Иные источники (формы) конституционного права

Конституция РФ является основным (основополагающим), но не единственным источником конституционного права. Как

показывает практика, круг источников конституционного права более широк1.

Существование иных, кроме конституции, источников кон­ституционного права вызвано тем, что некоторые виды общест­венных отношений регулируются конституционным правом в полном объеме и не относятся к предмету других отраслей пра­ва. Причем эти отношения закрепляются не только конститу­цией, но и другими источниками (формами) права.

Источники конституционного права находятся в иерархиче­ской соподчиненное™. Место конкретного источника в иерар­хии источников конституционного права, как правило, уста­навливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых тра­диций.

Разнообразие системы источников конституционного права и место в ней того или иного источника зависит от характера правовой системы (англосаксонской, романо-германской и др.), исторических, культурных традиций и иных факторов. Так, в англосаксонской правовой системе источниками (формами пра­ва) служат конституционные по характеру обычаи, судебный прецедент, судебная практика. В мусульманских системах обяза­тельным источником права являются религиозные догматы, по­ложения Корана и их толкование признанными специалистами.

Система источников зависит также от формы государствен­ного устройства страны. В федеративных государствах, где име­ются конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом ее субъекте, в систему источ-

о системе источников конституционного права с позиций традиционного понимания предмета конституционного права см,: Кутафий О. Е. Источники конституционного права п Российской Федерации. М., 2002.

§6. Иные источники (формы) конституционного права75

ников конституционного права входят и соответствующие уч­редительные акты федерации и ее субъектов.

Таким образом, система источников конституционного пра­ва каждой страны имеет свою специфику и свои особенности-Источники конституционного права по их юридической си­ле следует классифицировать на несколько уровней (ступеней) по нисходящей линии.

Высшей юридической силой в Российской Федерации обла­дает Конституция РФ, а в субъектах РФ — конституции и уста­вы субъектов РФ. которые не должны противоречить Консти­туции РФ.

В системе источников конституционного права в Россий­ской Федерации особое место занимают те из них, которые по юридической силе приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ, а в субъектах РФ — к юридической силе кон­ституций (уставов) субъектов РФ.

Такими источниками конституционного права последова­тельно являются, во-первых, решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных су­дов Российской Федерации, во-вторых, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и субъектами РФ.

Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, ре­шения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, Конституционный Суд РФ решает исключитель­но вопросы права (ч. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Су­де РФ) с позиций Конституции РФ» обеспечивая ее верховенст­во и прямое действие на всей территории Российской Федера­ции.

Окончательный результат осуществляемого Конституцион­ным Судом РФ конституционного контроля находит выраже­ние в итоговых решениях по делам о толковании Конститу­ции РФ. о проверке конституционности законов и иных нор­мативных актов, внутригосударственных или не вступивших в действие международных договоров; по спорам о компетенции (постановления); о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления или инициативы проведения референдума Российской Федерации по предло­женному вопросу (вопросам) (заключения) согласно ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 Закона, о Конституционном Суде РФ и

76Глава 2. Конституция как основной источник права

ст. 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Решения о распространении правовых, позиций на аналогичные (тождественные, сходные) дела выносятся Конституционным Судом РФ в виде определений.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат, действуют непо­средственно и обязательны на всей территории Российской Фе­дерации для всех органов государственной власти, органон местного самоуправления, предприятий, учреждений, органи­заций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. б За­кона о Конституционном Суде РФ).

Решения Конституционного Суда РФ могут содержать два вида специальных правовых норм, признающих неконституци­онность либо конституционность законов, других нормативных актов или отдельных их положений. Указанные итоговые выво­ды Конституционного Суда РФ как специальные правовые нормы имеют общий характер, так как обращены ко всем субъ­ектам общественных отношений, а не только к заявителям. Ус­тановленный Конституционным Судом РФ факт соответствия нормы закона или другого нормативного акта Конституции РФ больше никем не может устанавливаться и должен признаваться всеми.

Акты или их отдельные положения, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу; признанные не соответствую­щими Конституции. РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в дей­ствие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции; ч. 2 ст. 79 Зако­на о Конституционном Суде РФ).

Решение Конституционного Суда РФ о признании акта ли­бо отдельных его положений неконституционными не может быть преодолено повторным принятием этого акта либо вос­произведением его отдельных положений, признанных некон­ституционными, в других нормативных актах. Решение Кон­ституционного Суда РФ нельзя преодолеть решением любого другого государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал в государственной структуре.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ излагаются с обязательным указанием мотивов их принятия. В мотивиро­вочной части итоговых решений содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ - новое правовое явление, кото-

§6. Иные источники (формы) конституционного права

рое проявляет себя самостоятельно, наряду с итоговыми выво­дами Конституционного (.'уда РФ.

Правовые позиции и Конституционного Суда есть нормативно-интеграционные установления, т. е. правовые положе­ния общего характера как результат официального толкования Конституции РФ и выявления конституционного смысла законов и иных нормативных актов в пределах компетенции Кон­ституционного Суда РФ, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда РФ.

По юридической силе решения и содержащиеся в них пра­вовые позиции Конституционного Суда РФ приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Поэтому изменить решение и правовую позицию Конституционного Суча РФ можно лишь дополнением и изменением содержания самой Конституции РФ либо принятием новой федеральной Консти­туции. Конституционный Суд РФ может скорректировать иди изменить свою правовую позицию лишь при рассмотрении по­следующих дел с учетом нового правового регулирования, иных фактов и обстоятельств.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ носят об­щий и обязательный характер, т. е. они распространяются не только на тот конкретный случаи, который стал предметом рас­смотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогич­ные (тождественные, сходные) случаи, имеющие или могущие иметь место в правовой практике.

Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ занимают самостоятельное место в правовой системе и служат источником конституционного права и иных отраслей россий­ского права, имеют общий .характер и обязательны для всех субъектов права* Их юридическая сила приравнивается к юри­дической силе Конституции РФ.

Источниками конституционного права являются также ре­шения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, приравниваемые по юридической силе к конституциям и уставам субъектов РФ.

Общепризнанные принципы н нормымеждународною права, признанные Российской Федерацией и ее субъектами. В настоя­щее время нет альтернатив глобализации современного мира,

Сотрудничеству государств в самых различных областях жизни, Сблйжению национальных правовых систем, развитию между-

78Глава 2. Конституция как основной источник права

народного права. Ценность национальных конституций может быть существенно повышена, если они будут, во-первых, наи­более полно отражать общепризнанные принципы и нормы международного права, во-вторых, четко решать вопрос о соот­ношении международного права и национального права, в частности конституции.

В конституциях многих стран провозглашается положение о приоритете международного права .перед внутригосударствен­ным правом, в том числе конституцией. В ряде стран за кон­ституцией и международным правом признается равная юриди­ческая сила.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепри­знанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Включенная в Конституцию РФ категория общепризнанных принципов и норм международного права всякий раз ставит вопрос определения этих принципов и норм. Таковыми явля­ются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каж­дого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.

Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). В ней также специально оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Кон­ституции РФ предписывают руководствоваться общепризнан­ными принципами и нормами международного нрава при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при га­рантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в .случае признания их Россий­ской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, т. е. приравниваются по юридической силе к самой Конститу­ции. Конституционный Суд РФ, ссылаясь в своих решениях на

§ 6. Иные источники (формы) конституционного права79

те или иные общепризнанные принципы и нормы международ­ного права, тем самым фиксирует факт их признания Россий­ской Федерацией.

Международные договоры Российской Федерации как источ­ник конституционного права. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора (ч. 4 ст. 15). Отсюда можно сде­лать вывод о том, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор Российской Федерации стоит выше, чем федеральные законы, поскольку нормы последних не могут отменить положения международно­го договора Российской Федерации или противоречить им.

Заключение Россией договоров с другими государствами ре­гулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликован­ных международных договоров Российской Федерации, не тре­бующие издания внутригосударственных актов для примене­ния, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие право­вые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Россий­ской Федерации к международным договорам, вступление в си­лу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Названный Закон закрепляет «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации между­народных договоров»: если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Консти­туции РФ, решение о согласии на его обязательность для Рос­сийской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конститу­цию РФ или пересмотра ее положений в установленном поряд­ке (ст. 22). Международный договор, следовательно, сам по се­бе не может изменить Конституцию РФ или действовать в про­тиворечии с ней.

Признание приоритета за международными договорами Рос­сийской Федерации не придает им, однако, силы-конституции

80Глава 2. Конституция как основной источник .права

онных установлений. Нормы международного договора Рос­сийской Федерации не входят в содержание Конституции РФ и не приравниваются по юридической силе к силе самой Консти­туции РФ- Международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом перед всеми видами законов в Россий­ской Федерации, но уступают по юридической силе самой Конституции РФ- В силу этого допускается проверка Консти­туционным Судом РФ на соответствие Конституции' РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Фе­дерации (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Если Конститу­ционный Суд РФ признает их не соответствующими Конститу­ции РФ, то такие договоры не подлежат введению в действие.

Федеральные конституционные законы. На следующем по юридической силе уровне (ступени) в ряду источников консти­туционного права находятся законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ- Федеральные конституцион­ные законы, как это вытекает из текста Конституции РФ? должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограниче­ние прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. I ст. 56, определение режима военного положения -- ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них.

Конституция РФ определяет более жесткий порядок приня­тия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что федеральные законы не могут проти­воречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Однако федеральные конституционные законы не являются ча­стью Конституции РФ и не могут ее изменять. В иерархии ис­точников конституционного права федеральные конституцион­ные законы следуют за международными договорами.

Федеральные законы. В ряду источников конституционного права они следуют за федеральными конституционными зако­нами и регламентируют конституционные отношения, не яв­ляющиеся предметом регулирования других отраслей права. Согласно Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства (ч. 1 ст. 6), ограничения прав и сво­бод человека и гражданина в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности госу­дарства (ч. 3 ст. 55) и др.

§ 6. Иные источники (формы) конституционного права81

Законы бывших СССР и РСФСР. Некоторые из них могут быть источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности на период, пока не будет при­нято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 199) г. №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Незави­симых Государств» предусмотрено, что на территории Россий­ской Федерации до принятия соответствующих законодатель­ных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза СССР применяются и части, не противоречащей Конститу­ции РФ, ее законодательству и указанному соглашению.

Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, лен откопавшие на территории Россий­ской Федерации до вступления и силу Конституции РФ, при­меняются в части, не противоречащей ей.

Нормативные правовые акты главы государства — Президен­та РФ. Они являются подзаконными актами, не должны проти­воречить Конституции РФ и федеральным законам, могут быть обжалованы в судебном порядке и заменены законом. Источ­ником конституционного права являются только те акты Пре­зидента РФ, которые регулируют конституционные отношения, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П. Примером такого источника кон­ституционного права являются указы Президента РФ о включе­нии в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ изменения наименова­ния субъекта РФ на основании решения субъекта РФ, принято­го в установленном им порядке.

Указы Президента РФ могут издаваться на основании его конституционных полномочий. Однако в переходный период, когда еще не приняты необходимые законы, Президент РФ из­дает указы в сфере отношений, которые законодательно не уре­гулированы. Они сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Эта форма нормотвор­чества не может расширяться (на основе, например, так назы­ваемых скрытых полномочий главы государства), она должна иметь временный характер.

Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают президен­ты республик и главы администраций (губернаторы) субъек­тов РФ.

82Глава 2. Конституция как основной источник права

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Постановле­ния Правительства РФ, регулирующие конституционные отно­шения, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Они, в свою очередь, обязатель­ны для других органов исполнительной власти, включая органы исполнительной власти субъектов РФ, по вопросам, относящим­ся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72),

Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера , в частности издают прави­тельства и главы исполнительной власти в субъектах РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований, ор­ганов местного самоуправления. Они могут быть источниками конституционно -уставного права на уровне субъектов РФ, если они содержат положения конституционно-уставного характера, в частности расширяющие нрава и свободы личности или уси­ливающие их гарантии. Например, уставы муниципальных об­разований, договоры между муниципальными образованиями и органами государстве иной власти.

Конституционные обычаи (обыкновения). Являются нетради­ционным источником конституционного права в Российской Федерации, Это неоднократно применяемые на практике пра­вила, не зафиксированные в официальных правовых источни­ках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционирован­ные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зави­симости от исторических или национальных особенностей этих государств.

Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельно­сти законодательных и исполнительных органов государствен­ной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражать­ся в регламентах палат Федерального Собрания РФ. в регла­менте Конституционного Суда РФ.

Вполне возможно и желательно формирование конституци­онного обычая, связанного с принесением Президентом" РФ присяги народу. В ч. 2 ст. 82 Конституции РФ закреплено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. К сожалению, условия и процедура принятия присяги Президента РФ народу не отрабо­тана и всякий раз наполняется новыми элементами, а подчас

§ 6. Иные источники (формы) конституционного права83

определяется размерами помещения, в котором проводится это

конституционно значимое действие.-

Дискуссия я отечественном правоведении относительно су­дебных прецедентов, правовых позиций высших судебных ин­станций дает основание для выдвижения идеи источников кон­ституционного права вторичного порядка, опосредованных ис­точников права в сфере отношений конституционно-правового характера.

Несмотря на длительную дискуссию, до сих пор нет единства мнений относительно правовой природы и юридической силы пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Су­да РФ по вопросам обобщения судебной практики. Примером источника конституционного права называется постановление Пленума Верховного Суда РФ о некоторых вопросах примене­ния судами Конституции РФ при осуществлении правосудия, в котором судам разъясняется возможность и называются кон­кретные случаи применения Конституции при рассмотрении конкретных судебных дел. Вряд ли с такой позицией можно со­гласиться. Такой источник права не предусмотрен Конституци­ей. В постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся обобщения судебной прак­тики, рекомендации и сформулированные правила, которые ос­новываются на авторитете высших судебных инстанций и могут быть не восприняты нижестоящими судами, иными правопри­менителями и законодателем. К тому же не всегда положения пленумов высших судебных инстанций оказываются безупреч­ными, о чем свидетельствует, в частности, дискуссия вокруг по­ложения вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ о том, что правом или обязанностью суда является его обращение в Конституционный Суд РФ в случае, если суд при­шел к убеждению о неконституционности подлежащего приме­нению закона. Поэтому не случайно в литературе настойчиво выдвигается предложение о возможности проверки конституци­онности постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ Конституционным Судом РФ.

В тех случаях, когда суды при вынесении решений ссылают­ся на положения постановлений пленумов высших судебных инстанций, можно условно их правовые позиции рассматри­вать как опосредованный источник права.

Система источников конституционного права — это не за­стывшее явление, раз и навсегда установленное. Конституци­онное право во многих странах, особенно в развивающихся, а

84Глава 2. Конституция как основной источник нрава

также в государствах молодой демократии, более мобильно, чем в государствах традиционной демократии. Объясняется это ди­намичностью общественно-политических и государственно-правовых процессов, происходящих в них. Так, в постсоветских независимых государствах появился такой новый источник на­ционального, в том числе конституционного, права, как реше­ния и правовые позиции конституционных судов и иных орга­нов судебного конституционного контроля.

Учредительные акты (декларации) и внутригосударственные договоры, В исторической ретроспективе принятию конститу­ций они могут предшествовать, а затем и входить в их содержа­ние либо сохранять свое действие наряду с конституцией. Дек­ларации от имени народа и по его решению учреждают образо­вание государства, провозглашают права человека и; гражданина и т. д. Они являются первичными актами и обладают особым авторитетом. Примером такого рода деклараций могут служить Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г и Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Внутригосударственные договоры учреждают федерацию, разграничивают предметы ведения и полномочий, правовые формы объединения частей государства.

Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., нель­зя считать правовой основой учреждения Российской Федера­ции, поэтому Российская Федерация не является договорной федерацией по своему генезису, происхождению. По своей правовой природе Российская Федерация является конституци­онной, т. е. учрежденной на основании Конституции РФ.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ. Федера­тивным и иными договорами о разграничении предметов веде­ния и полномочий. В ней предусмотрена и возможность заклю­чения договоров между субъектами РФ, в частности между органами государственной власти автономного округа и органа­ми государственной власти края или области, в состав которых входит этот округ (ч. 4 ст. 66). В разделе втором Конституции РФ специально указывается о необходимости соответствия всех внутригосударственных договоров Конституции РФ (абз. 4 п. 1).

В последние годы в отечественной науке предприняты попьгтпредставить доктрину как источник конституционного права

Вопросы для повторения и самостоятельной работы 85

(О. В. Бошно, В. В. Лазарев и др.). Так, Т. М- Пряхина предлагает рассматривать конституционную доктрину как нетрадицион­ный, вторичный, дополнительный источник конституционного права. В таком качестве конституционная доктрина, по мнению Пряхиной, компенсирует лаконичность конституционных поло­жений, обеспечивает их теоретическую полноту и правовую оп­ределенность, раскрывает их нормативное содержание1.

В Российской Федерации конституционная доктрина сама по себе не является источником конституционного права. В та­ком качестве она может выступать опосредованно, к примеру че­рез правовые позиции Конституционного Суда РФ или консти­туционных и уставных судов субъектов РФ. В этом случае кон­ституционная доктрина становится официально признаваемой и составляет содержание правовой позиции самого Конститу­ционного Суда РФ при толковании Конституции РФ при кон­ституционном нормоконтролем.

вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В чем состоит социально-правовая сущность Конститу­ции РФ?

2. Назовите основные этапы разработки Конституции РФ.

3. Какую роль сыграло Конституционное совещание в разра­ботке проекта новой Конституции РФ?

4. Проходила ли Конституция РФ международно-правовую

экспертизу?

5. Раскройте содержание легальности, реальности и стабиль­ности Конституции РФ.

6. Из чего складывается содержание Конституции РФ?

7.Раскройте содержание правовых свойств Конститу­ции РФ.

8. Приведите примеры прямого действия Конституции РФ-

9. Охарактеризуйте структуру Конституции РФ.

10. Охарактеризуйте содержание функций Конституции РФ в правовой сфере.

11. В чем состоит различие порядка пересмотра Конститу­ции РФ и принятия конституционных поправок?

12. Чем обусловлена множественность источников конститу­ционного права Российской Федерации?

1 См.: ПряхинаТ. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 4.

86Глава 3. Действие и реализация конституции

13. Какие источники конституционного права приравнива­ются по юридической силе к самой Конституции РФ?

14. Всякий ли указ Президента РФ или постановление Пра­вительства РФ является источником конституционного права?

15. Имеют ли место среди источников конституционного права правовой обычай (обыкновение), судебный прецедент. конституционная доктрина, религиозные догматы?

16. Какие специфические источники конституционного пра­ва существуют в России, имея в виду ее федеративный характер?


Наши рекомендации