Специальные (правовые) гарантии прав и свобод

Граждан

Общий подход к охране и защите прав граждан, сформули­рованный в ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей призна­ние, соблюдение и защиту прав и свобод человека и граждани­на обязанностью государства, получил воплощение в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, закрепившей, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное Собрание РФ призвано регулировать и защи­щать права и свободы граждан посредством принятия зако­нов. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению закон­ности, прав и свобод граждан, охране собственности и обще­ственного порядка, борьбе с преступностью. Каждое мини­стерство и ведомство реализует эту задачу в пределах собст­венной компетенции. Так, задачей Минюста России является проведение юридической экспертизы правовых актов, прини­маемых государственными органами, на предмет соблюдения норм Конституции РФ о правах и свободах человека и граж­данина.

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны за­щищать права и свободы человека и гражданина посредством разъяснения гражданам их прав; стимулирования их инициати­вы и самодеятельности; ориентации в этом направлении всех государственных и местных органов; способствованию эффек­тивного использования судебных процедур; привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в бездействии либо нарушении соответствующих прав и свобод личности.

Важное значение имеет обеспечение прав и свобод личности непосредственно органами местного самоуправления, которые

1 Новгородцев П. И. Об общественном идеале // Власть и право. Из история русской правовой мысли. Л., 1990. С. 548.

2.Специальные ( правовые) гарантии прав и свобод граждан 323

в пределах своих полномочий обеспечивают учет их интересов при решении вопросов местного значения.

Важнейшей гарантией прав и свобод личности является су-дебная защита, гарантированная Конституцией Р (ст.46). В суд могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления , общественных объединений и должностных лиц.

Правом на судебную защиту обладает каждый, т, е. не голь­цу граждане РФ, но и иностранные граждане, лица без граж­данства. Право на судебную защиту и может быть ограничено щи при каких обстоятельствах. В связи с этим Конституцион­ный Суд РФ в постановлении от 3 мая 1995 г. № 4-П признал положение ст. 2201 УПК РСФСР, ограничивавшее круг лиц, имеющих право на судебное обжалование постановления о применении к ним в качестве меры пресечения заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей, и связанное с ним положение ст. 220 УПК РСФСР о проверке законности и обоснованности применения заключения под стражу судом только по месту содержания лица под стражей не соответствующими Конституции РФ.

Конституционному праву на судебную защиту корреспонди­рует обязанность суда рассмотреть жалобу и принять законное и обоснованное решение. Суд при рассмотрении обращения руководствуется конституционными принципами правосудия:? конституционности и законности, гласности, состязательности, равноправия сторон.

Процедура обращения гражданина в суд конкретизирована Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4В66Л «0б обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан», в соответствии с которым каждый гражданин вправе об­ратиться с жалобой в суд, если считает, что: неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного, самоуправления, учреждений, предприятий и их объ­единений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, го­сударственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации,

324 Глава 13. Конституционные гарантии реализации прав граждан

ставшей основанием для совершения действий (принятия ре-шений), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязан­ность иди он незаконно привлечен к какой-либо ответетвенно-сть.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государстве- ных служащих, если оно повлекло за собой вышеназванные по­следствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения. действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письмен­ной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, пред­приятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Важнейшей составной частью гарантии судебной защиты яв­ляется норма ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой ни-кто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей подсудности которых оно отнесено законом. Право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно Осуществляться законно установ­ленным, а не произвольно выбранным составом суда, без пре­дубеждения, полно, всесторонне и объективно. Подведомствен-ноть и подсудность дел судам определяется процессуальными законом (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), которые закрепляют критерии предопределяющие , в каком суде подлежит рассмот-рению то или иное уголовное, административное или граждан­ское дело, что позволяет участникам судебного процесса избе-жать неопределенности в определении подсудности, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством пра-

§ 2. Специальные (правовые) гарантии прав и свобод граждан 325

воприменительного решения, т. е. по усмотрению правоприме­нительного органа или должностного лица (постановление конституционного Суд РФ от 16 марта 1998 г. И 9-П).

Право на судебную защиту принадлежит каждому, в том числе и осужденным лицам. Осужденный, дело которого рас­сматривается судом в порядке кассационного производства, не может быть лишен возможности заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с позициями выступавших участников судебного заседания и дополнительными материалами, если "таковые представлены, давать объяснения, в том числе в связи с заклю­чением прокурора. Этот вывод следует из постановления Кон­ституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 г. № 27-П.

Важной гарантией прав и свобод человека и гражданин яв­ляется норма ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой об­виняемый в совершении преступления имеет право на рассмот­рение его дела судом с участием присяжных заседателей в случа­ях, предусмотренных федеральным законом.

Как указал в постановлении от 2 февраля 1999 г. № 3-П Конституционный Суд РФ, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, должно быть обеспечено на рав­ных основаниях и в равной степени всем обвиняемым незави­симо от места совершения преступления, установленной феде­ральным законом территориальной и иной подсудности таких дел и прочих подобного рода обстоятельств.

Гарантия судебной защиты дополняется установленной возможностью каждого в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Такими межгосударст­венными органами являются, в частности, Совет по правам че­ловека ООН, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, а также ЕвропейскийСуд по правам человека. Деятельность названных межгосударственных органов оказывает все большее- влияние на российскую правовую систему, делает ее более близкой демократическим стандартам развитых стран, расширяет возможности граждан защищать свои права и свободы.

Обращение в Совет по правам человека и Европейский Суд по правам человека возможно после того, как исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам че-

326 Глава13. Конституционные гарантии реализации прав граждан

ловека достаточным основанием, свидетельствующим да исчер- пании имеющихся внутригосударственных средств правдой за­щиты для граждан РФ, является решение суда кассационной инстанции.

Право № получение квалифицированной юридической помо­щи. — важнейшая гарантия прав и свобод личности. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Так, согласно п. 5 ст. 50 УПК РФ, если адвокат уча­ствует в производстве предварительного расследования или су­дебном разбирательстве по назначению дознавателя, следовате­ля, прокурора или суда, расходы на оплату его труда компенси­руются за счет средств федерального бюджета.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняе­мый в совершении преступления имеет право пользоваться по­мощью адвоката (защитника) с момента соответственно задер­жания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ).

Как указал в постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П Конституционный Суд РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо, от его формального процессуального статуса, в том числе от при­знания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкос­новенность, включая свободу передвижения,, принудительный привод или доставление в органы .Дознания и следствия, сдер­жание в изоляции без каких-либо контактов, а также иные дей­ствия,. Существенно Ограничивающие свободу и личную непри­косновенность.

По Своему содержанию право на самостоятельный выбор ад­воката (защитника) не означает право выбирать в качестве за-щитника любое лицо по усмотрению подозреваемого или обви­няемого и не предполагает возможность участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника. Гарантируя право на получение квалифицированной юридической помощи, госу­дарство должно установить с этой целью определенные про­фессиональные и иные квалифицированные требования и кри-терий. В противном случае участие в качестве адвоката в ходе предварительного расследования лица, не обладающего необхо- димымй профессиональными навыками, не обеспечит решение задачи государства гарантировать каждому квалифицированную

2. Специальный (правовые) гарантии прав и свобод граждан 327

юридическую помощь (постановление Конституционного Су­да РФ от 28 января 1997 г. № 2-П).

Конституция РФ устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющими. права и свободы человека и гражда­нина. Права и свободы человека и гражданина могут быть огра­ничены федеральным законом в той мере, в какой это необхо­димо в целях защиты основ конституционного строя, нравст­венности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безо­пасности граждан и защиты, конституционного строя в соответ­ствии с федеральным конституционным законом могут уста­навливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее. мест­ностях может вводиться при наличии Обстоятельств и в поряд- ке, установленных федеральным конституционным законом» В соответствии со ст. 88 Конституции РФ чрезвычайное поло­жение вводит Президент РФ. Оно может вводиться как на всей территории Российской Федерации, так и в отдельных |е мест­ностях. Процедура введения чрезвычайного положения опреде­лена Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Из общего правила, установленного ч. 1 и 2 ст. 56 Конститу­ции РФ, имеется исключение, суть которого состоит в том, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, ст. 23, ст. 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст. 46—54 Конституции РФ.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54 Конституции РФ).

Данное правило имеет универсальный характер. Оно рас­пространяется на регулирование ответственности во всех отрас­лях российского права и свидетельствует о гуманизме и спра­ведливости российского права, защите прав и свобод личности. К числу конституционных гарантий статуса личности отно­сится презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Она закреплена и в международно-правовых документах.: Всеобщей

328 Глава 13. Конституционные гарантии реализации прав граждан

декларации прав человека (ч. 1 ст. 11); Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 14); Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 6).

Конституция РФ провозглашает, что каждый обвиняемый считается невиновным- пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установ­лена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Предполагая лицо невиновным, Конституция РФ осво­бождает обвиняемого от обязанности доказывать свою неви­новность (ч. 2 ст. 49). Эта обязанность возлагается на органы, осуществляющие уголовное преследование. Неустранимые со­мнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49). Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. В постановлении Пленума Верховного Су­да РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре» отме­чается, что по смыслу закона в пользу подсудимого толкуются не только неустранимые сомнения в его виновности в целом, но и неустранимые сомнения, касающиеся отдельных эпизодов предъявленного обвинения, формы вины, степени и характера участия в совершении преступления, смягчающих и отягчаю­щих наказание обстоятельств».

Конституция РФ в ч, 1 ст. 50 устанавливает, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что \уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, . если этот человек уже был судим по тому же обвинению этого же дела, и суд вынес приговор или прекратил рассмотрение данного дела. Снова судить по тому же обвинению можно толь­ко в токе случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда уголовное дело может быть вновь возбуждено и передано в суд на новое рассмотрение- Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 2001 г. № 6-П указал, что в силу ч. 1 ст. 50 Конституции РФ исключается возможность осуждения липа за одно и то же дея­ние как за несколько самостоятельных преступлений недопус­тимо проведение параллельных производств по обвинению од­ного и того же липа в одном и том же преступлении независимо от наличия или отсутствия в каком-либо из этих дел окончательного решения.

2. Специальные (правовые) гарантии прав граждан 329

Специальные (правовые) гарантии прав и свобод - student2.ru В ч. 2 ст. 50 Конституции РФ указано, что при осуществле-

ГГЛ'ГЛ д°">'Г «™»**"™* доа»ш"по~ .ученных с нарушением федерсыьного закона.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ определил недопусти­мые доказательства как доказательства, полученных с нарушением требований данного Кодекса. К таковым, в частности относятся показания подозреваемого, обвиняемого, данные в хо­де досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не под­твержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположе­нии, слухе, а также показания свидетеля, который не «ожег указать источник своей осведомленности и т. п.

Конституционный Суд РФ в определении от 21 декабря 2000 г. № 290-О пришел к выводу, что оглашение судом показа- ний отсутствующего обвиняемого, свидетеля или потерпевшего без законных оснований, предусмотренных уголовно-процессу­альным законом, при возможности обеспечить их явку в суд, а также последующее обоснование оглашенными показаниями выводов суда свидетельствуют об использовании недопустимых доказательств. При проверке законности и обоснованности вы­несенного приговора, осуществляемого вышестоящими судами общей юрисдикции, такие доказательства подлежат исключе­нию из доказательственного материала.

Международный пакт о гражданских и политических правах (подп. «с» п.3. ст.14) и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подп. «д» п.3 ст.6) одним из обязательных условий справедливого судебного разбирательства называют право обвиняемого допрашивать показывающих против него сви­детелей или требовать, чтобы эти свидетели были допрошены. Принятие судом решения вопреки международно-правовым нормам является основанием для гражданина, чьи права и сво­боды были нарушены, для обращения в вышестоящий суд.

В ч 3 ст. 50 Конституции РФ закреплено право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоя­щим судом в порядке, предусмотренном федеральным законом что является необходимой гарантией против судебных ошибок, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Право осужденного на пересмотр приговора предполагает предоставление ему возможности по своей воле и своим соб- ственными действиями возбуждать производство по проверке

3ЗО Глава 13. Конституционные гарантии реализации прав граждан

законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пере­смотра. Это право носит абсолютный характер, и федеральный законодатель не вправе ограничивать его ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по каким иным обстоятельствам (постановление Конституционно­го Суда РФ от 6 июля. 1998 г. № 21-П).

В соответствии с УК РФ помилование осуществляется Пре­зидентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч. 1 ст. 85). Право просить помилования, смягчения наказания включает в себя право осужденного обращаться к Президен­ту РФ с просьбой об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, сокращении наказания или замене его более мяг­ким видом наказания (ч. 2 ст. 85 УК РФ).

Гарантия от самообвинения закреплена ст. 51 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. К числу близких родственников согласно п. 4 ст. 5 УПК РФ относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Конституция РФ предусматривает, что федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанно­сти давать свидетельские показания (ч. 2 ст. 51). Так, согласно ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уго­ловного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятель­ствах, которые стали ему известны в связи с участием в произ­водстве по уголовному делу;

3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему извест­ны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель —■ об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их Согласия — об обстоятельствах, которые стали им из­вестны в связи е осуществлением ими своих Полномочий.

В ряду гарантий конституционно-правового статуса лично­сти выделяются гарантии прав потерпевших (ст. 52 Конститу­ций РФ).

2.Специальные (правовые) гарантии прав и свобод граждан 331

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступ­лением причинен физический, имущественный, моральный вред. Решение о признании потерпевшим оформляется поста­новлением дознавателя, следователя, прокурора или суда

Положение ст. 52 Конституции РФ о том, что права потер­певших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, конкрети­зирована нормами текущего законодательства. Так, в соответст­вии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, а также его близким родственникам уг­рожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противо­правными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дозна­ния и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

Проблемы гарантирования прав потерпевших затрагивались в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в постановлении от 15 января 1999 г. № 1-П Суд. признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 1 и 2 ст. 295 ранее действовав­шего УПК РСФСР, на основании которых потерпевший по уголовному делу не допускался к участию в судебных прениях, кроме как по делам об определенных преступлениях.

Статья 53 Конституции РФ закрепляет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (без­действием) органов государственной власти или их должностных лиц. Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественно­го вреда, причиненного преступлением, а также расходов, поне­сенных в связи с его участием в ходе предварительного рассле­дования и в суде, включая расходы на представителя. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причинен­ного ему морального вреда размер возмещения определяется су­дом при рассмотрении уголовного дела или в порядке граждан­ского судопроизводства (ч. 3 и 4 ст. 42 УПК РФ).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 января 2001 г № 1-П сформулировал правовую позицию, согласно ко­торой должен подлежать возмещению вред, причиненный при осуществлении правосудия в результате принятия незаконных судебных актов или незаконных действий (или бездействия) су­да (судьи).

332 Глава 13. Конституционные гарантии реализации прав граждан

Специальные (правовые) гарантии прав и свобод - student2.ru Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П было признано, что размер возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, должен обеспечи­вать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором — в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом — не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения дос­тоинства личности.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека на самозащиту. Само­защита может рассматриваться как любые действия человека, связанные с защитой своего права от нарушения. Однако его действия не должны идти вразрез с законами, установленными в обществе, В этом понимании способами самозащиты могут быть обращения гражданина в СМИ, использование общест­венных объединений (профсоюзов, партий), правозащитных движений, обращения к различного рода собраниям с целью привлечь внимание к нарушению своих (а подчас и не только своих) прав и свобод.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Дайте определение понятия «гарантии прав и свобод лич­ности».

2. Дайте характеристику общих гарантии конституционного

статуса личности.

3 Назовите, какие специальные гарантии конституционного статуса личности предусмотрены Конституцией РФ.

4 В каких формах осуществляется государственная защита конституционных прав и свобод личности в Российской Феде­рации?

5 При каких условиях возможно обращение российских граждан в межгосударственные органы по защите прав человека?

6.Охарактеризуйте постановления и определения Конституционного суда РФ , содержащие правовые позиции по проблемам охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

7.Назовите проблемы реализации прав личности на судеб-

ную защиту.

8.Назовите проблемы реализации прав личности получе-

ние квалифицированной юридической помощи.

Глава 14. Конституционный статус иностранных граждан 333

Глава 14. .Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства,

Наши рекомендации