Понятие охраны и защиты конституции
Конституция не реализуется автоматически. Процесс осуществления конституционных установлений нередко дает сбои и может быть нарушен умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Поэтому должны существовать их эффективная охрана и защита.
В литературе нет однозначного понимания охраны и защиты конституции. В первом приближений указанные понятия могуч* использоваться как равнозначные. Именно так чаще всего указанные понятия (термины) употребляются в Конституции РФ и в текущем (отраслевом) законодательстве. Однако известное различие между ними можно провести по следующим основаниям. Охрана конституции осуществляется путем установления в самой конституций, в законах и иных нормативных правовых актах мер профилактики и способов выявления конституционных нарушений, мер их пресечения, средств защиты и мер конституционной и иной ответственности в целях восстановления нарушенных конституционных установлений и наказания виновных за конституционные нарушения. Защита конституции непосредственно связана с активными действиями как потерпевших от конституционных нарушений по использованию средств защиты, так и уполномоченных компетентных органов
120Глава 4. Охрана и защита конституции
и должностных лиц по применению разнообразных по назначению мер юридической ответственности к тем, кто совершил конституционные нарушения. Таким образом, зашита составляет часть охраны конституции. Правозащитная деятельность завершает достижение конечной цели правоохранительной деятельности.
Правозащитная деятельность, составляющая существенную часть правоохранительной деятельности, имеет свои специфические особенности, связанные с основаниями ее наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномочий, с особенностями процессуального порядка их реализации и другими характеристиками.
В правозащитной деятельности активную роль играет сам носитель права (правомочия), обладающий правом на защиту нарушенного права или полномочия. Основанием появления возможности прибегнуть к защите конституционного установления служит правосудие. Бессмысленно говорить о защите, если нет оснований к этому. Цель конституционно-правовой зашиты состоит в устранении препятствий в реализации конституционных установлений, в восстановлении нарушенных прав и обязанностей, а также в наказании виновных правонарушителей в надлежащих случаях.
«Конституционно-правовая защита» — широкое понятие, которое охватывает самозащиту права (полномочия), т. е. совершение фактических действий, направленных на устранение препятствий в их реализации в пределах, установленных законом, а также использование субъектом права на защиту, инициирование обязательной по закону деятельности компетентных органов и должностных лиц в целях применения ими соответствующих мер государственного принуждения для устранения препятствии в осуществлении конституционных установлений; восстановление нарушенного правового состояния, возмещение нанесенного ущерба либо надлежащей компенсации, а также справедливое возмездие (кару, наказание) за совершенное правонарушение. Осуществляя правовую защиту, субъекты конституционного права в равной мере охраняют право и конституцию.
Нельзя противопоставлять реализацию и защиту конституции при всем своеобразии их содержания. Хорошо разработанный механизм защиты конституции уже сам по себе имеет большое воспитательное значение для обеспечения реализации
§ I. Понятие охраны и защиты конституции121
конституционных установлений. Процесс реализации конституции включает и защиту ее в случае нарушения. Защита, как правило, является стадией реализации, имеющей специальные цели и задачи: обеспечение реальной, наиболее полной и всесторонней реализации конституционных установлений. Правда, не всегда это возможно, например в случаях применения карательных (штрафных) санкций, преследующих тль справедливого наказания за совершенное правонарушение, и профилактики конституционных нарушений.
Охранительные средства и защитная деятельность государства, органов публичной власти, их должностных лиц представляют собой форму активно-властного отношения государства к правонарушениям, их причинам и последствиям в целях реализации конституционных установлений. В этом случае следует отдать предпочтение термину «охранительно-защитная публичная деятельность».
Основными признаками конституционной охранительно-защитной деятельности являются: особый предмет этой деятельности; властность ее осуществления; правовая опосредованностъ; процессуальная упорядоченность; уполномоченность субъектов, осуществляющих охранительно-защитную деятельность.
Охранительно-защитная деятельность включает такие направления деятельности компетентных органов и лиц, как; профилактика противоправного поведения, пресечение совершаемых правонарушений, процессуальное обеспечение при выявлении правонарушителя и установлении состава правонарушений, восстановление нарушенных правовых состояний, наказание правонарушителей за общественно-опасные конституционные действия.
Меры профилактики, пресечения и процессуального обеспечения по своей природе и назначению являются правообеспечительными мерами, в то время как меры восстановления нарушенных правовых состояний и меры наказания за совершенные правонарушения суть меры юридической ответственности.
Целями охранительно-защитной деятельности служат восстановление нарушенных, деформированных правонарушениями конституционных установлений; возмещение нанесенного ущерба или надлежащей компенсации и справедливое наказание в предусмотренных законом случаях.
122Глава 4. Охрана и защита конституции
§ 2, Охрана и защита конституции органамипубличной власти
Охранять и защищать конституцию призваны все органы публичной власти в рамках предоставленных им законом полномочий и процедур. Органами публичной власти, которые осуществляют охрану и защиту конституции, как показывает мировая практика, являются глава государства; парламент; правительство и иные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти; надзор нодзорно-контрольные и правоохранительные органы; органы местного самоуправления; суды.
Деятельность указанных органов власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений содержания их основных функций либо самостоятельное направление наряду с другими.
Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и в силу этого:
-обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82);
— в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет пути повышения эффективного действия и реализации Конституции РФ (п. <.<е* ст. 84);
— обладает правом отлагательного вето относительно принятых федеральных законов, в том числе по мотивам их несоответствия Конституции РФ (ч. 3 ст. !07):
— отменяет акты Правительства РФ я случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 107):
— приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и законам, международным обязательствам страны или нарушения прав и свобод человека (ч. 2 ст. 85):
— посредством согласительных процедур разрешает разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. I ст. 85).
Указанными полномочиями Президент РФ пользуется именно в силу необходимости обеспечения и зашиты верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Федеральное Собрание РФ как орган народовластия, воплощающий в себе народный и государственный суверенитет, осу-
§ 2. Охрана и защита конституции органами публичной власти 123
ществяет: предварительный контроль конституционности законов. Все стадии законодательной деятельности ориентированы на то, чтобы разрабатываемый и обсуждаемый на сессии парламента закон не вступал и противоречие с Конституцией РФ. Государственная Дума проводит обязательную экспертизу на лог предмет при рассмотрении законопроектов. Совет Федерации имеет право — и много раз его использовал — отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон, и том числе и по мотивам несоответствия Конституций РФ.
Парламент осуществляет и последующий контроль, поскольку наделен правом отменять свои законы, вносить в них изменения и дополнения.
Палаты Федерального Собрания РФ используют и такую форму, как принятие постановлении, заявлений по проблемам конституционности и конституционного порядка в стране, которые имеют рекомендательный характер. Так, Государствен- ная Дума 22 июля 1994 г. приняла постановление «По итогам парламентских слушаний <() проблемах соответствия конституций республик, уставов краев, областей, городов федеральною знамения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации», а 10 июни 1997 г. члены Совета Федерации приняли заявление «О поддержке конституционного порядка в стране».
Правительство РФ, помимо организации ведомственного контроля за соблюдением Конституции РФ (например, по линии Минюста России), выступаете законодательными инициативами, направленными, в частности, на охрану и защиту закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан. В той или иной форме в охране и защите Конституции РФ участвуют и другие государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
Для осуществления деятельности по охране и защите Конституции РФ органы публичной власти создают специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии, органы внутриведомственною контроля и т. и,) либо специализированные органы (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).
Наряду с вышеперечисленными органами охрану и защиту Конституции РФ ведут надзорно-контрольные и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные, налоговые органы
124 Глава 4. Охрана и защита конституции
и др.) в пределах своей компетенции и в установленных законом процедурах.
Охрану и защиту Конституции РФ осуществляют все виды судов, представляющие судебную власть. Осуществляя правосудие, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты и споры между ними и другими субъектами общественных отношений на основе Конституции РФ и закона. Суды в Российской Федерации восстанавливают нарушенные права и свободы физических и юридических лиц, объединений граждан; применяют меры наказания за содеянные конституционные и иные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства- Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение их решений.
В известных пределах и в предусмотренных законом формах в охране и защите Конституции РФ участвуют общественные объединения (профсоюзы, правозащитные организации), Общественная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
В чрезвычайных, критических ситуациях, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции и конституционному строю, правом на охрану и защиту Конституции РФ обладает и многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации, путем всенародного голосования принявший Конституцию РФ.