Государственный строй в странах Древнего Востока. Основные черты восточной деспотии.

Законы Хаммурапи – памятник древневавилонского права. Регулирование имущественных и семейных отношений.

(страна Месопотамия - Вавилон) Немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами – арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени сдерживал круг стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение. Сборник Законов составлен в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Сборник состоит из трех частей: введение, 282 статьи Законов, обширное заключение. Источниками сборника историки называют обычное право, шумерские судебники, новое законодательство.

В кодексе подробным образом регламентируются продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, найм быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа – денежного и натурального – и т. п. Для наиболее распространенных сделок, например, купли-продажи, Законник предусматривает три условия: имущество не изъято из оборота; продавец – действительный собственник вещи и может гарантировать нового приобретателя от эвикции (истребования проданной вещи ее настоящим собственником); оформление сделки происходит в присутствии свидетелей. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», то есть размягчить глину, на которой он был написан, стереть ненужное, вписать новое.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены, как и права детей: отец мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников и т. п.

Наследование происходило чаще всего не по завещанию, а по закону. Наследовать могли дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, признанные отцом. Закон стремится примирить между собой два требования: а) сохранить за детьми имущество их матери; б) не изымать его при этом из оборота

Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого и ее раздел

В 486 г. части салических франков во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481–511 гг.) завоевали часть Галлии и положили основание государству франков. В результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, франки создали обширное королевство, простиравшееся к 510 г. от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг, утвердившись как представитель римского императора, стал властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального, королевства. Он приобрел право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига (а затем его внуки) вели междоусобную войну более ста лет. В этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений, которые строились на основе владения землей: короли практиковали широкую раздачу земли, которая становилась наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Дружинники превращались в феодалов-землевладельцев. В марке (крестьянской общине франков) тоже утверждалась частная собственность на землю, а процесс имущественного расслоения среди крестьян сопровождался наступлением феодалов на их личную свободу путем прекария (договора, по которому феодал предоставлял участок земли на условиях выполнения повинностей) и коммендации (передачи господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости).

При Каролингах государственная власть франкских монархов превратилась в «частную» власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII–IX вв.). При Карле Великом (768–814 гг.) государство франков достигло наивысшего могущества, охватывая огромную территорию. Карл в 800 г. был коронован папой в Риме императорской короной.

При Карле Великом (768–814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, охватывая огромную территорию. Карл в 800 г. был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских императоров. Карлу коронация нужна была в качестве политико-идеологического средства укрепления королевский власти за счет атрибутов Римской империи. Карл стал называться хранителем «христианской империи» и сам в 794 г. созвал во Франкурте Вселенский церковный собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине и церковном праве. Борясь за «чистоту веры», он рассылал во все концы страны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривающие смертную казнь за оскорбление священников и христианской веры.

Но империя не стала единым территориальным образованием. Множество кланов, племенных, феодальных полуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личной властью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призваны были защищать ее от набегов соседей. В руках Карла Великого оставалась лишь часть общегосударственных полномочий: «охрана мира», охрана границ, координация действий центральной власти и вотчинных властей.

Карл правил не через имперскую бюрократию, у него не было даже столичного города, а через рассеянный по империи административно-судебный аппарат «государевых посланцев». Государевы посланцы, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. Они наблюдали за управлением королевскими поместьями, правильностью совершения религиозных обрядов, королевскими судьями, рассматривали апелляционные жалобы. Неповиновение епископа, аббата и других лиц грозило тем штрафом.

После смерти Карла Великого империя была разделена между его наследниками. В 987 г. умер последний каролингский король Людовик V, преемником которого стал Гуго Капет. Титул императора перешел к вождю восточных франков, населявших территорию, названную много столетий спустя Германией. Капетинги сохраняли власть только за счет контроля над вассалами в родовом домене короля. Вместе с превращением власти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии пришла новая феодальная государственная форма – сеньориальная монархия.

Великая хартия вольностей (1215 г.) и становление сословно-представительной монархии в Англии. Образование английского парламента.

ВХВ. 15 июня 1215 г. была утверждена знаменитая впоследствии Великая хартия вольностей. Ею устанавливались новые принципы взаимоотношений королевской власти с основными сословиями Англии. Первоначально подписанный текст насчитывал 39 статей; впоследствии он разросся до 63 и стал опорой для формирования государственно-политических связей новой, сословной, монархии.

Сословные вольности объявлялись основой королевства, неприкосновенными для королевской власти и наследственными навеки. Специальным постановлением обособлялись привилегии и права духовенства. Хартия была посвящена установлению границ военного верховенства короны на ленном праве; эти права были в основном признаны сословиями за королем, но значительно сокращены и обставлены юридическими гарантиями. Никого нельзя было принуждать к несению службы несоразмерно с величиной его лена. Плата за переход лена по наследству не могла быть произвольно увеличена и должна была оставаться на уровне древнего обычая. Оговаривались гарантии неприкосновенности частных владений до законных решений судов.

В Хартии заключались нормы, фиксировавшие порядок гражданского правосудия:

1) суды заседают в определенном месте;

2) в разборе общих тяжб первенствуют суды (ассизы) графств (что гарантировало местному дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло ленные судебные права баронов и магнатов); 3) закреплялось правило соразмерности штрафов и совершенных преступлений (для свободных); 4) приговоры выносились на основании показаний честных людей из соседей; 5) устанавливалось право знати на суд равных (пэров).

Часть статей ограничивала полицейское верховенство короны. Признавалось существование Совета 25 баронов, которые должны были всеми силами блюсти и охранять мир и вольности в королевстве. В Хартии были записаны положения, признававшие за свободным населением некоторые незыблемые гражданские права, в том числе право свободно покидать королевство и возвращаться в него (за исключением военного времени и в отношении преступников), обязанность власти обеспечивать равное и бесплатное правосудие. Предоставление права и справедливости считалось делом государственной власти и осуществлялось в интересах всего населения. Никто не мог быть арестован, лишен собственности или иным образом обездолен иначе, чем по решению суда и по закону, воспрещались неправосудные аресты и задержания.
Образование английского парламента. В 1258 г. бароны, воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения, заставили короля принять «Оксфордские провизии». В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Рыцари хотели участвовать в центральном управлении страной. Этого права они не получили, началась гражданская война. В 1264 г. победили рыцари, возглавляемые Симоном де Монфором, который стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства.

Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов. Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством.

До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза, он был установлен статутом 1430 г.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Постепенно парламент приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

С конца XIV в. парламент ввел процедуру импичмента.

Анг абсолютизм. В течение XIV–XV вв. в экономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.

Постепенно происходит капиталистическое перерождение феодального землевладения. Развитие товарно-денежных отношений и промышленности, увеличение спроса на английскую шерсть повлекли за собой превращение поместий феодалов в товарные хозяйства. Во второй половине XV в. происходят значительные изменения и в структуре самого класса феодалов. Междоусобные войны Алой и Белой розы подорвали мощь крупного феодального землевладения, привели к истреблению старой феодальной знати. Громадные владения светских и духовных феодалов пускались короной в продажу и покупались городской буржуазией и верхушкой крестьянства. Одновременно возрастала роль средних слоев дворянства, интересы которых были близки интересам буржуазии. Эти слои образовали так называемое новое дворянство (джентри), особенностью которого стало ведение хозяйства на капиталистических началах. Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти.

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля. Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда – хранителя печати и др. Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах.

В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управления постепенно распространялась на всю Британию.

19. Общая характеристика средневекового права в Западной Европе. Рецепция римского права. Каноническое право. Городское право
В XI-XII вв. в период "папской революции" складывается "новое право" (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана ("Гармония несогласующихся канонов" Concordia discordantium canonum), в котором были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).

В XII-XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и

объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия (Constitutiones Clementinae).

Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.

В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.

В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под

лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.

Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т.е. его усвоение и восприятие средневековым обществом. После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его применения в Западной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на юге, у испано-романского и галло-романского населения. Постепенно синтез римской и германской правовых культур привел к тому, что римское право стало оказывать влияние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов.

Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное и варваризированное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Наибольшую известность получил Кодекс короля вестготов Аларика II, составленный в начале VI века.

Основным источником Кодекса был опубликованный еще в 438 году Кодекс Феодосия II, а также законодательство других римских императоров, Институции Гая, Сентенции Павла и т.д.

Римские тексты в Кодексе Аларика были использованы с большими сокращениями, поэтому он получил впоследствии название "бревиарий", что означало "сокращенный" (Breviarium Alarcianum). Следует отметить, что этот весьма популярный в ряде стран Европы памятник римского права нередко издавался и под другими названиями (например, Lex Romana visigothorum). С последующими изменениями и искажениями он действовал вплоть до начала широкой рецепции римского права.

Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение, начинается в XI-XII вв. В основе этого бурно развивающегося процесса лежал целый ряд исторических факторов, среди которых особую роль сыграло оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рассчитанного на замкнутое общество.

Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.

Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.

Рецепцию римского права в конечном счете санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.

Римское право как никакой другой фактор эпохи сред- невековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования.

Важную роль в "открытии" римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начинается систематическое изучение и преподавание римского права.

Особую известность приобрел юридический факультет Болонского университета, который к XIII в. Насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Западной Европы. Его основателем был один из крупнейших средневековых знатоков римского права Ирнерий (1055-1130 гг.). Созданная им школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами, делали свои пояснения, уточнения и т.п. по тексту юстиниановых памятников римского права в виде глосс, т.е. записей (комментариев) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые глоссы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), другие содержали широкие правила, выводимые из изучаемого текста (правовые максимы).

Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов специально подобранных для пояснения источников. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников (прежде всего Дигест).

Аналитически сопоставляя содержащийся в кодификации Юстиниана конкретный материал по тому или иному правовому вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический характер, присущий классическому римскому праву, вводили в него широкие обобщения, создавали новую систематику. Так, посредством суммирования суждений римских юристов по отдельным видам договоров профессора-глоссаторы выработали общее понятие договора. Они четко различали личные и вещные права, создали единую концепцию вещного права в отличие от классических юристов, описывавших отдельные виды прав на вещи, более последовательно выделяли особенно важный для системы феодального землевладения институт владения и т.д. По существу именно с глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова.

Хотя деятельность глоссаторов отличалась академизмом и не оказала непосредственного воздействия на практику феодальных судов, в дальнейшем по мере распространения римского права глоссы приобретали все больший авторитет, практически равный самому глоссируемому тексту. Со временем установилось правило: "То, что не признает глосса, не признает суд".

У Ирнерия, положившего начало систематическому изучению Дигест, было большое число последователей и учеников, среди которых наибольшую известность получили Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу видных глоссаторов XII-XIII вв. относятся также Рогедио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность глоссаторов подготовила почву для изучения и преподавания римского права и за пределами Италии, в том числе в Оксфордском университете в Англии (Вакарий).

Последним выдающимся представителем глоссаторов был Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юстиниана. Этот сборник, который насчитывал 96940 глосс, получил название glossa ordinaria ("расположенная в порядке") или glossa magistralis ("учительская"). Он превосходил по своей масштабности и тщательности обработки материала, по четкости плана и устранению противоречий и т.д. все предшествующие работы глоссаторов. Этот сборник, который впоследствии стали называть "Большая глосса" или даже просто "Глосса", в течение нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

С "Большой глоссы" Аккурция школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив в последующем место постглоссаторам - новому поколению итальянских профессоров римского права. Наиболее известными среди них были Синус де Пистойя (1270- 1339 гг.), Бартол де Сассоферрато (1313-1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347-1400 гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол, по имени которого саму школу нередко называли бартолистами. Становление этой школы было связано с новым экономическим и культурным подъемом в Италии и в ряде других стран Западной Европы, который породил острую потребность в преодолении феодального правового партикуляризма, в распространении вневременного и абстрактного права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и предшествующей деятельности глоссаторов стало римское право, которое рассматривалось как "писаный разум".

Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому римскому праву. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения так называемого общего мнения ученых (communis opinio doctorum). Такая обработка римского права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, способствовала превращению его в теоретическую базу формирующихся национальных правовых систем (даже в Англии, которая не знала рецепции римского права как таковой).

В своих комментариях постглоссаторы нередко отступали от первоначальных конструкций римского права, но провели большую работу по его согласованию с нормами средневекового канонического, городского и обычного права. Именно в системной обработке римского права, осуществленной постглоссаторами, оно вышло за рамки простого "права ученых" и было воспринято судебной практикой в большинстве стран Западной Европы.

Образование ФРГ и ГДР. Боннская Конституция. Объединение Германии.

После Второй мировой войны Германия была разделена на две страны – ФРГ и ГДР. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который привел к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 по октябрь 1990 г. В августе 1990 г. Народная палата (парламент ГДР) высказалась за скорейшее присоединение ГДР к ФРГ. 31 августа статс-секретарь ГДР Кразе и федеральный министр внутренних дел Шойбле подписали Договор об объединении Германии. 3 октября 1990 г. произошло присоединение ГДР к ФРГ на основе статьи 23 Основного закона. Земли ГДР – Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия – стали землями ФРГ. Берлин был объявлен столицей. Основной закон с определенными изменениями стал действовать и на присоединившейся территории.

Единство стало возможным, после того как в июле 1990 г. в своих беседах с канцлером Колем в Москве и на Кавказе М. С. Горбачев дал согласие на объединение обоих германских государств. Благодаря позиции Горбачева стало возможным и подписание в сентябре 1990 г. так называемого договора «Два плюс четыре». В нем СССР, США, Франция, Великобритания, а также представители обоих германских государств подтвердили создание объединенной Германии, которая включает в себя территории ГДР, ФРГ и Берлина. Внешние границы Германии признавались окончательными. Учитывая особую, исторически обусловленную потребность Польши в безопасности, Бонн и Варшава в дополнительном договоре заверили друг друга, что каждая из сторон уважает территориальную целостность и суверенитет другой страны.

С ратификацией Договора об объединении Германии и договора «Два плюс четыре» (Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии) прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.

Перед объединенной Германией встали новые задачи: вести процесс подъема экономики в новых федеральных землях и создать внутреннее единство страны; в то же время интегрировать саму Германию в рамках ЕС, способствовать росту тенденций для сохранения мира и безопасности.

43. Падение Третьей республики. Четвертая и Пятая республики.
Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.
После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название “правительство Виши” — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. “Режим Виши” являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.
Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции (“Сражающаяся Франция”). В 1943—1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождений в 1944—1946 гг.
Четвёртая республика во Франции, период французской истории с 1946 по 1958. Конституция принята 13 октября 1946 избранным в этом году Учредительным собранием, близка к конституции Третьей республики (парламентский строй, слабая власть президента республики) . В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков Третьей республики. Генерал де Голль высказывался за установление авторитарного президентского режима. Коммунисты (которые благодаря активному участию в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей поняло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме. На втором референдуме была принята компромиссная конституция, согласно которой слабый президент и совещательная консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства. Сходство между Четвертой и Третьей республиками было очевидным.
Пятая республика. Основной закон 1946 г. – наиболее демократичный за всю историю страны – стал юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в стране была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для ее принятия послужили ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности – генералу Ш. де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с ассоциированными (т. е. колониальными) народами.

Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями. В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, признававшего необходимость формирования сильного государства, что соответствовало воззрениям политиков, находившихся у власти. Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. На верху пирамиды находится Конституция, ниже – органические законы (новая категория, впервые введенная в правовую систему), еще ниже – обычные законы. Несколько особняком находятся законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

44."Новый курс" Ф.Рузвельта. Усиление роли государства в США в XX в.

Новый курс Ф.Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.

К 1932 г в США продолжался тяжелейший экономический кризис. Более 12 млн. безработных, неимоверные страдания масс. Республиканская администрация президента Гувера показала свою неспособность улучшить жизнь народа и на выборах 1932 г президентом был избран демократ Франклин Рузвельт. Выходец из крупных капиталистов, осознал необходимость поворота государства к «забытому человеку». Человек <

Наши рекомендации