюджета субъекта РФ; региональные налоги, сборы, а также порядок их взимания: заключение и расторжение договоров субъекта РФ; управление и распоряжение собственностью субъекта РФ: назначение и проведение референдума субъекта РФ; установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; охрана общественного порядка; вопросы образования, науки, культуры, труда и занятости, системы транспорта, связи, жилищный фонд и др.). С учетом обусловленных фактора<