Социально-правовая сущность конституции
Основным источником конституционного права является конституция. Конституция как единый правовой нормативный акт имеет особенности социального и юридического характера. В силу этого конституция занимает особое место в любой национальной правовой системе и играет ведущую нормативно-правовую роль в общественной и государственной жизни. Речь идет о социально-правовой сущности конституции, ее содержании и форме, правовых свойствах и функциях, порядке принятия и изменения.
В демократическом правовом государстве конституция есть высшая форма воплощения официальной воли народа-суверена, являющегося источником публичной власти. Именно поэтому конституция принимается народом или от имени народа его представителями.
Государство опосредует самоорганизующееся человеческое сообщество. Оно управляется государством путем осуществления публичной власти. Публичная власть представляет собой реализуемую способность (волю и силу) органов государства и органов местного самоуправления воздействовать на поведение всех субъектов общественных отношений с помощью убеждения, поощрения, принуждения и других способов воздействия в целях удовлетворения общезначимых интересов в сочетании с корпоративными, групповыми интересами, интересами автономных общностей и индивидов.
К. Маркс, Ф. Энгельс, последователи их учения связывали появление государства, государственной власти с разделением труда и расколом общества на классы с антагонистическими, непримиримыми интересами. Благодаря государству экономи-
§ 1. Социально-правовая сущность конституции37
чески господствующий класс эксплуатировал, подчинял, подавлял противостоящий ему класс. Одновременно государство не могло не осуществлять общесоциальную функцию, т. е. оно умеряло столкновение противоположностей (не отождествлять с примирением), держало их в границах «порядка», не давало возможности антагонистическим классам уничтожить друг друга и общество в бесплодной борьбе1. Общесоциальная функция государственной власти по мере общественного прогресса, перехода от одной общественно-экономической формации к другой получала все большее развитие. Демократическое правовое государство призвано посредством права выражать интересы всех слоев общества, а также устанавливать правила и процедуры, помогающие решать конфликт интересов на основаниях и в порядке, установленном конституцией и законом.
В соотношении общества и государства может быть две тенденции: консолидация государства с обществом и отчуждение от него. Легитимность государственной власти, ее сила и авторитет зависят от степени единения государства с обществом, от полноты выражения и защиты общественных интересов в сочетании с корпоративными, групповыми интересами и интересами индивидов.
В демократическом обществе источником публичной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно (референдум, свободные, периодически проводимые выборы, народная инициатива и др.) и через органы публичной (государственной и муниципальной) власти. Но государство обладает относительной самостоятельностью по отношению к народу. Поэтому государственная власть не всегда и не во всем может совпадать с властью народа (это проблема отчуждения государственной власти от народа, а также захвата, узурпации государственной власти).
Конституция в своем содержании отражает определенное соотношение политических сил, классовых, групповых и иных интересов на момент се разработки и принятия. Конституция в демократическом правовом государстве является результатом политического согласия, достигнутого в гражданском обществе, своеобразным «общественным договором». Она является общественным компромиссом и правовым консенсусом, в котором в
1 См.; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сом. 2-е изд. Т. 21. С. (70.
38Глава 2. Конституция как основной источник права
основном согласованы экономические, политические и иные интересы, представленные различными политическими силами Интересы той или иной политической силы отражены в конституции в тай мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, наиболее учитываются интересы тех из них, чье влияние в обществе оказалось самым сильным или даже определяющим.
Конституция, как показывает исторический опыт, может оформить победу одного класса, одной политической силы, пришедшей к власти в результате революционных событий или государственных переворотов.
Конституции могут быть навязаны обществу и народу вопреки воле большинства в результате установления диктаторских, авторитарных, тоталитарных режимов. Нередко эти режимы прикрываются формально демократическими провозглашениями в конституции, далекими от их реального содержания.
К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивай классовую сущность конституции и считали, что она закрепляет политическую победу экономически господствующего в обществе класса. Конституции, полагал Энгельс, есть «результаты классовой борьбы, установленные победившим классом посте одержания победы»1. В. И. Ленин видел сущность конституции в том, что основные законы государства выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе, и полагал, что все ранее существовавшие конституции стояли на страже интересов господствующих классов2.
Захватив власть в октябре 1917 п. новая политическая сила в лице большевиков с лозунгами о мире, хлебе, свободе, направленными на решение насущных проблем национального развития, взяла курс на установление диктатуры пролетариата как «власти, опирающейся непосредственно на насилие, не связанной никакими законами»1. Большевики распустили Учредительное собрание, хотя и участвовали в его избрании. Для них невозможной была правовая преемственность, использование ранее действовавших законов. 111 Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреж-
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 37,
2См.; Лепил Й. И, Пол», собр. соч. 5-е изд. Т. 17, С. 345; Т. ЗГ>. С. 535.Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 24.
§ 1. Социально-правовая сущность конституции39
дениях Российской Республики», провозгласившие Россию — РСФСР — Республикой Советов и Федерацией советских национальных республик в противовес парламентаризму и правовому государству, в защиту которых выступали другие политические партии. На этом же съезде левые эсеры поставили вопрос о создании конституции (впоследствии к ним присоединились «Левые коммунисты»). Большевики же считали, что о конституции речь может быть лишь после полной победы советской власти. В порядке компромисса в марте 1918 г. было решено начать разработку Конституции РСФСР. Споры в Конституционной комиссии ВЦИК шли по вопросам соотношения между местными Советами и центральными органами власти, о широте гарантируемых прав и свобод трудящихся и о новой форме государственного устройства, о моделях федерализма. В Конституционной комиссии подавляющее большинство составляли большевики, они от начала до конца контролировали процесс разработки проекта конституции, который был утвержден ЦК ВКП(б). 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР. К этому времени левые эсеры, ранее находившиеся в коалиции с большевиками, уже были объявлены вне закона. Формирование однопартийного государства, Гражданская война исключали какой-либо общенациональный консенсус, ибо диктатура советской власти преследовала цель полного подавления буржуазии. Конституция РСФСР закрепила советскую власть как полновластие Советов, осуществляющих функции законодательства, исполнения законов и контроля за их исполнением. В ней говорилось, что эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти.
Конституция РСФСР 1918 г., по существу, оформляла господство политического меньшинства, навязавшего всему обществу свою волю, хотя и претендовавшего на роль выразителя воли и интересов всего народа. Классовый подход к конституции и праву в целом служил обоснованием для применения террора к социальным слоям, не разделявшим цели построения коммунизма.
Но даже конституционно провозглашенные принципы функционирования советской власти в ходе Гражданской войны деформировались: роль Советов нивелировалась, их функции переходили к партийным органам (комитетам бедноты, революционным комитетам и т. д.), действовавшим жесткими си-
40 Глава 2. Конституция как основной источник права
ловыми методами. Нарком юстиции П. И. Стучка считал, что Конституция РСФСР 1918 г. была «конституцией гражданской войны» и как таковая провозглашала лишь «вольности рабочего класса (трудящегося населения в городе и деревне)»1. Был установлен принцип, согласно которому Советская республика «лишает отдельных лиц и отдельных групп прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции». К тому же нужно учесть, что в результате национализации «эксплуататоры и их пособники» насильственно потеряли собственность, в том числе на землю, дома, имущество и т. д. Жизнь была еще более тяжелой и жестокой в условиях «обоюдного озверения» —■ красного и белого террора, когда практиковались бесконечные реквизиции, выполнение работ по принуждению (трудовая повинность), привлечение к уголовной ответственности в силу «контрреволюционности», массовые расстрелы без следствия и суда по решению разного рода «чрезвычаек» и т. д. и т. п. Жизнь общества и граждан была подчинена принципу «революционной целесообразности».
Следует отмстить и положительную роль Конституции РСФСР 1918 г., которая стала основой более или менее рациональной организации общества и государства в соответствии с целями стоявших у власти новых политических сил. Был предупрежден раскол России как единого государства на многочисленные автономные государства — коммуны, «республики» и т. п., была преодолена «самостихийность» и сепаратизм на местах, когда губернии, уезды и волости, а в некоторых случаях города и даже села объявляли себя «республиками» (Калужская, Казанская) или «трудовыми коммунами» (Петроградская, Московская, Нижегородская). Были попытки создания Поволжской областной республики, Сибирской федеративной республики, Прикамской республики. Вес эти «республики» и «коммуны» мало считались с решениями вышестоящих, в том числе центральных, органов власти. Вакханалия «государственной партизанщины» могла разрушить Российское государство в целом. Конституция РСФСР 1918 г. позволила преодолеть тенденции децентрализации и местничества в организации государства, его аппарата, укрепить начало единства Российской республики путем создания нового типа федерации на основе
Стучка Я. К Избранные произведения марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964, С. 252.
§1. Социально-правовая сущность конституции41
автономий и возникновения «свободных республик разных падай», входящих в РСФСР на основе договорных отношений1.
Советский конституционный строй, базировавшийся на Конституции РСФСР 1918 г., развивался далее на основе конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. и конституций РСФСР 1925, 1937, 1978 гг., которые по своей социально-классовой сущности были социалистическими. Они учреждали советскую модель государственно-партийной власти, которая в условиях сталинского репрессивного режима, по существу, представляла монократическую власть с тотальным контролем административно-командной системы над обществом.
В советских конституциях многие положения отходили от принципов и идеалов демократии и правового государства, что обусловливалось приоритетом монистической идеологии над правом, господством однопартийной диктатуры.
Кризис советской тоталитарной системы обусловил процессы демократизации («перестройки») в конце 1980-х гг., что неизбежно привело к определенным сдвигам в конституционном развитии. Конституционные изменения начались в конце 1980-х гг. в связи с созданием представительных органов Союза СССР — Съезда народных депутатов и избранного им Верховного Совета. Аналогичные учреждения были образованы затем и в РСФСР.
Процесс демократизации был ускорен после отмены монополии КПСС на власть и началом формирования многопартийной системы. Была отменена цензура, активизировалась деятельность общественных объединений. Первый Съезд народных депутатов России 12 июня 1990 г. принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР и провозглашает верховенство конституции и законов на всей территории страны. Из текста Конституции РСФСР были исключены указания на социалистические ценности. Провозглашались принципы парламентаризма и правового государства (разделение государственной власти и др.).
После событий августа 1991 г. и распада СССР прекратила действие союзная Конституция. В переходный период с 1990 по 1993 г. продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 г. с
1 См.: Плотников А. А. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года: историко-правовой анализ опыта создания советской государственности. Архангельск, 2002.
42Глава 2. Конституция как основной источник права
многочисленными поправками (а их было более 300). В 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и граждане на, был избран первый Президент РФ, учрежден Конституции онный Суд РСФСР.
Резкое социальное расслоение общества, борьба различных политических сил вели к противостоянию Президента РФ и Верховного Совета РСФСР. Указанное противоборство в силу глубокого расхождения в понимании государственной и политической элитой будущего России, усиливаемое во многом ее личными амбициями, объективно свидетельствовали о конституционном кризисе. Общество уже было не способно жить по-старому, по правилам действовавшей конституции. Конституция вступила в радикальное противоречие с социальной реальностью, тем самым теряла свою легитимность. Общество встало перед необходимостью коренной конституционной модернизации, которая на тот период времени могла быть осуществлена лишь путем разрыва конституционно-правовой преемственности, перед объективной необходимостью принятия новой конституции с радикальным изменением ее правового содержания, вызванным революционными социально-политическими и иными преобразованиями.
Факторами, способствовавшими принятию новой конституции в России, были: особая исторически сложившаяся ситуация противоборства общественно-политических сил; отсутствие надлежащих фундаментальных институтов гражданского общества (политических партий, независимой судебной власти); исторические традиции модернизации общества сверху, осуществляемой элитой и обслуживающей се бюрократией; пассивность масс, их индифферентность к проблемам конституционного развития; тенденции сепаратизма, «суверенизации» республик1.