Ограничения свободы передвижения
Право на свободу передвижения человека в своей основе носит неотъемлемый характер. Индивидуальная свобода человека предполагает невозможность незаконного насильственного вмешательства государства в частные стороны жизни человека, а также гарантирует их охрану (ч.1 ст. 21 Конституции РФ). При этом ограничения права на свободу передвижения человека и гражданина правомерны и допустимы в исключительных случаях, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц, должны определяться только федеральным законом (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Ограничения права на свободу передвижения должны быть соразмерными, то есть они должны соответствовать преследуемой в законе цели и соблюдать баланс между интересами общества и требованием защиты индивидуальных прав других лиц.
В любом случае, ограничение права на свободу передвижения граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно или незаконно находящихся на территории государства, не может затрагивать сущности права на свободу передвижения человека и гражданина, заключающегося в его практической осуществимости (ст. 2 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова).
Как правило, степень или количество ограничений права на свободное передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государства больше, чем для граждан данного государства. Однако определенные категории граждан РФ также могут быть ограничены в праве на свободу передвижения, как по территории страны, так и при выезде за ее пределы (ст. 15 ФЗ № 114). Более широкая свобода усмотрения признается за государством, когда речь идет о лицах со специальным статусом, который предполагает определенные ограничения в осуществлении права на свободу передвижения отдельных категорий граждан РФ (военнослужащие, лица на законных основаниях содержащихся в местах лишения свободы и т.д.), так называемый специальный режим ограничений (См., напр.: П. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова).
Чрезвычайный режим ограничений права на свободу передвижения человека и гражданина прямо предусмотрен ст. 56 Конституции РФ, и принятыми в развитие этой нормы Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». При этом Конституцией установлено, что в условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов их действия.
Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст.8 Закона ФЗ № 5242-1). Основания ограничения права на свободу передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах РФ значительно шире, и их перечень носит открытый характер (ст. 11 ФЗ № 114-ФЗ, ст. 5 ФЗ № 109-ФЗ).
В ведении Российской Федерации находится регулирование (включая установление ограничений прав и свобод) и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в» ст. 71 Конституции РФ), к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится лишь защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно субъекты РФ не должны самостоятельно устанавливать ограничения права на свободу передвижения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иначе перераспределение предусмотренных ст. 71 Конституции РФ предметов ведения РФ означало бы нарушение конституционного строя и основ правового статуса личности в РФ и противоречило бы Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы).
Поскольку защита права на свободу передвижения человека происходит с применением как внутригосударственных, так и международно-правовых средств, то граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут в случае нарушения их права на свободу передвижения пользоваться как внутригосударственными, так и международно-правовыми средствами защиты.