Меры конституционной ответственности

Меры конституционной ответственности в зависимости от ее вида делятся на меры восстановительно-компенсационного

и наказательно-штрафного характера.

К мерам восстановительно-компенсационной конституционной ответственности следует отнести отмену актов Правительст­ва РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ); приостановление действия актов органов исполнительной вла­сти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85); запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15); лишение юридической силы актов или их отдельных положений, признанных некон­ституционными, а также недопустимость введения в действие и

136Глава 5. Конституционная ответственность"

применения международных договоров Российской Федерации, признанных не соответствующими Конституции РФ (ч. 6 ст. 125); обеспечение государством потерпевшим от преступле­ний и злоупотреблений властью доступа к правосудию и ком­пенсации причиненного ущерба (ст. 52); возмещение государст­вом каждому потерпевшему вреда, причиненного незаконными. действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); отставка Правительства РФ в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии Госу­дарственной Думой (ч. 4 ст. 117).

Деятельность Конституционного Суда РФ, конституцион­ных и уставных судов субъектов РФ прежде всего и главным образом направлена на восстановление конституционности и конституционного порядка, на применение мер конституцион­ной восстановительно-компенсационной ответственности.

Конституционный Суд РФ, исходя из конституционных по­ложений, сформулировал принцип возмещения нанесенного ущерба в полном объеме как общий принцип ответственности, характерный не только для гражданского и трудового права, но и при причинении ущерба гражданам действиями властей либо в результате техногенных аварий и катастроф, террористиче­ских актов.

Действие принципа полного возмещения ущерба не может быть ограничено по кругу субъектов, которым нанесен ущерб, т. е. недопустима какая-либо дискриминация. В этом случае указанный принцип действует в единстве с принципом равен­ства всех перед законом и судом (постановления Конституци­онного Суда РФ от 27 января 1993 г. № 1-П, от 23 мая 1995 г. № 6-П, от 31 июля 1995 г. № 10-П, от 11 марта 1996 г. № 7-П, от 1 декабря 1997 г. № 18-Л).

В постановлениях Конституционного суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П и от 1 декабря 1997 г. № 18-ГТ определена-кон­ституционная ответственность государства в виде возмещения ущерба, причиненного гражданам в результате воздействия ра­диации, на основе закона в виде комплекса компенсационных выплат и льгот при реализации ряда прав на пенсию, жилье, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и др.

В результате воздействия радиации, как указал Конституци­онный Суд РФ, были существенно нарушение не только права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), но и как следствие этого другие конституционные права и инте-

§

4. Меры конституционной ответственности 137_

ресы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь зна­чительно, что причиненный вред оказался реально невосполни­мым. Это порождает особый характер отношений между граж­данином и государством, заключающийся в том, что государст­во принимает на себя обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, администра­тивным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства кор­респондирует праву граждан на возмещение государством вреда независимо от возложения на конкретные органы государствен­ной власти или должностных лиц.

Возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате чернобыльской катастрофы, в конституционно-правовом смыс­ле осуществлено всеобщим методом, т. е. путем издания специ­ального закона (Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О соци­альной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), установив­шего компенсацию для всех лиц, находящихся на загрязненных радиацией территориях (дифференцированных по зонам), кон­кретные способы возмещения вреда в виде денежных и иных компенсаций, других доплат к социальным выплатам, льгот и преимуществ, в своей совокупности признанных (с учетом на­личия у государства материальных средств) наиболее полно возместить ущерб (не исчисляемый в каждом конкретном слу­чае), нанесенный здоровью, имуществу граждан. Возмещение ущерба в данном случае осуществляется, как отмечается в по­становлении Конституционного Суда РФ, на основании прин­ципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого воз­мещения.

Конституционный Суд РФ, исходя из принципа стабильно­сти конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда не должен быть меньшим по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допуска­ется, во всяком случае, снижение установленного объема и раз­мера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке.

Глава 5. Конституционная ответственность

Мерами конституционной карательно-штрафной ответст­венности по действующей Конституции РФ, а также согласно конституциям и уставам субъектов РФ являются:

— отрешение от должности Президента РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 93;

— освобождение Президента РФ от занимаемой должности по компрометирующим основаниям (п. «д»э «к», «л», «м» ст. 83);

— отрешение от должности глав субъектов РФ за грубое сис­тематическое нарушение Конституции РФ, конституции (уста­ва) субъекта РФ, законов РФ, ее субъектов, на невыполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционных (ус­тавных) судов субъектов РФ;

— досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц за конституционные (уставные) правонарушения;

— роспуск (запрет) политической партии, общественного движения, объединения граждан, цели и действия которых на­правлены на насильственное изменение основ конституцион­ного строя, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т. д.

Мировая практика знает и иные меры карательной (репрес­сивной) конституционной ответственности.

Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают до­срочное прекращение полномочий главы исполнительной вла­сти в качестве меры ответственности в случаях вступления в за­конную силу обвинительного приговора в отношении губерна­тора (п. 2 ст. 39 Устава Тюменской области) либо вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 50 Устава Ханты-Мансийско­го автономного округа). В качестве меры уставной ответствен­ности отрешение главы исполнительной власти от должности закреплено в уставах Калининградской, Курской, Тамбовской областях и ряда других субъектов РФ в случаях совершения преступления, неоднократного (грубого, умышленного) нару­шения Конституции РФ, федеральных законов, устава и зако­нов области.

Исходя из занимаемого главой субъектов РФ места в системе органов государственной власти, а также их конституционного (уставного) статуса Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П указал, что основание отрешения (освобождения) его от должности должно быть веским, с тем

139§4. Меры конституционной ответственности

чтобы исключить возможность необоснованного отстранения от должности, а тем более неконституционного способа присвое­ния каким-либо органом или лицом властных полномочий гла­вы субъекта РФ. При этом необходимо исключить любые факто­ры которые не обеспечивали бы непрерывность и стабильность осуществления полномочий глав субъектов РФ, препятствовали нормальному функционированию институтов власти.

Конституционный Суя РФ признал, что отрешение (осво­бождение) главы субъекта РФ от должности возможно лишь на основании вступившего в силу решения суда о незаконности его действий или решений либо временного его отстранения от должности до вынесения приговора по обвинению в соверше­нии преступления. Конституционная (уставная) ответствен­ность главы исполнительной власти субъекта РФ не зависит только от решения представительного (законодательного) орга­на субъекта РФ.

В постановлении от 16 декабря 1997 г. № 14-П Конституцион­ный Суд РФ пришел к выводу, что институт досрочного прекра­щения полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как меры кара­тельно-штрафной конституционной (конституционно-устав­ной) ответственности правомерен при соблюдении ряда условий, а именно: необходимы повышенные гарантии законодательного регулирования на федеральном уровне и в субъектах РФ основа­ний и порядка досрочного прекращения полномочий указанных органов и лиц. Так, противоправное поведение органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного са­моуправления и мера ответственности должны быть соразмер­ными; основание ответственности необходимо устанавливать в судебном порядке. При досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц одно­временно назначаются новые выборы последних.

Современная государственно-правовая практика показыва­ет, что проблема конституционной ответственности является злободневной. В научной литературе, в СМИ ставится вопрос о формировании конституционно-уставной карательно-штраф­ной ответственности глав республик, краев, областей и других субъектов РФ, высших должностных лиц Российской Федера­ции и ее субъектов, органов и должностных лиц местного само­управления за нарушение Конституции РФ, федеральных зако­нов, конституций и уставов, законов субъектов РФ, за невы-

140Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

полнение решений Конституционного Суда РФ и других судебных инстанций, о создании действенного механизма реа­лизация института конституционной ответственности. В этом ряду стоит и проблема исполнения решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Эти вопросы, безусловно, назрели. Они могут быть решены законодателем при условии соблюдения им действующих основ конституционного строя в Российской Федерации, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Что означает позитивный аспект конституционной ответ­ственности?

2. Дайте определение понятия ретроспективной конституци­онной ответственности.

3. Чем восстановительно-компенсационная конституцион­ная ответственность отливается от карательно-штрафной?

4. Чем обусловлено нарушение конституционных установле­ний?

5. Определите элементы состава конституционного наруше­ния.

6. Назовите меры конституционной (карательно-штрафной) ответственности.

7. Раскройте содержание правовых позиций Конституцион­ного Суда РФ по вопросам конституционной ответственности.

Наши рекомендации