Социально-правовая сущность конституции

Основным источником конституционного права является конституция. Конституция как единый правовой нормативный акт имеет особенности социального и юридического характера. В силу этого конституция занимает особое место в любой на­циональной правовой системе и играет ведущую нормативно-правовую роль в общественной и государственной жизни. Речь идет о социально-правовой сущности конституции, ее содержа­нии и форме, правовых свойствах и функциях, порядке приня­тия и изменения.

В демократическом правовом государстве конституция есть высшая форма воплощения официальной воли народа-сувере­на, являющегося источником публичной власти. Именно по­этому конституция принимается народом или от имени народа его представителями.

Государство опосредует самоорганизующееся человеческое сообщество. Оно управляется государством путем осуществле­ния публичной власти. Публичная власть представляет собой реализуемую способность (волю и силу) органов государства и органов местного самоуправления воздействовать на поведение всех субъектов общественных отношений с помощью убежде­ния, поощрения, принуждения и других способов воздействия в целях удовлетворения общезначимых интересов в сочетании с корпоративными, групповыми интересами, интересами авто­номных общностей и индивидов.

К. Маркс, Ф. Энгельс, последователи их учения связывали появление государства, государственной власти с разделением труда и расколом общества на классы с антагонистическими, непримиримыми интересами. Благодаря государству экономи-

§ 1. Социально-правовая сущность конституции37

чески господствующий класс эксплуатировал, подчинял, подав­лял противостоящий ему класс. Одновременно государство не могло не осуществлять общесоциальную функцию, т. е. оно умеряло столкновение противоположностей (не отождествлять с примирением), держало их в границах «порядка», не давало возможности антагонистическим классам уничтожить друг дру­га и общество в бесплодной борьбе1. Общесоциальная функция государственной власти по мере общественного прогресса, пе­рехода от одной общественно-экономической формации к дру­гой получала все большее развитие. Демократическое правовое государство призвано посредством права выражать интересы всех слоев общества, а также устанавливать правила и процеду­ры, помогающие решать конфликт интересов на основаниях и в порядке, установленном конституцией и законом.

В соотношении общества и государства может быть две тен­денции: консолидация государства с обществом и отчуждение от него. Легитимность государственной власти, ее сила и авто­ритет зависят от степени единения государства с обществом, от полноты выражения и защиты общественных интересов в соче­тании с корпоративными, групповыми интересами и интереса­ми индивидов.

В демократическом обществе источником публичной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно (референдум, свободные, периодически проводимые выборы, народная инициатива и др.) и через органы публичной (госу­дарственной и муниципальной) власти. Но государство облада­ет относительной самостоятельностью по отношению к народу. Поэтому государственная власть не всегда и не во всем может совпадать с властью народа (это проблема отчуждения государ­ственной власти от народа, а также захвата, узурпации государ­ственной власти).

Конституция в своем содержании отражает определенное соотношение политических сил, классовых, групповых и иных интересов на момент се разработки и принятия. Конституция в демократическом правовом государстве является результатом политического согласия, достигнутого в гражданском обществе, своеобразным «общественным договором». Она является обще­ственным компромиссом и правовым консенсусом, в котором в

1 См.; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства // Маркс К., Энгельс Ф. Сом. 2-е изд. Т. 21. С. (70.

38Глава 2. Конституция как основной источник права

основном согласованы экономические, политические и иные интересы, представленные различными политическими силами Интересы той или иной политической силы отражены в кон­ституции в тай мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, наиболее учиты­ваются интересы тех из них, чье влияние в обществе оказалось самым сильным или даже определяющим.

Конституция, как показывает исторический опыт, может оформить победу одного класса, одной политической силы, пришедшей к власти в результате революционных событий или государственных переворотов.

Конституции могут быть навязаны обществу и народу во­преки воле большинства в результате установления диктатор­ских, авторитарных, тоталитарных режимов. Нередко эти режи­мы прикрываются формально демократическими провозглаше­ниями в конституции, далекими от их реального содержания.

К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивай классовую сущность конституции и считали, что она закрепляет политическую по­беду экономически господствующего в обществе класса. Кон­ституции, полагал Энгельс, есть «результаты классовой борь­бы, установленные победившим классом посте одержания по­беды»1. В. И. Ленин видел сущность конституции в том, что основные законы государства выражают действительное соот­ношение сил в классовой борьбе, и полагал, что все ранее су­ществовавшие конституции стояли на страже интересов гос­подствующих классов2.

Захватив власть в октябре 1917 п. новая политическая сила в лице большевиков с лозунгами о мире, хлебе, свободе, направ­ленными на решение насущных проблем национального разви­тия, взяла курс на установление диктатуры пролетариата как «власти, опирающейся непосредственно на насилие, не связан­ной никакими законами»1. Большевики распустили Учреди­тельное собрание, хотя и участвовали в его избрании. Для них невозможной была правовая преемственность, использование ранее действовавших законов. 111 Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. утвердил Декларацию прав трудящегося и экс­плуатируемого народа и постановление «О федеральных учреж-

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 37,

2См.; Лепил Й. И, Пол», собр. соч. 5-е изд. Т. 17, С. 345; Т. ЗГ>. С. 535.Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 24.

§ 1. Социально-правовая сущность конституции39

дениях Российской Республики», провозгласившие Россию — РСФСР — Республикой Советов и Федерацией советских национальных республик в противовес парламентаризму и пра­вовому государству, в защиту которых выступали другие поли­тические партии. На этом же съезде левые эсеры поставили во­прос о создании конституции (впоследствии к ним присоеди­нились «Левые коммунисты»). Большевики же считали, что о конституции речь может быть лишь после полной победы со­ветской власти. В порядке компромисса в марте 1918 г. было решено начать разработку Конституции РСФСР. Споры в Кон­ституционной комиссии ВЦИК шли по вопросам соотношения между местными Советами и центральными органами власти, о широте гарантируемых прав и свобод трудящихся и о новой форме государственного устройства, о моделях федерализма. В Конституционной комиссии подавляющее большинство со­ставляли большевики, они от начала до конца контролировали процесс разработки проекта конституции, который был утверж­ден ЦК ВКП(б). 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Сове­тов утвердил Конституцию РСФСР. К этому времени левые эсеры, ранее находившиеся в коалиции с большевиками, уже были объявлены вне закона. Формирование однопартийного государства, Гражданская война исключали какой-либо обще­национальный консенсус, ибо диктатура советской власти пре­следовала цель полного подавления буржуазии. Конституция РСФСР закрепила советскую власть как полновластие Советов, осуществляющих функции законодательства, исполнения зако­нов и контроля за их исполнением. В ней говорилось, что экс­плуататорам не может быть места ни в одном из органов вла­сти.

Конституция РСФСР 1918 г., по существу, оформляла гос­подство политического меньшинства, навязавшего всему обще­ству свою волю, хотя и претендовавшего на роль выразителя воли и интересов всего народа. Классовый подход к конститу­ции и праву в целом служил обоснованием для применения террора к социальным слоям, не разделявшим цели построения коммунизма.

Но даже конституционно провозглашенные принципы функционирования советской власти в ходе Гражданской вой­ны деформировались: роль Советов нивелировалась, их функ­ции переходили к партийным органам (комитетам бедноты, ре­волюционным комитетам и т. д.), действовавшим жесткими си-

40 Глава 2. Конституция как основной источник права

ловыми методами. Нарком юстиции П. И. Стучка считал, что Конституция РСФСР 1918 г. была «конституцией гражданской войны» и как таковая провозглашала лишь «вольности рабочего класса (трудящегося населения в городе и деревне)»1. Был уста­новлен принцип, согласно которому Советская республика «лишает отдельных лиц и отдельных групп прав, которые ис­пользуются ими в ущерб интересам социалистической револю­ции». К тому же нужно учесть, что в результате национализа­ции «эксплуататоры и их пособники» насильственно потеряли собственность, в том числе на землю, дома, имущество и т. д. Жизнь была еще более тяжелой и жестокой в условиях «обоюд­ного озверения» —■ красного и белого террора, когда практико­вались бесконечные реквизиции, выполнение работ по при­нуждению (трудовая повинность), привлечение к уголовной от­ветственности в силу «контрреволюционности», массовые расстрелы без следствия и суда по решению разного рода «чрез­вычаек» и т. д. и т. п. Жизнь общества и граждан была подчи­нена принципу «революционной целесообразности».

Следует отмстить и положительную роль Конституции РСФСР 1918 г., которая стала основой более или менее рацио­нальной организации общества и государства в соответствии с целями стоявших у власти новых политических сил. Был преду­прежден раскол России как единого государства на многочис­ленные автономные государства — коммуны, «республики» и т. п., была преодолена «самостихийность» и сепаратизм на местах, когда губернии, уезды и волости, а в некоторых случаях города и даже села объявляли себя «республиками» (Калужская, Казанская) или «трудовыми коммунами» (Петроградская, Мос­ковская, Нижегородская). Были попытки создания Поволж­ской областной республики, Сибирской федеративной респуб­лики, Прикамской республики. Вес эти «республики» и «ком­муны» мало считались с решениями вышестоящих, в том числе центральных, органов власти. Вакханалия «государственной партизанщины» могла разрушить Российское государство в це­лом. Конституция РСФСР 1918 г. позволила преодолеть тен­денции децентрализации и местничества в организации госу­дарства, его аппарата, укрепить начало единства Российской республики путем создания нового типа федерации на основе

Стучка Я. К Избранные произведения марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964, С. 252.

§1. Социально-правовая сущность конституции41

автономий и возникновения «свободных республик разных па­дай», входящих в РСФСР на основе договорных отношений1.

Советский конституционный строй, базировавшийся на Конституции РСФСР 1918 г., развивался далее на основе кон­ституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. и конституций РСФСР 1925, 1937, 1978 гг., которые по своей социально-классовой сущности были социалистическими. Они учреждали советскую модель го­сударственно-партийной власти, которая в условиях сталинско­го репрессивного режима, по существу, представляла монократическую власть с тотальным контролем административно-ко­мандной системы над обществом.

В советских конституциях многие положения отходили от принципов и идеалов демократии и правового государства, что обусловливалось приоритетом монистической идеологии над правом, господством однопартийной диктатуры.

Кризис советской тоталитарной системы обусловил процес­сы демократизации («перестройки») в конце 1980-х гг., что не­избежно привело к определенным сдвигам в конституционном развитии. Конституционные изменения начались в конце 1980-х гг. в связи с созданием представительных органов Сою­за СССР — Съезда народных депутатов и избранного им Вер­ховного Совета. Аналогичные учреждения были образованы за­тем и в РСФСР.

Процесс демократизации был ускорен после отмены моно­полии КПСС на власть и началом формирования многопартийной системы. Была отменена цензура, активизировалась дея­тельность общественных объединений. Первый Съезд народ­ных депутатов России 12 июня 1990 г. принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР и провозглашает вер­ховенство конституции и законов на всей территории страны. Из текста Конституции РСФСР были исключены указания на социалистические ценности. Провозглашались принципы пар­ламентаризма и правового государства (разделение государст­венной власти и др.).

После событий августа 1991 г. и распада СССР прекратила действие союзная Конституция. В переходный период с 1990 по 1993 г. продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 г. с

1 См.: Плотников А. А. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года: историко-правовой анализ опыта создания советской государствен­ности. Архангельск, 2002.

42Глава 2. Конституция как основной источник права

многочисленными поправками (а их было более 300). В 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и граждане на, был избран первый Президент РФ, учрежден Конституции онный Суд РСФСР.

Резкое социальное расслоение общества, борьба различных политических сил вели к противостоянию Президента РФ и Верховного Совета РСФСР. Указанное противоборство в силу глубокого расхождения в понимании государственной и поли­тической элитой будущего России, усиливаемое во многом ее личными амбициями, объективно свидетельствовали о консти­туционном кризисе. Общество уже было не способно жить по-старому, по правилам действовавшей конституции. Конститу­ция вступила в радикальное противоречие с социальной реаль­ностью, тем самым теряла свою легитимность. Общество встало перед необходимостью коренной конституционной модерниза­ции, которая на тот период времени могла быть осуществлена лишь путем разрыва конституционно-правовой преемственно­сти, перед объективной необходимостью принятия новой кон­ституции с радикальным изменением ее правового содержания, вызванным революционными социально-политическими и ины­ми преобразованиями.

Факторами, способствовавшими принятию новой конститу­ции в России, были: особая исторически сложившаяся ситуация противоборства общественно-политических сил; отсутствие надлежащих фундаментальных институтов гражданского обще­ства (политических партий, независимой судебной власти); ис­торические традиции модернизации общества сверху, осуществ­ляемой элитой и обслуживающей се бюрократией; пассивность масс, их индифферентность к проблемам конституционного развития; тенденции сепаратизма, «суверенизации» республик1.

Наши рекомендации