Понятие нормы КПУ. Общие свойства конституционно-правовых норм и их особенности
Как и другим нормам национального права, им присущи общие черты, характерные для правовой нормы:
все они устанавливаются и санкционируются государством, обеспечиваются ней и охраняются с помощью соответствующих средств;
в некоторых случаях они защищаются принуждением государства, в них сформулированы официальные, формально определены предписания, обязательные для исполнения.
Конституционно-правовые нормы имеют свои особенности. Во-первых, эти нормы принимаются по поводу политики, но не является ее формальным выражением, во-вторых, они имеют государственно-властный характер и их нарушение влечет конституционно-правовую ответственность, в-третьих, конституционно-правовые нормы отличаются от других правовых норм повышенной степенью стабильности и большей степенью охраны со стороны Конституции Украины; в-четвертых, отличие от других правовых норм, они имеют большую юридическую силу и особенности предмета и метода правового регулирования.
Упомянутые общие и специфические особенности конституционно-правовых норм в основном соответствовали и положениям советской науки государственного права, однако украинская наука в последние годы внесла немало нового.
В частности, исследовались свойства норм этой отрасли права. Так, юридические свойства конституционно-правовых норм понимаются как способы проявления определенных признаков этих норм относительно норм других отраслей права в процессе регулирования поведения субъектов конституционно-правовых отношений.
Конечно юридические свойства делят на общие и специальные. К общим свойствам относятся: обязательный характер действия этих норм, их государственно-властный характер; определенность их предписаний; потенциальная возможность многовариантной поведения; ситуационный характер; целеустремленность конституционно-правовых норм, их гарантированность.
Многие из этих свойств характерны и для норм других отраслей права, однако в конституционном праве их следует исследовать в аспекте конституционно-правовом, что помогает понять специфику конституционно-правового регулирования. Так, например, принуждение является свойством конституционных норм, а выступает как вид их юридических гарантий. Принуждение выполняет весьма ограниченную и подчиненную роль в этой отрасли права, ведь не все конституционно-правовые нормы осуществляются через принуждение.
В свою очередь конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, то есть специфической сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они отражены (прежде всего Конституции Украины), и субъектами, на регулирование поведения которых они направлены.
Исходя из этих особенностей, к специфическим особенностям норм конституционного права следует отнести: высшую юридическую силу норм некоторых конституционно-правовых актов; особый юридический смысл; учредительный характер конституционных норм; непосредственный и прямой характер их действия и особенности их структуры.
Высшая юридическая сила норм некоторых актов выражается в том, что Конституция, отдельные акты Конституционного Суда и конституционные законы имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативными актами. При этом Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, отделяющего ее от упомянутых нормативно-правовых актов.
Изучая нормы конституционного права, можно сделать вывод, что конституционное право - это право, констатирующее государство, то есть такое, устанавливающий устройство государства, определяет принципы ее деятельности, систему государственных органов и их компетенцию. Вот почему учредительная способность норм конституционного права проявляется в отношении других отраслей права и всей правовой системы Украины. Установочно-универсальный характер имеют и конституционные принципы, поскольку они являются отправными для всей правовой системы.
Непосредственная и прямая действие норм конституционного права обусловлена специфическими особенностями конституционно-правового регулирования. Конституционно-правовая норма будет действовать непосредственно, если ее предписания достаточно определены, если между нормой и поведением субъекта конституционно-правовых отношений нет потребности в опосредующих или конкретизируя звене. В данном случае имеется необходимый и достаточный связь по схеме "норма-поведение". Непосредственно действует большая часть норм конституционного права, за исключением норм неконституционно-правовых видов ответственности и большей части норм Конституции. Такие нормы порождают конкретные правоотношения.
Когда речь идет о прямое действие норм конституционного права, то это касается в основном конституционных норм. Прямое действие нельзя отождествлять с непосредственной. Действовать прямо означает действовать через закон, содержание которого определяется нормой Конституции. Закон конкретизирует эту норму, если нет такого закона, то конституционная норма может действовать непосредственно.