Под источниками следует понимать те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.

Первая группа источников – нормативно-правовые акты. Они подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Первый вид законов – Конституция – это Основной закон, имеющий особую форму и содержание. Второй вид – конституционные законы, они подразделяются на две разновидности. Первая разновидность – это те законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. В зарубежных странах, где нет писаной конституции присутствует вторая разновидность законов. Формально это обычные законы, но в силу своей важности выполняют функцию конституции в нашем понимании. Третий вид законов – органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических особенностей, во-первых их издание прямо предусмотрено в конституции; во-вторых они дополняют конституцию не изменяя ее основных принципов. Например, органическими законами являются законы о гражданстве, о выборах. Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти имеющие силу закона на основе делегированного законодательства. Например, декреты Президента в Республике Беларусь. Пятый вид законов – обычные законы т.е. законы принимаемы парламентом по текущим вопросам, которые предусмотрены в конституции.

К нормативным актам исполнительной власти относятся акты главы государства (указы, декреты) и нормативные акты правительства, а иногда и ведомств (министерств). Указанные акты служат источником права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Кроме того, нормативные акты нижестоящих органов не должны противоречить актам вышестоящих.

К нормативно-правовым актам органов конституционного контроля относятся решения Конституционного Совета во Франции, Конституционного трибунала в Польше. Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции и законов.

Регламенты палат парламента представляют собой источник права т.к. определяют организационную структуру и порядок деятельности парламента. Решения местных органов служат источником только в том случае, если регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной (государственной власти).

Вторая группа источников – судебные прецеденты. Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Признание судебного прецедента источником права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию, но и правотворческую.

Третья группа источников – конституционные обычаи, т.е. правила поведения, которые сложились исторически и поддерживаются государством. Конституционные обычаи обычно носят не политический, а обрядовый характер.

Четвертая группа источников – доктринальные источники.. Они относятся к источникам англосаксонской правовой системы. Представляют собой труды ученых, которые используются в тех случаях, где есть правовой пробел. Эти труды должны быть опубликованы.

Пятая группа источников – религиозное право. В мире существует как минимум три группы религиозного права: мусульманское право, индусское и иудейское право, которое применяется в Израиле (тора–Пятикнижие и Талмуд). Составными частями мусульманского права являются: шариат – нормы, заключенные в Коране. С точки зрения формы это писаное право, суры Корана регулируют отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Вторая часть мусульманского права – это сунна. Это предания, или, иначе говоря, хадисы, о поступках пророка, записанные после его смерти т.е. исламская традиция. Этих преданий записано несколько тысяч, они используются при решении конкретных дел. Третья группа – иджма. Это общее мнение теологов, включающее в себя акты первых четырех праведных халифов, принятые после консультации с теологами. Иджма – это меняющийся источник т.к. мнение теологов меняется. Четвертая группа – фикх –правовая доктрина, т.е. наука о праве. Далее частью мусульманского права является кияс –умозаключения по аналогии, правовой прецедент. Последняя часть права – это фетва.Это решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел, они принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются обязательными для всех мусульман.

Пятая группа источников – это международные договоры. Они служат источником права в случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. Большинство современных конституций закрепляют такое положение, что международное право имеет приоритет над правом внутригосударственным и это заставляет учитывать международные договоры в качестве источника. Международные договоры либо приравниваются к внутригосударственному праву, либо трансформируются во внутригосударственное право.

Источники конституционного права Республики Беларусь:

1. Конституция Республики Беларусь – Основной закон;

2. Законы;

3. Международно-правовые акты ( договоры и соглашения);

4. Декларации (например, Декларация о государственном суверенитете БССР);

5. Регламенты палат парламента РБ;

6. Декреты, указы и распоряжения Президента;

7. Постановления и распоряжения Правительства;

8. Акты местных органов власти.

5. Конституционное право как наука и учебная дисциплина.

Конституционное право – это юридическая наука, изучающая государственно-правовые нормы, закрепляющие устройство государства, т.е. основы общественного строя и политики, основы правового положения личности в государстве, его национально-государственное устройство, систему государственных органов и регулируемы этими нормами общественные отношения.

Система науки определяется предметом и строгой научной последовательностью изучения вопросов, составляющих ее содержание.

Предметом науки конституционного права является конституционное право как отрасль права. Наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того наука дает рекомендации на будущее, например, путем определения тенденций конституционного развития. Этим наука конституционного права отличается от отрасли конституционного права, последняя это действующее, реальное право, которое применяется в настоящем времени.

Методами науки конституционно права являются: формально-логический, аналитический, исторический, сравнительный, функциональный.

Конституционное право как учебная дисциплина – это часть науки, изучаемая студентами. Прежде всего, это учебная программа, имеющая четкую структуру и, как правило, соответствует типичной структуре конституции.

Наши рекомендации