Меры конституционной ответственности
Меры конституционной ответственности в зависимости от ее вида делятся на меры восстановительно-компенсационного
и наказательно-штрафного характера.
К мерам восстановительно-компенсационной конституционной ответственности следует отнести отмену актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ); приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85); запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15); лишение юридической силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными, а также недопустимость введения в действие и
136Глава 5. Конституционная ответственность"
применения международных договоров Российской Федерации, признанных не соответствующими Конституции РФ (ч. 6 ст. 125); обеспечение государством потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); возмещение государством каждому потерпевшему вреда, причиненного незаконными. действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); отставка Правительства РФ в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии Государственной Думой (ч. 4 ст. 117).
Деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ прежде всего и главным образом направлена на восстановление конституционности и конституционного порядка, на применение мер конституционной восстановительно-компенсационной ответственности.
Конституционный Суд РФ, исходя из конституционных положений, сформулировал принцип возмещения нанесенного ущерба в полном объеме как общий принцип ответственности, характерный не только для гражданского и трудового права, но и при причинении ущерба гражданам действиями властей либо в результате техногенных аварий и катастроф, террористических актов.
Действие принципа полного возмещения ущерба не может быть ограничено по кругу субъектов, которым нанесен ущерб, т. е. недопустима какая-либо дискриминация. В этом случае указанный принцип действует в единстве с принципом равенства всех перед законом и судом (постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. № 1-П, от 23 мая 1995 г. № 6-П, от 31 июля 1995 г. № 10-П, от 11 марта 1996 г. № 7-П, от 1 декабря 1997 г. № 18-Л).
В постановлениях Конституционного суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П и от 1 декабря 1997 г. № 18-ГТ определена-конституционная ответственность государства в виде возмещения ущерба, причиненного гражданам в результате воздействия радиации, на основе закона в виде комплекса компенсационных выплат и льгот при реализации ряда прав на пенсию, жилье, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и др.
В результате воздействия радиации, как указал Конституционный Суд РФ, были существенно нарушение не только права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), но и как следствие этого другие конституционные права и инте-
§
4. Меры конституционной ответственности 137_
ресы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на возмещение государством вреда независимо от возложения на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
Возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате чернобыльской катастрофы, в конституционно-правовом смысле осуществлено всеобщим методом, т. е. путем издания специального закона (Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), установившего компенсацию для всех лиц, находящихся на загрязненных радиацией территориях (дифференцированных по зонам), конкретные способы возмещения вреда в виде денежных и иных компенсаций, других доплат к социальным выплатам, льгот и преимуществ, в своей совокупности признанных (с учетом наличия у государства материальных средств) наиболее полно возместить ущерб (не исчисляемый в каждом конкретном случае), нанесенный здоровью, имуществу граждан. Возмещение ущерба в данном случае осуществляется, как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ, на основании принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения.
Конституционный Суд РФ, исходя из принципа стабильности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда не должен быть меньшим по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке.
Глава 5. Конституционная ответственность
Мерами конституционной карательно-штрафной ответственности по действующей Конституции РФ, а также согласно конституциям и уставам субъектов РФ являются:
— отрешение от должности Президента РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 93;
— освобождение Президента РФ от занимаемой должности по компрометирующим основаниям (п. «д»э «к», «л», «м» ст. 83);
— отрешение от должности глав субъектов РФ за грубое систематическое нарушение Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, законов РФ, ее субъектов, на невыполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
— досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц за конституционные (уставные) правонарушения;
— роспуск (запрет) политической партии, общественного движения, объединения граждан, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т. д.
Мировая практика знает и иные меры карательной (репрессивной) конституционной ответственности.
Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают досрочное прекращение полномочий главы исполнительной власти в качестве меры ответственности в случаях вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении губернатора (п. 2 ст. 39 Устава Тюменской области) либо вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 50 Устава Ханты-Мансийского автономного округа). В качестве меры уставной ответственности отрешение главы исполнительной власти от должности закреплено в уставах Калининградской, Курской, Тамбовской областях и ряда других субъектов РФ в случаях совершения преступления, неоднократного (грубого, умышленного) нарушения Конституции РФ, федеральных законов, устава и законов области.
Исходя из занимаемого главой субъектов РФ места в системе органов государственной власти, а также их конституционного (уставного) статуса Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П указал, что основание отрешения (освобождения) его от должности должно быть веским, с тем
139§4. Меры конституционной ответственности
чтобы исключить возможность необоснованного отстранения от должности, а тем более неконституционного способа присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий главы субъекта РФ. При этом необходимо исключить любые факторы которые не обеспечивали бы непрерывность и стабильность осуществления полномочий глав субъектов РФ, препятствовали нормальному функционированию институтов власти.
Конституционный Суя РФ признал, что отрешение (освобождение) главы субъекта РФ от должности возможно лишь на основании вступившего в силу решения суда о незаконности его действий или решений либо временного его отстранения от должности до вынесения приговора по обвинению в совершении преступления. Конституционная (уставная) ответственность главы исполнительной власти субъекта РФ не зависит только от решения представительного (законодательного) органа субъекта РФ.
В постановлении от 16 декабря 1997 г. № 14-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что институт досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как меры карательно-штрафной конституционной (конституционно-уставной) ответственности правомерен при соблюдении ряда условий, а именно: необходимы повышенные гарантии законодательного регулирования на федеральном уровне и в субъектах РФ оснований и порядка досрочного прекращения полномочий указанных органов и лиц. Так, противоправное поведение органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления и мера ответственности должны быть соразмерными; основание ответственности необходимо устанавливать в судебном порядке. При досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц одновременно назначаются новые выборы последних.
Современная государственно-правовая практика показывает, что проблема конституционной ответственности является злободневной. В научной литературе, в СМИ ставится вопрос о формировании конституционно-уставной карательно-штрафной ответственности глав республик, краев, областей и других субъектов РФ, высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов, законов субъектов РФ, за невы-
140Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
полнение решений Конституционного Суда РФ и других судебных инстанций, о создании действенного механизма реализация института конституционной ответственности. В этом ряду стоит и проблема исполнения решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Эти вопросы, безусловно, назрели. Они могут быть решены законодателем при условии соблюдения им действующих основ конституционного строя в Российской Федерации, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. Что означает позитивный аспект конституционной ответственности?
2. Дайте определение понятия ретроспективной конституционной ответственности.
3. Чем восстановительно-компенсационная конституционная ответственность отливается от карательно-штрафной?
4. Чем обусловлено нарушение конституционных установлений?
5. Определите элементы состава конституционного нарушения.
6. Назовите меры конституционной (карательно-штрафной) ответственности.
7. Раскройте содержание правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам конституционной ответственности.