Предметы ведения и полномочия Российской Федерации

Российская конституционная модель разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами включает в себя определенные сферы исключительного ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и её субъектов.

Разграничения предметов ведения и полномочий основываются на следующих принципах: конституционность, законность, равноправие субъектов РФ, согласованность, добровольность, недопустимость ущемления прав и законных интересов субъектов РФ.

Предметы, входящие в сферу исключительного ведения Федерации, перечислены в ст.71 Конституции РФ.

- в сфере правового статуса личности- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданство, государственные награды и почетные звания РФ;

- в сфере государственного строительства- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; метеорологическая служба , стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, деятельность в космосе;

 
  Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru

1- См., Положение о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г.

374Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

— в сфере обеспечения единства территории Российской Феде­рации — федеративное устройство и территория Российской Федерации; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; геодезия и картография; на­именования географических объектов;

— в сфере обеспечения безопасности государства — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка покупки и продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Только Российская Федерация вправе заниматься вопросами производства, определения порядка продажи оружия, боепри­пасов, военной техники, другого военного производства, про­изводить ядовитые и наркотические вещества, устанавливать порядок их использования.

В предмет исключительного федерального ведения входят обеспечение различных видов безопасности государства (кон­ституционной, экономической, экологической, антитеррори­стической) и внешняя разведка.

Ряд производств и систем, имеющих общегосударственное зна­чение, находится в ведении Российской Федерации. Среди них выделяют: федеральные энергетические системы, ядерную энер­гетику, расщепляющиеся материалы; федеральную систему транс­порта, путей сообщений, информационные системы и связь;

— в сфере международных отношений Российской Федерации — внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Рос­сийской Федерации;

— в сфере экономики — федеральная государственная собст­венность и управление ею; установление правовых основ едино­го рынка; разработка и принятие финансового, валютного и кре­дитного законодательства; денежная эмиссия; организация фе­деральных экономических служб, включая федеральные банки; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионально­го развития; утверждение основ ценовой политики; принятие федерального бюджета; ведение официального статистического и бухгалтерского учета.

Российская Федерация, устанавливая правовые основы еди­ного рынка, на федеральном уровне принимает финансовое, валютное, кредитное, таможенное законодательство, устанавли-

§2, Предметы ведения а полномочия Российской ФедерацииШ

вает общие принципы налогообложения, осуществляет денеж­ную эмиссию, учреждает федеральные банки и управляет ими. Российская Федерация определяет основы ценовой полити­ки, принимает федеральный бюджет. Предмет исключительно­го ведения Российской Федерации - таможенное регулирова­ние - включает в себя установление федеральными законами, международными договорами и соглашениями Российской Фе­дерации единых для всей территории страны таможенных тари­фов на товары, продукцию и услуги, льгот по ним;

—в сфере правового регулирования Российской Федерации ее ведению подлежат судоустройство: прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законо­дательство; амнистия и помилование; гражданское, граж­данско-процессуальное и арбитражно-процессуалъное законнодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам исключи­тельного ведения Российской Федерации принимаются федераль­ные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации1.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов закреплены в ст. 72 Конституции РФ:

— в сфере правового статуса личности — зашита прав и сво­бод человека и гражданина; прав национальных меньшинств; обеспечение законности. Следует отметить, что не исключается возможность регулирования прав и свобод человека и гражда­нина со стороны субъектов РФ в целях расширения перечня прав и свобод, укрепления гарантий их реализации;

— в сфере обеспечения единой правовой системы — обеспече­ние соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным закошм;

— в сфере международных связей — координация междуна­родных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выпол­нение международных договоров Российской Федерации;

— в сфере государственного развития и управления — кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечен

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999..№2-П по делу о толкований ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1 Конституции РФ)

376 Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

ние законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; обеспечение правопорядка, общественной безопасности;

-в сфере экономики — разграничение государственной соб­ственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения в Россий­ской Федерации; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— в сфере экологии — природопользование; охрана окружаю-щей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территорий; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания малочисленных этнических- общностей;

- в социальной и культурной сфере — охрана памятников ис­торий, и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцов­ства и детства; социальная защита, включая социальное обеспе­чение;, защита традиционного образа жизни малочисленных эт­нических общностей;

—в сфере правового регулирования — административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совмест-да ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними за-коны и иные нормативные правовые акты объектов РФ. Из федеративной природы их взаимоотношений вытекает также недопустимость произвольного присвоения органами государ- ственной власти Российской Федерации всей полноты полномочий по предметам совместного ведения, т. е. без учета интересов субъектов РФ и роли их органов власти в системе публичной власти. Это имеет место, в частности, при признании судами общей юрисдикции законов, субъектов РФ недействительными в силу их несоответствия федеральному закону.

Разрешение публично-правовых споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области разграничения норматворческой компетенции должно основываться прежде всего на толковании

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 3. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ 377

компетенционных норм Конституции РФ в порядке конституционного судопроизводства. Однако если суд общей юрисдикции выносит в соответствии с действующим процессуальным законодательством решение о том, что закон субъекта РФ не подлежит применению, то это не препятствует возможности проверки Конституционным Судом РФ конституционности противоречащих друг другу федерального закона и закона субъекта РФ, в том числе ес­ли заявитель оспаривая решение суда общей юрисдикции ,считает закон субъекта РФ подлежащим действию.

Вместе с тем законодатель может, исходя из предписаний п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, дополнительно урегулиро­вать в федеральном конституционном законе полномочия не только судов общей юрисдикции, но и конституционных (ус­тавных) судов субъектов РФ по проверке соответствия феде­ральному закону законов субъектов РФ1.

§ 3. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации

Закрепление в ст. 65 Конституции РФ 83 субъектов РФ исключает возможность выхода субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет права выхода из Федерации, легитимность конституционной природы Российской Федерации опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции РФ.

В ч. 1 ст. 137 Конституции РФ предусмотрены три способа изме­нения состава субъектов РФ: принятие нового субъекта в Россий­скую Федерацию; образование в ее составе нового субъекта РФ; из­менение конституционно-правового статуса субъекта РФ.

' Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта -про­цедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в ре»те присоединения к Российской Федерации иностран-ного государства или его части.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru Образование в составе Российской Федерации нового субъ­екта- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в связи с объединением (разъединением) одного или нескольких субъектов РФ.

1- См. Постановление Конституционного суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст.1 , п.1 ст.21 и п. 3 ст.22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ

378Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ — преобразование субъекта РФ из одного вида в другой, в резуль­тате чего происходит изменение количественного состава от­дельных видов субъектов РФ, влекущее за собой изменение на­именования субъекта РФ.

Условия и процедуры принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ регулируются Фе­деральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и об­разования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъ­екта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного ино­странного государства в соответствии с международным (меж­государственным) договором о принятии в Российскую Феде­рацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

Инициатором заключения международного договора о при­нятии в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории является иностранное государство.

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдать­ся государственные интересы Российской Федерации, принци­пы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложив­шиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъ­ектов РФ, их социально-экономические возможности.

В случае принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, как правило, он фиксируется как республика, если международным договором не предусматривается иное.

Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граж­данства РФ, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Феде­рации на территории нового субъекта РФ, функционирование ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправле­ния иностранного государства на территории нового субъекта РФ. После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного до-

Вопросы для повторения и самостоятельной работы379

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru говора, а затем международный договор вносится в Государст-венную Думу на ратификацию.

Принятие в установленном порядке субъекта в состав Рос-. сийской Федерации оформляется федеральным конституцион­ным законам.

Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положе­ния, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект дол­жен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредит­ную и правовую системы Российской Федерации, а также в сис­тему органов Государственной власти Российской Федерации.

Образование в составе Российской Федерации нового субъ­екта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь за со­бой прекращение существования субъектов РФ, территории ко­торых подлежат объединению.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вы­несению на референдумы заинтересованных субъектов РФ по­сле проведения соответствующих консультаций с Президен­том РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы за­интересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной фор­мулировке выносится на референдумы заинтересовавших субъ­ектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе Рос­сийской Федерации нового субъекта на референдумы заинтере­сованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом. Образование в уста­новленном порядке субъекта в составе Российской Федерации оформляется федеральным конституционным законом.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Назовите конституционные признаки, характеризующие конституционно -правовой статус Российской Федерации.

2. Что означает государственный суверенитет?

380Глава 17 Конституционный статус субъектов РФ

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 3.Что, означает единство территории Российской Федерации?

4. Что является территорией Российской Федерации?

5. Что означает такой принцип, как единое гражданство?

6. Что представляет собой единая правовая система Россий­ской Федераций?

7. Что представляет собой двухуровневая система органов государственной власти в России?

8. Почему в России единые Вооруженные Силы?

9. Что означает бюджетный федерализм?

10. Раскройте такой конституционный признак России, как единое экономическое пространство.

11. Перечислите и охарактеризуйте государственные симво­лы Российской Федерации.

12. Назовите предметы исключительного ведения России-* ской Федерации.

13. Назовите предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

14. Перечислите принципы, на которых основывается раз-граничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

15.Перечислите способы изменения состава субъектов РФ.16. Раскройте процедуру принятия в состав Российской Фе­-дерации нового субъекта.

17. Раскройте процедуру образования в Российской Федера­ции нового субъекта.

18. Раскройте процедуру изменения конституционно -право-вого статуса субъекта РФ.

Глава 17. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

§ 1. Конституционная характеристика субъекта Российской Федерации

Конституция РФ, закрепляя в ст. 65 состав Российской Фе-дерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная об­ласть и автономные округа. Субъекты РФ по данном видам пе- речислены в Конституции РФ в алфавитном порядке.

1.Конституционная характеристика субъектов РФ381

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст.67. Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Правовой статуе границ субъекта РФ отличается от статуса Государственной границы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию.

Территория субъекта, являясь частью территории Россий- ской Федерации, включает землю, ее недра, леса, воды, расти­тельный и животный мир, другие природные богатства, находя­щиеся на их территории, а также памятники истории и культу­ры и иные ценности национального достояния и используются для обеспечения материальных и духовных потребностей наро­дов республик.

Субъекты РФ имеют внутреннюю границу, отделяющую его от других субъектов РФ, а также могут иметь и внешнюю гра­ницу, отделяющую их от иностранных государств. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ мо­гут быть изменены с их взаимного согласия. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем Государственной грани­цей РФ. Она определяется международными договорами и со­глашениями Российской Федерации с иностранными государ­ствами. Как правило, территории субъектов РФ определились исторически.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ возможно только по взаимному согласию Российской Федера­ции и соответствующего ее субъекта в соответствии с федераль­ным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъекта РФ. Учиты­вая, что данный вопрос находится в ведении Российской Феде­рации, ее согласие является обязательным. Изменение консти-туционно- правового статуса субъекта РФ является одним из элементов совершенствования системы взаимоотношений с фе- деральными органами государственной власти.

Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.

Простое наименования субъекта РФ без изменения его конституционно -правового статуса включается в ст.65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведений наимено-

382 Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru вания субъекта РФ в тексте Конституции РФ1. Данное действие возможно в соответствии с решением субъекта РФ и не исключа­ет возможности дополнительного урегулирования порядка при­менения ч. 2 ст. 137 Конституции РФ федеральным законом2.

Субъекты обладают ограниченной международной право­субъектностью, объем которой определяется законодательно3.

Законодательство, принимаемое на уровне субъектов РФ, рас­пространяет свое действие только на территорию соответствую­щего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты — уставы, обладающие одинаковой правовой природой по отношению к иным правовым актам, изданным в пределах компетенции соответствующих субъектов и обязательным к ис­полнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Данные нормативные правовые акты не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Субъекты РФ обладают правом законодательной инициати­вы, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив субъектов РФ в области нормотворческой деятельности они могут обратиться за защитой своих интересов в Конституцион­ный Суд РФ.

Субъекты РФ имеют свою символику: герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр. Субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать свои символы, вы­ражающие исторические и иные ценности и традиции народов,

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 1 Указами Президента РФ в ст. 65 Конституции РФ были включены сле­дующие новые наименования: Республика Ингушетия (предыдущее название — Ингушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (предыдущее название Республика Северная Осетия), Республика Калмыкия (предыдущее название — Республика Калмыкия — Хальмг Тангч), Чувашская Республика — Чувашия (предыдущее название — Чувашская Республика — Чаваш республи­ка), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (предыдущее наименова­ние ~ Ханты-Мансийский автономный округ).

См. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 "ст. 137 Конституции РФ.

3 См. Федеральный закон от 4 января [999 г. № 4-ФЗ «О координации; международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федера­ции».

§ 1. Конституционная характеристика субъекта РФ383

проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять по­рядок их официального использования. Флаг, герб и гимн на­ряду с наименованием субъекта РФ призваны самоиндентифицировать ее внутри Российской Федерации и по своему пред­назначению не могут служить другим целям, т. е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельст­вующем об их суверенитете1.

В настоящее время не все субъекты РФ имеют официально утвержденные гербы и флаги. В некоторых субъектах пользуют­ся своими старинными гербами, считая, что они не утратили юридической силы и до сих пор. Изображения и описания гер­бов и флагов субъектов РФ регистрируются в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ2.

Конституция РФ, определяя Россию как федеративное госу­дарство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ и исходит из необходимости сохра­нения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей терри­тории Российской Федерации. Вместе с тем учитывая сложив­шиеся традиции и специфику государственно-правового регули­рования в этой сфере, Конституция РФ допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ3.

Определенные виды субъектов РФ обладают своими специ­фическими особенностями.

Основная особенность республик заключается в том, что, ис­ходя из ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, они являются национально* государственными образованиями. Республики (государства) вправе иметь свои конституции, свои государственные языки.

Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, имеющей при­оритет над положениями Федеративного договора, понятие

1 Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации».

2 Указ Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации».

3 см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-11 по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области.

384Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ

«республика (государство)» не означает признания государст­венного суверенитета республик, а лишь отражает определен- ные особенности их конституционно-правового статуса, свя­занные с факторами исторического, национального и иного ха­рактера'.

Республики имеют наименования в соответствии с названи­ем титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национально­сти превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Че­ченская Республика, Чувашская Республика), составляет отно­сительное большинство в трех республиках (Кабардино-Бал­карская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татар­стан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лица­ми иных национальностей, проживающих в республике. Нали­чие конституций служит основанием для формирования в рес­публиках собственных конституционных судов. Республикам свойственен институт президентства.

Кран, области, города федерального значения являются госу­дарственно-территориальными образованиями и имеют свои уставы, определяющими наряду с федеральным законодатель­ством их правовой статус, организацию государственной вла­сти, порядок нормотворческой деятельности, административ­но-территориальное деление и организацию местного само­управления. Государственным языком является русский язык.

Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Российской Федерации Татарским проливом, а Ка­лининградская область — единственный субъект РФ, полно­стью отделенный от остальной территории страны сухопутны­ми границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

Края, области имеют свои административные центры.

Специфическими особенностями обладает Москва как город федерального значения. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции РФ Москва имеет статус столицы Российской Федерации.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 1О-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государстнен-ной власти субъектов Российской Федераций»*

§1. Конституционный статус субъекта РФ385

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru Согласно Закону «О статусе столицы Российской Федера­ции» в связи со статусом данного субъекта РФ органы государ­ственной власти г. Москвы:

— предоставляют в установленном законом порядке феде­ральным органам государственной власти Российской Федера­ции, представительствам республик в составе Российской Фе­дерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическим пред­ставительствам иностранных государств в Российской Федера­ции земельные участки, здания, строения, сооружения и поме­щения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспорт­ные и иные услуги;

— обеспечивают необходимые условия для проведения об­щегосударственных и международных мероприятий;

— участвуют в разработке и осуществлении целевых феде­ральных программ развития г. Москвы;

— участвуют в содержании и развитии систем связи, феде­ральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории г. Москвы;

— согласовывают проект генерального плана развития г. Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением им функ­ций столицы, компенсируются за счет средств из республи­канского бюджета Российской Федерации, платежей за пре- доставляемые городом услуги, вносимых федеральными орга­нами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическими представительствами иностранных госу­дарств в Российской Федерации.

Автономная область, автономные округа, являясь националь­но-территориальными образованиями, в своем названии фик­сируют наименование титульной национальности, проживаю­щей в данном субъекте. Все автономные округа объединяют нес-сколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты имеют свои ус­тавы.

Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию Российской Федерации., не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта РФ. Это способствовало

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru

Глава 17. Конституционный статус субъекта

бы и без того весьма значительной раздробленности РФ. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые гарантируются ст. 69 Конституции РФ в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ и Федеральным Законом от 30 апреля 1999 г. № 82 –ФЗ « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению исполнительных и законодательных автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.1

Включение территорий автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что обуславливает разграничение их полномочий.

Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти ( главы администрации) края, области.

Более того, вхождение автономного круга в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края, области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и вытекают из договора.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 1- В постановлении от 14 июля 1997 г. № 12 –П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области Конституционный суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ. являясь равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ- края или области

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 2. Предметы ведения и полномочия субъектов РФ 387

Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов ров дарственной власти края, области. Однако эти полномочия от­личаются от тех, которые край, область осуществляют в отноше­нии других своих частей, так как автономный округ, входящий в состав края, области, остается равноправным субъектом РФ.

Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации

, До принятия федеральных законов по вопросам, отнесен­ным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регули­рование и устанавливать полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуще­ствляемые данными органами самостоятельно за счет и в пре­делах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвен­ций из федерального бюджета), если это не противоречит Кон­ституции РФ и федеральным законам.

После принятия соответствующего федерального закона за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приво­дятся в соответствие с принятым федеральным законом. Консти­туционный Суд РФ еще до принятия Конституции РФ заложил основы для формирования правовой позиций о возможности су-ществования опережающего законодательства субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов при отсутствии федерального регулирования1.

Предметы ведения субъектов РФ не определены Конститу­цией РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъек­та РФ, изданным вне Пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1992 г. № $5-П по делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. «О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР».

388Глава 17. Конституционный статуе субъектов РФ

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации - student2.ru Наиболее распространенными вопросами, отнесенными к компетенции субъектов РФ, являются: принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных актов субъ­екта РФ, контроль за их соблюдением; установление структуры органов государственной власти субъекта РФ; принятие и утверждение бюджета субъекта РФ; региональные налоги, сбо­ры, а также порядок их взимания: заключение и расторжение договоров субъекта РФ; управление и распоряжение собствен­ностью субъекта РФ: назначение и проведение референдума субъекта РФ; установление порядка проведения выборов в за­конодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта РФ; административно-территориальное устройст­во субъекта РФ и порядок его изменения; охрана общественно­го порядка; вопросы образования, науки, культуры, труда и занятости, системы транспорта, связи, жилищный фонд и др.). С учетом обусловленных фактора<

Наши рекомендации