Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
Виды депутатских мандатов можно подразделить на два типа: свободный и императивный. В подавляющем большинстве стран депутаты имеют так называемый свободный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа (тем более если они избраны не по округам, а по общегосударственным партийным спискам), и потому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими.
В случае же, если депутат может быть отозван избирателями при невыполнении их наказов, считается, что он обладает императивным мандатом. (В.Е.Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Юристъ, 1997. С. 242-246.)
Депутатские полномочия и формы их реализации
К наиболее распространенным полномочиям депутатов относятся следующие: право депутата участвовать в работе законодательного (представительного) органа, его комиссий, других органов; право свободно выступать и голосовать; обладание правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства или субъекта федеративного государства на заседании законодательного органа или вне его (путем устного или письменного обращения); право на получение первоочередного ответа от должностных лиц и внеочередной прием у них.
Принципы правового статуса депутата законодательного органа власти. Депутатский индемнитет и иммунитет. Гарантии деятельности депутата
Правовая природа (принципы) правового статуса депутата заключается в том, что совокупность гарантий осуществления полномочий депутата обусловлена тем, что он является публично-правовым лицом. Последнее обстоятельство обусловило включение в правовой статус депутата двух значимых элементов – депутатского иммунитета и депутатского индемнитета. Под депутатским иммунитетом (неприкосновенностью) традиционно понимают совокупность определенных юрисдикционных изъятий в угловно-процессуальном и административном праве в отношении депутата (невозможность задержания, возможность от дачи свидетельских показаний, невозможность привлечения к уголовной ответственности и т.д.), обусловленных его правовым статусом. Под депутатским индемнитетом традиционно понимается невозможность привлечения депутата к ответственности за высказанную им политическую позицию, а во втором значении этого термина – вознаграждение депутата за осуществляемую им деятельность.
Сроки полномочий депутатов, порядок их досрочного прекращения
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет Срок полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата по предусмотренным в законе основаниям или роспуском Государственной Думы.
Особенности правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Особенности правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ
Особенности правового статуса депутата Государственной Думы и Члена Совета Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 5 июля 1999 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и конкретизированы в Регламентах палат Федерального собрания.
Особенности правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются как федеральным законодательством (Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и др.), так и конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.