Гласность и открытость выборов, альтернативность выборов
Выборы органов государственной власти и местного самоуправления должны осуществляться гласно и открыто – это неотъемлемый признак развитого демократического государства. Цель такой открытости состоит в необходимости обеспечения возможности общественного контроля за подготовкой и проведением выборов. Данный контроль предусматривает определенные способы его осуществления.
Гласность и открытость являются универсальными принципами организации и проведения выборов. Обеспечивающие реализацию данных принципов нормы закреплены федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации и местным законодательством. Указанные принципы означают открытость и гласность избирательного процесса для всех его участников - кандидатов, избирательных объединений и блоков, избирателей. В мировой практике разработаны и реализуются различные институты, при помощи которых обеспечивается гласность и открытость выборов. К числу таковых относится, например, институт наблюдателей, которые следят за легитимностью проведения выборов. Законодательством предусмотрено положение о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, предусмотрена обязательная официальная публикация полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.
Принцип альтернативности выборов также имеет огромное значение в организации и проведении выборов. Этот принцип как бы «растворен» в законодательной материи Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22.06.2002 г. № 67-ФЗ, в ст.ст. 38, 39 которого предусматривается участие в выборах нескольких кандидатов.
Принцип альтернативности выборов выступает определенным условием легитимности выборов в целом, определения законности их результатов. Сам термин «альтернативность выборов» был впервые употреблен в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной Думы. Конституционный Суд признал альтернативность в качестве важнейшего условия свободных выборов, обеспечивающего избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления.
3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов, обычно входят в структуру исполнительной власти, обладая лишь функциональной независимостью. В Российской Федерации полномочия по подготовке и проведению выборов возложены на избирательные комиссии [Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», глава IV]. Несмотря на участие в формировании избирательных комиссий политических партий, избирательные комиссии являются государственными, а не общественными органами. Совокупность избирательных комиссий составляет систему, с подчинением нижестоящих комиссий вышестоящим. Возглавляет эту систему Центральная избирательная комиссия РФ, формируемая двумя палатами федерального парламента и Президентом. Большинство избирательных комиссий, как и Центризбирком, работают на постоянной основе, однако две категории комиссий – окружные и участковые формируются ad hoc – для проведения выборов в определенный орган государственной власти или местного самоуправления. Иерархия избирательных комиссий отражается в порядке их формирования (все избирательные комиссии ниже избирательных комиссий субъектов РФ формируются вышестоящими) и контроле вышестоящих комиссий за решениями нижестоящих, включает возможность отмены решений последних. Состав избирательных комиссий формируется из членов с правом решающего голоса. Помимо них, в работе комиссий могут принимать участие члены с правом совещательного голоса (в комиссиях любого уровня) и наблюдатели (в участковых комиссиях). Статус всех трех категорий определяется законом. Избирательные комиссии обладают полномочиями по организации избирательного процесса (обеспечивают необходимую документацию, регистрируют кандидатов, контролируют соблюдение требований законодательства при проведении избирательной кампании, организуют помещения для голосования и т.д.), а вышестоящие избирательные комиссии – также полномочиями по методическому руководству и контролю за нижестоящими. В настоящее время закон предусматривает ответственность состава избирательных комиссий в форме его расформирования. |