Конституционное развитие Казахстана
Вопрос с какого времени вести отсчет конституционного развития Казахстана является предметом дискуссий ученых-юристов, историков и др. В этом плане представляется, что первые попытки создания конституционного государства были предприняты представителями алашского движения в 1916-1919 годах. По мнению таких казахстанских юристов как Нурпеисов Е.К., Котов А.К., "деятельность правительства Алаш-Орды представляет несомненный интерес как государственное образование, явившее собой эпоху конституционной эволюции Казахстана к суверенитету".
Следующий этап конституционного развития Казахстана представлен эпохой советского конституционализма, начавшейся после прихода квласти Советов. В этот период были приняты три Конституции: Конституция Казахской автономной Советской социалистической республики (КАССР) от 18 февраля 1926 года, Конституция Казахской ССР 1937 года и Конституция Казахской ССР 1978 года. Особенностями вышеуказанных Конституций необходимо назвать их формальную демократичность и в тоже время значительное расхождение с действительностью. В целом же конституционное законодательство 20-30-х годов не отражало реальностей тоталитарно - деспотического режима, установившегося в Казахстане. Что касается более позднего конституционного законодательства советского периода, необходимо отметить, что в их основу положен принцип приоритета государства над личностью, можно также говорить о расхождении между юридически закрепленными нормами и их реальным воплощением в жизнь.
Современный этап конституционного развития начинается с провозглашения государственного суверенитета РК 25.10.90 года. В этот период были приняты Декларация о государственном суверенитете Каз. ССР, юнетитуционный закон "О гос. независимости РК". Вехой в конституционной эволюции стало приятие Конституции РК от 28.01.93 года. Она явилась значительным шагом в демократизации казахстанского общества, возвела новое независимое государство в ранг цивилизованных конституционных государств. Конституция 1993 года не определила форму государственного правления в самом тексте, в тоже время из смысла конституционных установлений можно было со всей определенностью констатировать, что РеспубликаКазахстан тяготела больше к парламентарной республике. Впервые в ранг конституционного возведен принцип разделения властей, закреплена система сдержек и противовесов в организации гос. власти, которая выражалась в следующих элементах: президентское вето и механизм его преодоления, отставка Президента и Вице-Президента, отставка Кабинета Министров и т.д.
Ныне действующая Конституция от 30.08.1995 г. закрепила президентскую форму правления в Казахстане, и тем самым стала провозвестником новейшего этапа конституционной эволюции РК.
Конституция РК была принята всенародным голосованием путем республиканского референдума от 30 августа 1995 года. В связи с дальнейшим становлением государственности РК 7 октября 1998 года Конституционным законом, принятым Парламентом РК. были внесены изменения и дополнения в Конституцию. Конституция РК состоит из преамбулы и девяти разделов. Преамбула отражает учредительный характер Конституции и указывает на особый субъект, который принял ее - это народ Казахстана. В первом разделе, именуемом "общие положения" определены основы государственного устройства Республики, закреплены основополагающие принципы деятельности РК.
Конституция утвердила Казахстан демократическим, светским социальным и правовым государством (ст. 1).
РК учреждается унитарным государством с президентской формой правления. Подчеркивается, что единственным источником власти является народ. Конституция провозглашает принцип разделения гос. власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Вместе с тем Конституция устанавливает сильную власть Президента. Конституционно закреплена президентская форма правления. В разделе втором, названном "Человек и гражданин" определены основы правового статуса личности, основы гражданства РК. В третьем разделе закреплен конституционный статус Президента РК и именуется он "Президент". Разделы IV, V и VII посвящены определению конституционно-правового статуса Парламента, Правительства и судов РК. Разделом VI особо закрепляется статус Конституц. Совета. VIII раздел посвящен основам местного гос. управления и самоуправления в РК. И последний IX раздел определяет заключительные и переходные положения.