Конституционное развитие Индии после второй мировой войны.
Основные права и свободы граждан.
3. Партийная система современной Индии и избирательное право.
4. Индийский федерализм
5. Государственные органы.
Местное самоуправление.
Рекомендации по подготовке
Конституционное право Индии складывалось не только под влиянием конституционного права Великобритании, но и на основе заимствования и творческого приспособления к индийским условиям институтов конституционного права США, Веймарской Республики в Германии, Японии, СССР и ряда других стран.
Конституция Индии 1949 г. – самая объемная писаная конституция мира. Следует проанализировать ее структуру и содержание, выяснить за счет чего достигнут такой значительный объем, в чем состоят ее существенные особенности по сравнению с конституциями других стран.
Анализируя конституционный статус человека и гражданина в Индии, необходимо учитывать, что права «рассыпаны» по разным частям, а части имеют разное правовое значение: одни рассматриваются как пожелания, другие защищаются в судебном порядке. Следует также обратить внимание на разницу в правовом статусе граждан и иностранцев, а также на выделение особой категории «враждебных иностранцев». В условиях Индии имеет особое значение конституционное закрепление принципа равноправия, осуществление которого должна закрепить целая система гарантий. С другой стороны, в социальной структуре населения важную роль играет кастовая принадлежность человека, в зависимости от чего определяется его реальный статус.
Важнейшей составной частью политической системы Индии является партийная система, наиболее развитая и многообразная по сравнению с системами других стран Азии и Африки. Индийская партийная система отражает сложный национальный, религиозный, кастовый и социальный состав населения страны.
Особенности экономики этой страны предопределяют и наличие таких массовых общественных организаций, как, например, ассоциации мелкой промышленности, объединенные в Федерацию. Следует также обратить внимание на роль профсоюзов.
При создании избирательной системы Индии использован британский опыт. Изучая ее, нужно стремиться выделить элементы уже известной модели и специфические индийские черты. Например, для нее характерно использование прямых и косвенных выборов, сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в представительных органах. Для каких групп населения там резервируются места? Индия достигла своеобразного рекорда по самым крупным по числу избирателей выборами (в 1991 г. – более 315 млн. избирали депутатов в Народную палату).
Индийский парламент состоит из трех частей. Следует знать, из каких именно и с чем связана такая своеобразная структура представительного органа. Нужно внимательно изучить полномочия и порядок деятельности парламента Индии.
Президент Индии избирается по системе единственного передаваемого голоса особой коллегией. Следует обратить внимание на порядок формирования данной коллегии и оценить его положительные и отрицательные стороны. Президент обладает полномочиями, характерными для главы государства при парламентарных формах правления.
Важную роль в практическом осуществлении государственной власти играет Совет министров. Необходимо разобраться, кто формирует данный орган, каков его состав и компетенция.
Изучая судебную систему Индии, сопоставьте ее с британской. Какие имеются черты сходства и различия?
Индийская федерация включает платы и союзные территории. Следует уметь раскрыть статус каждого из видов субъектов федерации, распределение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, гарантии целостности Союза. Особое внимание следует уделить президентскому правлению и институту чрезвычайного положения. Сравните правовое положе:ние штата Индии и США. а систему местной власти с британской. Какие можно сделать выводы из сравнительного анализа?
Вопросы для самоконтроля:
1. В Индии нередко говорят об особом явлении, получившем название министериализма (премьер-министериализма). Что это такое? В связи с чем аожиласъ данная система власти?
Литература:
1. Попов В.В. Россия – Индия. К вопросу о возможности использования опыта индийского конституционного строительства в российских условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. № 4.
Тема 15. Основные черты конституционного права Китая
Лекция – 2часа
Семинарское занятие – 2часа
Вопросы для изучения (обсуждения):