Тема №19. Федеральный законодательный процесс
Задание 1.
1.После рассмотрения Государственной Думой ФС РФ в первом
чтении проекта Земельного кодекса он был направлен в субъекты РФ.
Большинство субъектов РФ высказалось против принятия кодекса в
данной редакции, и предложили свои поправки. Однако Государственная Дума приняла Земельный кодекс без учета мнения субъектов РФ.
В соответствии со ст.119 Регламента Государственной Думы Федерального собрания РФ " Постановление Государственной Думы о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации, при этом в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам их ведения, а в случае принятия в первом чтении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации ". По условиям задачи Дума выполнила данное требование, при этом субъекты предложили свои поправки. В соответствии с гл. 13 Регламента Государственной Думы Федерального собрания РФ поправки к законопроекту обобщаются ответственным комитетом. Таблицы поправок вместе с законопроектом ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы, который, в свою очередь, принимает решение о дате рассмотрения во втором чтении Государственной Думой подготовленных документов. Решение о принятии поправок к проекту ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы. Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов, они считаются отклоненными. Таким образом, поправки, предложенные субъектами, могли быть отклонены при голосовании в Государственной Думе.
2. В Совет Федерации поступил принятый Государственной Думой Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». Поскольку в течение 14 дней Совет Федерации его не рассмотрел, Председатель Совета Федерации принял решение направить его как одобренный Советом Федерации в пассивной форме Президенту РФ. Президент РФ отказался подписать данный за
кон.
ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии со ст 106 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Таким образом, Председатель Совета Федерации, отправивший данный закон Президенту как одобренный в пассивной форме поступил неправомерно, а Президент РФ, отказавшийся подписать данный законопроект, - правомерно.
Задание 2.
Каково соотношение законодательного процесса и законодательных процедур?
"Законодательный процесс " и " законодательная процедура " являются достаточно близкими понятиями, однако между ними можно провести различие. Термин "процесс" – это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, а "процедура"- порядок рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных действий. Таким образом, понятие "законодательный процесс" отражает последовательное совершение ряда действий, постадийный характер развития деятельности компетентных органов по внесению и обсуждению законопроектов, принятию, подписанию и обнародованию законов.
Категория же "процедура" фиксирует упорядоченность последовательных действий, составляющих содержание процесса. В частности, понятие " законодательная процедура " акцентирует внимание на нормативной упорядоченности указанной деятельности, ее организационно-процедурных формах, которые выражаются в регламентированном правовом порядке совершения правотворческих операций.
1. Депутат Государственной Думы неоднократно не являлся на заседания законодательного органа. Председатель Государственной Думы вынес предупреждение указанному депутату о том, что в случае следующей неявки на заседание он поставит вопрос о досрочном прекращении полномочий данного депутата. Проанализируйте ситуацию со ссылками на соответствующие законы и Регламент Государственной Думы.
В соответствии с ст. 44 Регламента Государственной Думы Федерального собрания РФ " Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат Государственной Думы обязан информировать Председателя Государственной Думы и руководителя соответствующей фракции. Уважительными причинами отсутствия депутата Государственной Думы на заседании Государственной Думы являются направление в командировку по распоряжению Председателя Государственной Думы или Первого заместителя Председателя Государственной Думы, участие в выполнении поручений Государственной Думы и Совета Государственной Думы, исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы." Т.е. со стороны депутата налицо нарушение Регламента. Но Председатель, тем не менее, поступает не правомерно, предупреждая о том, что будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата. Т.к. в Федерального закона от 08.05.1994 г. №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Гос. Думы Федерального собрания РФ" перечислены случаи, при которых возможно досрочное прекращение полномочий, а нарушение Регламента в данный перечень не входит.
2. К депутату Государственной Думы обратился один из избирателей с просьбой провести депутатское расследование по факту невыплаты данному избирателю заработной платы по месту работы в установленные сроки. Депутат обратился с письменным предложением включить указанный вопрос в повестке очередного заседания Государственной Думы. Однако председатель Государственной Думыотказал ему. Правомерен ли его отказ?
Отказ Председателя Государственной Думы правомерен.
Депутатские расследования могут проводиться в случаях:
- выяснения причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших человеческие жертвы и (или) нанесших значительный материальный ущерб;
- выяснения причин и обстоятельств конфликтов, имеющих общественную значимость. Невыплата избирателю заработной платы по месту работы не является событием, имеющим особую общественную значимость, следовательно, депутатское расследование по данному вопросу не могло быть проведено.
Депутат должен был сообщить о факте невыплаты заработной платы в Государственную инспекцию труда.
Задание 2.Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе соей позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям. Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должны быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя их своих убеждений в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятельность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.