Ответственность государственных служащих по административному законодательству.

Общие начала ответственности государственных служащих за правонарушения. Государственные служащие обязаны неуклонно блюсти законность и государственную дисциплину и обеспечить их соблюдение гражданами и организациями, нести ответственность за порученное дело. Нарушения служащим законности и дисциплины, аморальное поведение наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных структур.

1) государственные служащие несут ответственность за правонарушения вне службы как граждане, наравне и на общих основаниях со всеми лицами. На служащих в этом случае распространяются все виды юридической ответственности;

2) правовые нормы об ответственности государственных служащих за правонарушения по службе учитывают особенности службы как вида трудовой деятельности и особенности служебных правонарушений:

а) повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;

б) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);

в) привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисцилинарной.

Нормы административного права закрепляют и регулируют два вида ответственности государственных служащих за правонарушения по службе (служебные проступки): дисциплинарную и административную.

Об ответственности дисциплинарной. Закон «Об основах государственной службы» основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности называет должностной проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (ст. 14).

Служащий привлекается к дисциплинарной ответственности непосредственным или вышестоящим начальником (органом).

К основным видам дисциплинарных взысканий Закон относит; замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности. Другие меры дисциплинарной ответственности могут устанавливаться только законодательным органом, они определены для отдельных служащих в и определена законодательством об административных правонарушениях. Государственный служащий привлекается к административной ответственности за такие административные правонарушения, которые связаны с соблюдением служащим установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, т.е. соблюдение государственной дисциплины.

Закон «Об основах государственной службы» закрепляет административную ответственность служащих за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (ст. 14 п. 5).

37. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

— создания предприятия или учреждения;

— государственной регистрации предприятия или учреждения;

— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;

— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;

— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на три основные группы:

1) нормы, которые касаются предприятий всех форм собственности;

2) нормы, касающиеся государственных предприятий и учреждений;

3) нормы, которые адресуются негосударственным предприятиям и организациям.

Первая группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий и учреждений, обязательность ведения ими бухгалтерского и статистического отчета, предоставление государственным органам информации, необходимой для налогообложения и т. п.

Кроме этого, устанавливается обязанность для предприятий и учреждений всех форм собственности соблюдения экологического, земельного законодательства, правил безопасности ведения работ, правил безопасности труда, санитарно-эпидемиологических, антимонопольных норм и т. п.

Уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части имеют право вмешиваться в деятельность предприятий и организаций, применяя к ним средства государственного принуждения в случае невыполнения требований, установленных законодательством.

В определенных случаях предприятия и учреждения должны получать разрешение на осуществление отдельных видов деятельности.

Особенность норм второй группыв том, что они устанавливают права и обязанности государственных предприятий и организаций, собственником которых является государство. В полномочия государственных органов входит создание таких предприятий, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, управление организацией, реорганизация и ликвидация.

Должностные лица государственных предприятий и учреждений имеют полномочия государственно-властного характера.

Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия. Так, как уже отмечалось, административно-правовой статус казенного предприятия, которое имеет имущество на праве оперативного управления, отличается от статуса государственного предприятия, которое обладает имуществом согласно праву полного хозяйственного ведения.

Третья группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности, организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или уполномоченные ими органы, предприниматели. Значение таких решений для государственных органов состоит в их правомерности или неправомерности как юридических фактов.

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.

По организационно-правовой форме различаются:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество;

производственный кооператив;

потребительский кооператив;

унитарные предприятия и др.

По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:

промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);

строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);

транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);

предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);

предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);

предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);

жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуа-тационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксшгуатацион-ные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);

другие виды предприятий.

Учреждение— это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

здравоохранения(поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);

образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);

культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);

науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);

иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;

другие виды учреждений

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Несмотря на отличия в административно-правовом положении различных общественных объединений, их статусам присущи многие общие черты. Это определяется тем, что все общественные объединения:

1) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

2) не обладают государственно-властными полномочиями;

3) не являются субъектами правотворчества;

4) действуют от своего имени;

5) не являются коммерческими организациями, т. е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, — отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений — в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях».

По общему правилу предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составных элементов

Влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, оно не имеет характера государственного руководства их деятельностью.

Предприятия и учреждения могут создаваться собственником, уполномоченным лицом, государственными органами или органами местного самоуправления.

Учредительными документами государственных предприятий и учреждений может быть устав или положение. Для негосударственных предприятий учредительными документами признаются устав или учредительный договор, или же наличие и устава и договора в зависимости от организационной формы.

Для государственной регистрации подаются документы, перечень которых установлен законодательством.

Порядок легализации юридических лиц предусматривает два вида такой легализации: нормативно-явочный и разрешительный.

Государственная регистрация предприятия или учреждения в качестве юридического лица является моментом их создания.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для общего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам (нецелесообразность и т. п.) не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением могут быть обжалованы в суде.

В единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование (фирменное наименование), местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель учреждения, а также другие сведения, если этого требует закон.

Изменения учредительных документов также подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законом, — с момента извещения органа, который осуществляет государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.

Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, разделение) или в результате ликвидации.

Юридическое лицо считается прекращенным после внесения записи о прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

Прекращение юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства определяется законом.

Прекращение деятельности предприятий и учреждений в виде ликвидации или реорганизации возможно по решению учредителей или суда. Основанием для ликвидации являются:

— решение собственника имущества, уполномоченного им органа, или органа, уполномоченного на это учредительными документами;

— решение суда в случае банкротства или систематического осуществления деятельности юридического лица без соответствующего разрешения (лицензии), с нарушением законодательства или запрещенной законодательными актами.

Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий и учреждений являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти. Они проявляются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями.

Предприятия, учреждения, организации имеют право на обращение в суд с иском о признании недействительными актов государственного управления, противоречащих закону и ущемляющих права и законные интересы юридических лиц.

Наши рекомендации