Лекция 1. Административное право как отрасль права

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1. Понятие, предмет и метод административного права Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

2. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права. Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования. Использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.


 

Понятие и сущность государственного управления.

5.Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его должностных лиц и его органов) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства:

1) субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий – государство,

2) государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество,

3) специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений,

4) комплекс методов и средств государственного управления составляют не только правовые, политические, экономические, но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов.

В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие.

Узкое толкование государственного управления связано с традицией советского периода – в то время государственное управление понималось как деятельность государственных органов исполнительной власти.

Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти. Представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

· выполнение общезначимых функций,

· нормативно-распорядительное регулирование,

· подзаконный характер деятельности,

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1. Понятие, предмет и метод административного права Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

2. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права. Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования. Использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.


 

Наши рекомендации