Административно - правовые гарантии прав и свобод граждан

Изначальным и универсальным гарантом прав человека может быть только закон.
Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

- положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
- содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
- определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;
- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и свобод граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

- в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина;
- ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
- определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще (право на жизнь);
- любые нормативные акты не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

1.Судебные.
2. Административные.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (привести примеры).

Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке. Реализуются органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.

11. Право граждан на обращение. Понятие и виды обращений граждан, порядок рассмотрения.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время.

Обращение гражданина - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба гражданина.

Виды:

- Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

- Заявление - обращение гражданина по поводу реализации прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

- Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (или бездействием) органа или должностного лица либо юридического или физического лица прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия).

а) общая административная жалоба, правом подачи которой обладают все граждане;

б) специальная административная жалоба, право подачи которой предоставляется лицам как участникам административного процесса (производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство).

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

- право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е.могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты различных сфер управления, производства, обслуживания;

- по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

- объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;

- запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Федеральный закон РФ от 2 мая 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Общая административная жалоба реализуется также в порядке, определенном Федеральным законом РФ от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно – правовыми актами – Кодексом РФ об административных правонарушениях, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Трудовым кодексом, Таможенным кодексом и другими нормативными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется следующими признаками:

-особый порядок ее рассмотрения;

- особыми основаниями для обжалования

- определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

- установлением только письменной формы жалобы;

- специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения;

- особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб;

-юридическими последствиями подачи жалобы.

- Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации.

- Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания.

-Петиции - коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Рассмотрение:

- Предложение: органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в предложениях вопросов, обязаны рассмотреть и оценить предложения. По просьбе граждан, обратившихся с предложениями, им должно быть сообщено в письменной или устной форме о результатах рассмотрения предложений в течение десяти дней со дня принятия решения по поставленным в предложениях вопросам.

- Заявление: Орган и должностное лицо, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в заявлении вопросов, обязаны:

- рассмотреть заявление по существу в установленные настоящим Федеральным законом сроки;

- принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;

- сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения заявления и принятому по нему решений в течение десяти дней;

- в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, в письменной форме довести до сведения гражданина, подавшего заявление, мотивы отказа, а также указать орган или должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по заявлению решение.

- Жалоба: Жалоба должна быть рассмотрена органом или должностным лицом безотлагательно, но не позднее одного месяца со дня ее регистрации. В случаях, если для рассмотрения жалобы необходимы проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок рассмотрения жалобы может быть продлен органом или должностным лицом на два месяца с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать три месяца. О результатах рассмотрения жалобы гражданину должно быть сообщено в письменной форме в течение десяти дней с момента принятия решения по жалобе.

- Ходатайство: Ходатайства оформляются в случаях и по вопросам, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации. Ходатайства подаются в органы и должностным лицам в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Ходатайства принимаются к рассмотрению при наличии всех необходимых документов, оформленных согласно специально установленной форме. При подаче ходатайства может взиматься государственная пошлина, размер которой устанавливается федеральным законом о государственной пошлине. О решении, принятом по ходатайству, гражданин или иное заинтересованное лицо информируется в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.

.

12. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

· определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Вместе с тем Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Так, Президент РФ имеет конституционные полномочия, связанные с формированием Правительства РФ:

· назначает с согласия ГД Председателя Правительства;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

· принимает решение об отставке Правительства РФ;

· по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

· утверждает по представлению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

· формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Согласно ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" осуществляет руководство рядом федеральных органов исполнительной власти руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные.

· формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

· утверждает военную доктрину РФ;

· осуществляет ряд других функций в соответствии с Федеральным законом "Об обороне", другими законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в данной сфере.

· Вводит военное положение и ЧП.

13. Система, структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Правительство по Конституции исполняет следующие функции:

— разработка и представление в Госдуму федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

— отчет перед Госдумой об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в России единой финансово-кредитной и денежной политики;

— проведение единой госполитики в таких направлениях, как культура, наука, образование, здравоохранение, соцобеспечение, экология;

— управление федеральной собственностью;

— осуществление мер, обеспечивающих оборону Российской Федерации, госбезопасность и реализацию внешней политики страны;

— воплощение мер по защите законных прав и свобод россиян, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Так, согласно этому Указу в систему федеральных органов исполнительной власти включены:

Федеральное министерство;

федеральная служба;

федеральное агентство.

федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

В ряде областей, определенных Президентом РФ, указанные органы исполнительной власти осуществляют государственное управление самостоятельно и не подведомственны федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ).

две группы федеральных органов исполнительной власти:

-объединенных подведомственностью соответствующим федеральным министерством и осуществляющих государственное управление в соответствующей области (например, Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство);

-самостоятельных и не подведомственных федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и ряд других).

В связи с этим Президент РФ и Правительство РФ напрямую осуществляют руководство федеральными органами исполнительной власти, неподведомственными федеральным министерствам, и через федеральных министров — деятельностью федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.

Правовое положение федеральных органов исполнительной власти характеризуется следующими основными чертами (функциями):

федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Эти ограничения функций министерства не распространяются на функции по управлению имуществом, закрепленным за министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов, а также вопросов организации деятельности министерства и его структурных подразделений;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное министерство вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о них, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников в них подведомственных федеральных органов исполнительной власти, вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных федеральных органов исполнительной власти;

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов;

федеральная служба:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба но надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг; федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства.

14. Статья 3. Система органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы

1. Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.

2. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции.

3. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности.

4. Комитетом является отраслевой орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий отраслевое управление в соответствующих областях деятельности.

5. Главным управлением (управлением) является функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий межотраслевое регулирование в определенной области городского управления.

6. Инспекцией является функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий контрольные и надзорные функции.

7. Территориальными органами исполнительной власти города Москвы являются префектуры административных округов города Москвы, возглавляемые префектами административных округов города Москвы, и управы районов города Москвы, возглавляемые главами управ районов города Москвы.

8. Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.

9. Для координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, могут создаваться комплексы городского управления, возглавляемые членами Правительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей.

10. При отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями о них могут быть созданы коллегии, а также научно-методические, научно-технические, экспертные и иные советы и комиссии.

11. Структура органов исполнительной власти города Москвы определяется указом Мэра Москвы.

12. Отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий принимают приказы и распоряжения, представляют Правительству Москвы ежегодные отчеты о своей деятельности. Руководители органов исполнительной власти города Москвы действуют на основе единоначалия.

Правовую основу организации исполнительной власти в городе Москве образуют, прежде всего:

1) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") (ст. ст. 17, 20, 21);

2) Устав Москвы (ст. ст. 44, 45);

3) Закон Москвы "О правительстве Москвы";

4) Регламент правительства Москвы;

5) Указ мэра Москвы от 19 июля 2007 г. N 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы";

6) Постановление правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов";

7) Постановление правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы";

8) Постановление правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 529-ПП "Об утверждении Общемосковского классификатора органов исполнительной власти города Москвы".

Исполнительные органы государственной власти (органы исполнительной власти) - органы, осуществляющие исполнение законов и иных нормативных правовых актов, т.е. оперативное (тактическое) управление, повседневное решение вопросов городского значения.

Правительство Москвы - а) высший б) постоянно действующий в) коллегиальный г) орган исполнительной власти города Москвы д) общей компетенции, е) обеспечивающий согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

В состав Правительства Москвы входят:

- мэр Москвы - руководитель правительства;

- заместители мэра Москвы в правительстве Москвы (в т.ч. первые);

- руководитель аппарата мэра и правительства Москвы в ранге первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы;

- министры правительства Москвы;

- префекты административных округов в ранге министров правительства Москвы.

Персональный состав правительства Москвы определяется мэром Москвы путем назначения на указанные должности.

Правительство Москвы формируется на срок полномочий мэра. Правительство слагает свои полномочия перед новым мэром. Правительство Москвы продолжает исполнять свои обязанности до рассмотрения мэром Москвы заявления о сложении полномочий, а по поручению мэра Москвы правительство Москвы может продолжать исполнение своих обязанностей до сформирования нового состава правительства Москвы.

К полномочиям правительства Москвы относятся:

а) выработка государственной политики и подзаконное нормативно-правовое регулирование в сферах ведения исполнительной власти, в т.ч. правительство:

- разрабатывает для представления мэром в МГД проект бюджета Москвы;

- обеспечивает исполнение бюджета Москвы и готовит отчет о его исполнении для представления их мэром в МГД;

- разрабатывает целевые программы и обеспечивает их реализацию;

- формирует городской заказ и обеспечивает его размещение;

- учреждает организации, а также органы правительства Москвы, назначает и освобождает от должности их руководителей;

- разрабатывает законопроекты для внесения мэром в порядке законодательной инициативы;

- управляет и распоряжается собственностью Москвы, а также федеральной собственностью, переданной в управление Москве, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти

- разрабатывает Генплан Москвы;

- устанавливает величину прожиточного минимума в Москве;

- заключает соглашения о сотрудничестве в сфере социальных, экономических, политических и культурных отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований, с зарубежными партнерами;

- направляет при необходимости в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, в том числе для разрешения споров о компетенции;

- осуществляет др. полномочия в сферах экономики, городского хозяйства (промышленности и т.п.), архитектуры и градостроительства, социального обеспечения, природопользования и охраны окружающей среды, международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и т.п.;

б) руководство и координация деятельности иных органов исполнительной власти, а именно правительство Москвы:

- утверждает положения о подведомственных ему органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Москвы;

- осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему органов исполнительной власти;

- принимает меры, обеспечивающие использование в полном объеме подведомственными ему органами исполнительной власти предоставленных им полномочий для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций;

- назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных ему органов исполнительной власти, их заместителей, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания в установленном законом порядке.

Постановления правительства Москвы могут приниматься:

- без обсуждения - путем визирования документа всеми членами правительства Москвы с указанием даты визирования;

- с обсуждением - обсуждение обязательно при рассмотрении следующих вопросов: 1) подготовка и исполнение бюджета города Москвы, а также формирование и использование территориальных государственных внебюджетных фондов города; 2) проект Генерального плана города Москвы; 3) проекты целевых программ города Москвы; 4) проекты программ экономического и социального развития города Москвы и отдельных территорий города; 5) проекты программ приватизации объектов собственности города Москвы и предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации; 6) программа правительства Москвы на год; 7) проекты законов города Москвы по вопросам, входящим в исключительную компетенцию правительства Москвы.

Аппарат мэра и правительства Москвы является отдельным государственным органом, образованным для непосредственного обеспечения полномочий мэра и правительства Москвы. В частности, на него возложены:

- подготовка аналитических, справочных и других материалов, необходимых для осуществления полномочий мэра Москвы;

- организация проведения совещаний у мэра Москвы и протокольное оформление решений, принятых на этих совещаниях;

- рассмотрение отдельных обращений органов государственной власти, организаций, граждан, адресованных мэру Москвы, подготовка и представление по ним мэру Москвы проектов поручений и иных материалов;

- подготовка материалов к докладам и выступлениям мэра Москвы;

- информирование в установленном порядке граждан о деятельности мэра Москвы.

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы - органы исполнительной власти специальной компетенции, специализирующиеся по предметному принципу. В Москве существуют следующие виды таких органов: департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции.

Департамент - отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (департамент образования, департамент финансов и т.д.).

Комитет - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий отраслевое управление в соответствующих областях деятельности (комитет по архитектуре, комитет ветеринарии, комитет рекламы, комитет по туризму и др.).

Главное управление (управление) - функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий межотраслевое регулирование в определенной области городского управления (управление ЗАГС, архивное управление, управление по обеспечению деятельности мировых судей и др.).

Инспекция - функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий контрольные и надзорные функции (жилищная инспекция, инспекция по качеству сельхозпродукции, инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, административно-технические инспекции).

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти - комплекс городского управления можно определить как совокупность отраслевых и функциональных исполнительных органов государственной власти, осуществляющих скоординированное управление в однородных сферах общественной жизни под общим руководством одного из членов правительства Москвы. В настоящее время в Москве 5 комплексов городского управления:

1. Комплекс городского хозяйства Москвы:

2. Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы:

3. Комплекс экономической политики и развития города Москвы:

4. Комплекс социальной сферы города Москвы:

5. Комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы:

Деятельность отраслевых и функциональных органов исполнительной власти строится на принципе единоначалия.

Территориальные исполнительные органы государственной власти - органы специальной компетенции, осуществляющие государственное управление в частях территории города - административно-территориальных единицах: административных округах и районах.

Префектура - территориальный исполнительный орган государственной власти, действующий на территории административного округа города Москвы.

Префектура осуществляет контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа, в частности:

- разрабатывает с учетом предложений управ районов и представляет на утверждение правительства Москвы концепцию развития административного округа;

- разрабатывает ежегодную программу социально-экономического развития административного округа и в установленном порядке представляет отчет о ее выполнении;

- участвует в установленном порядке в инвентаризации государственного имущества и имущества, находящегося в собственности города, в том числе нежилого фонда города Москвы на территории административного округа; анализирует итоги проведения инвентаризации и представляет в Департамент имущества предложения по эффективному и рациональному их использованию;

- участвует в разработке проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы;

- заключает договоры с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы на участие в социально-экономическом развитии округа;

- управляет объектами собственности города Москвы, переданными префектуре в оперативное управление;

При префектуре административного округа создается Коллегия. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности префектуры и подведомственных ей предприятий, учреждений, иных организаций.

Решения Коллегии оформляются протоколами. Реализация решений Коллегии осуществляется, как правило, распоряжениями и/или приказами префекта административного округа.

Управа района - территориальный исполнительный орган государственной власти, действующий на территории района города Москвы. Управа района осуществляет исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района, в частности:

- участвует в работе окружных комиссий по подбору инвесторов на строительство и реконструкцию объектов жилого и нежилого назначения, по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию;

- участвует в работе окружных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также в работе ведомственных приемочных комиссий;

- вносит предложения в префектуру административного округа о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта;

- согласовывает в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы градостроительную и исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства, реконструкции объектов, находящихся на территории района, принимает меры по обеспечению выполнения программы реконструкции и сноса ветхого и морально устаревшего жилищного фонда на территории района в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;

- согласует размещение и установку наружной рекламы, за исключением зон особого городского значения, организует работы по праздничному оформлению;

- организует работу по подготовке жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, расположенных на территории района, независимо от их организационно-правового статуса, к сезонной эксплуатации;

- организует работы по содержанию, ремонту жилищного фонда, уборке, содержанию, ремонту объектов благоустройства (кроме общегородских объектов), озеленению объектов 2-й и 3-й категорий, эксплуатации общественных туалетов (кроме общегородских объектов), вывозу твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора с территории района до полигона, мусоросжигательного завода или мусороперегрузочной станции;

15. Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Наши рекомендации