Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
Конституция обладает рядом социальных и юридических свойств. Социальные свойства (черты) конституции позволяют определить ее специфику, как социального феномена, и общественную значимость, а юридические свойства конституции указывают на ее отличия от ординарных законов.
Основными социальными свойствами конституции являются легитимность, стабильность и реальность.
Легитимность конституции определяется возможностью народа воспринять конституционные ценности, принципы и нормы, понимать их значение и оценить, т.е. определить свое отношение (положительное или отрицательное) к ним.
Легитимность конституции непосредственно связана с процессом ее принятия. Данные процесс должен развиваться открыто и гласно, посредством продолжительных публичных обсуждений проекта (проектов) Основного закона. Широкое обсуждение указанного проекта способствует информированию населения о намечаемой конституционной реформе, причинах и основаниях принятия конституции, существе предлагаемых изменений. Кроме того, в ходе обсуждения выявляется отношение широких слоев населения к задаваемым перспективам конституционного развития, обоснуется актуальность и социальная значимость предлагаемых конституционных преобразований.
Легитимность конституции определяется также соблюдением установленного порядка принятия Основного закона, а, если данный порядок не установлен в действующих нормативных источниках права, то в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами, которые предполагают референдумные процедуры принятия конституции либо созыв учредительного органа, уполномоченного выработать и принять Основной закон от имени народа.
Так, Конституция Российской Федерации 1993 года в связи с политической анархией сентября – декабря 1993 года и отсутствием установленного порядка принятия Основного закона была вынесена на референдум. Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает как референдумный порядок своего пересмотра, так и порядок принятия учредительным органом – Конституционным Собранием.
Легитимность предполагает не только необходимость точного соблюдения порядка принятия конституции, но и наличие соответствующих условий для ее принятия. Очевидно, что принятие Основного закона в период военного, чрезвычайного положения, государственного переворота, узурпации власти влечет за собой порок воли субъекта учредительной власти – народа. В этом случае формальное соблюдение демократических процедур и провозглашение факта принятия конституции не способствует легитимации и признанию ее социальной ценности.
Легитимность конституции обеспечивается механизмами ее охраны и реализации. Следует отметить, что легитимация конституции осуществляется и в ходе ее реализации и применения.
Стабильность конституции заключается в неизменности и постоянстве правовых принципов и основополагающих правовых норм, содержащихся в основном законе.
Стабильность конституции является необходимым условием правопорядка и устойчивости политической системы общества. Частая смена конституций оказывает разрушительное воздействие на общественные отношения, препятствует становлению конституционных обыкновений, правовых рефлексов поведения, а механизмы охраны и обеспечения реализации конституции оказываются неразвернутыми.
Особенно важна стабильность конституции рожденной в результате революционных событий, поскольку постоянно сохраняется угроза насильственного изменения конституционного строя.
Вместе с тем отмена действующей конституции и принятие новой не всегда может быть связана со значительными изменениями в общественно-политической сфере жизнедеятельности социума, предопределяющими изменение конституционных ценностей, принципов и норм.
Так, систематическое обновление советских конституций было связано не с изменениями государственного и общественного строя, а производилось целенаправленно, по заранее заданному плану и было связано исключительно политическим усмотрением элиты коммунистической партии. В отличие от этих основных законов принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было связано со значительными изменениями в общественной жизни страны, признанием в государственных декларациях России новых конституционных ценностей и принципов, учреждением на референдуме и законодательным закреплением новых конституционных институтов и сопровождалось острым идейно-политическим противостоянием различных политических сил.
Стабильность конституции является условием поступательного развития общества. В этом смысле стабильность ни в коем случае не следует отождествлять со стагнацией. Стабильностью конституции обеспечивается единство принципов и основополагающих правил осуществления публичной власти, реализации прав и свобод личности, что способствует актуализации личности в обществе, интенсивному развитию экономики, мирному, в рамках права, разрешению социальных, политических конфликтов.
Кроме того, стабильностью конституции гарантируется единство государственно-организованного общества. Конституция, имеющая длительную историю и обеспечившая динамичное развитие общества может стать частью национального мышления и национального самосознания (например, конституция США).
Реальность конституции определяется соответствием фактически развивающихся общественных отношений принципам, нормам и «духу» Основного закона. Указанным свойством определяется «одушевленность» конституции и генетическая связь, содержащихся в ней идей и ценностей с государственным и общественным строем.
Реальность конституции обозначает ее правовую истинность, объективность. Только в этом качестве конституция обладает социальной ценностью.
Вместе с тем следует отметить, что реальность конституции необходимо рассматривать не только как свойство всей совокупности конституционных ценностей, принципов и норм, текстуально выраженных в Основном законе, но и применительно к отдельным его положениям. Другими словами реальность является, прежде всего, свойством отдельных конституционных установлений. Это отчетливо проявляется в первые годы после принятия конституции, когда многие ее положения еще носят декларативный, целеполагающий характер и только, только задают направления развития новых конституционно-правовых отношений. Реальность конституции определяется процессом воплощения в жизнь ее положений, который во многом зависит от степени обобщенности содержания конституционных установлений, их социальной, политической востребованностью. Приложение усилий для реализации конституционных ценностей, принципов и норм уже есть признак реальности конституции.
Однако не все конституционные положения в одинаковой степени реализованы.
Так, в действующей Конституции Российской Федерации в полной мере реализованы нормы, определяющие правовой статус главы государства, а ряд положений, определяющих компетенцию парламента, правительства, организации судебной власти, не говоря уже о конституционных принципах социального, правового государства, приоритета прав и свобод личности, остаются проблемными. Реальность тех или иных конституционных положений зачастую определяется политическими интересами, соотношением политических сил в обществе, что приводит к гипертрофированному развитию одних конституционных институтов (институт президентства) в ущерб другим (парламентаризм).
Юридическими свойствами конституции являются: верховенство конституции, высшая юридическая сила, особый порядок охраны, особый порядок принятия и изменения.
Юридическое свойство верховенстваопределяет место конституции в иерархии источников права. Конституция располагает на самом высшем уровне правовой системы, существующие правовые явления производны от нее.
Верховенство конституции означает также ее абсолютную несомненную юридическую ценность.
Верховенство конституции указывает на ее абсолютную обязательность. Другими словами не может быть ни одного субъекта права, находящегося за рамками правового воздействия конституции. Даже автор конституции – народ, при осуществлении своей учредительной власти обязан следовать установленному конституционному порядку.
Принцип верховенства конституции получил свое отражение в части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации и указывает на преобладающее положение федеральной конституции по отношению к региональным конституциям (уставам) и учредительным актам местного самоуправления.
Высшая юридическая сила конституции определяет приоритетное значение содержащихся в ней правовых предписаний по отношению к нормам, выраженным в других правовых формах. При коллизии норм конституции и иных правовых норм применению подлежат нормы конституции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Прямое действие конституции является содержательным элементом ее свойства высшей юридической силы. Однако некоторые исследователи выделяют прямое действие конституции в качестве самостоятельного юридического свойства, что не оправданно, поскольку прямое действие конституции уже охватывается ее высшей юридической силой и к тому же не является отличительной особенностью конституции, как разновидности нормативного правового акта. Любой закон, любой нормативный правой акт обладает прямым действием.
Особый порядок охраны конституции является механизмом, гарантирующим ее верховенство и высшую юридическую силу. Специфика охраны конституции характеризуется дополнительными правовыми средствами и государственными институтами ее защиты.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации (статья 80) и уполномочен принимать меры по ее защите, которые, в частности, выражаются в возможности отмены актов Правительства Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации, использование право вето для блокировки возможности принятия неконституционных законов и т.д.
Важным институтом в механизме охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий официальное толкование Конституции и нормоконтроль для обеспечения незыблемости конституционного содержания путем нейтрализации противоречащих Основному закону правовых норм.
Закрепление механизмов особой охраны Конституции не исключает, а дополняет существующие средства обеспечения правопорядка, которые также используются для установления конституционного порядка.
Особый порядок принятия и изменения конституции определяет процедурные отличия конституции от иных законов. Если акты конституционного порядка принимаются с соблюдением тех же условий, которые соблюдаются при принятии обыкновенных законов, то утрачивается разница между конституционными актами и актами законотворчества, а также нейтрализуются свойства верховенства и высшей юридической силы основных законов. Поэтому порядок принятия и изменения конституции должен быть особым, значительно усложненным по сравнению с процедурой принятия иных законодательных правовых актов.
Конституция Российской Федерации устанавливает весьма жесткий порядок своего пересмотра. Ряд ее положений (главы 1, 2, 9) не подлежат изменению и могут быть текстуально преобразованы только при условии принятия новой Конституции, а изменение иных положений, за некоторыми исключениями (статья 65), может быть осуществлено только при соблюдении чрезвычайно сложного порядка, требующего общей консолидации государственно-политических сил.
Предназначение конституции как социального феномена раскрывается в ее следующих основных функциях: учредительной, юридической и аксеалогической.
Учредительная функция конституции заключается в установлении государственного строя и правовой системы, определении основных участников общественных отношений и их правовые состояния, признании базовых правовых ценностей.
Конституцией Российской Федерации 1993 года учреждена обновленная государственность России, определяемая как демократическая, республиканская, федеративная, правовая, социальная и пр. (глава 1); определен правовой статус личности (глава 2); установлены основные правовые формы выражения федеральной государственной власти; создан новый уровень публичной власти – местное самоуправление, осуществляемое автономно по отношению к государству и т.д.
Юридическая функция конституцииопределяется ее правовыми свойствами и заключается в регулировании и правовой охране базовых длящихся и постоянно развивающихся общественных отношений.
Конституцией Российской Федерации регулируются и получают особую конституционную правовую охрану разнородные общественные отношения, возникающие по поводу организации и осуществления публичной власти, реализации прав и свобод человека и гражданина. Эти отношения носят всеобъемлющий характер и возникают во всех сферах общественной жизни: социальной, экономической политической, культурной, духовной. Их упорядочение и правовая охрана является условием для возникновения и развития конкретных правовых отношений, в которых получают свою реализацию потребности и интересы субъектов права. Именно поэтому Конституция Российской Федерации своим юридическим содержанием охватывает все возможные области и группы общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Пределы юридического воздействия Конституции Российской Федерации на общественные отношения тождественны пределам правового регулирования, а сила ее регулятивного воздействия сопоставима потенциалом всей правовой системы. При этом необходимо понимать, что обозначенные характеристики Конституции Российской Федерации не распространяются на отрасль конституционного права, регулирующую, как и другие отрасли российского права, однородную группу общественных отношений.
Аксеалогическая функция конституции заключается в закреплении на самом высшем правовом уровне основных общественных ценностей, оказывающих воздействие общественное и индивидуальное сознание и определяющих правовую культуру в обществе.
В Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие социальные ценности как права и свободы человека, государственное единство и суверенитет, гражданский мир и согласие в обществе, справедливость, законность, благополучие и процветание России и т.д. При этом высшей ценностью признается человек, его права и свободы (статья 2).
В научной литературе указываются и иные функции конституции.
Так, в зависимости от сферы регулятивного воздействия конституции выделяют политическую (внешнеполитическую), экономическую, социальную, культурно-духовную функции. Кроме того, обозначаются идеологическая и организаторская функции конституции. Не вдаваясь в теоретический спор относительно выделения тех или иных функций, отметим, что многие из них производны от трех основных выше рассмотренных функций и являются их частными проявлениями, обнаруживаемыми при изучении конституции под тем или иным углом.
§ 6. Особенности структуры и содержания Конституции
Российской Федерации
Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после ее официального опубликования. Структурными элементами Конституции Российской Федерации являются преамбула, два раздела, 9 глав и 137 статей.
В преамбуле Конституции Российской Федерации определяется субъект учредительной власти в Российской Федерации – многонациональный народ, констатируется его волеизъявление по принятию Конституции, и закрепляются основные конституционные ценности. В преамбуле задается дух и предназначение Основного закона, определяются социальные предпосылки его принятия. Преамбула задает ценностные критерии для понимания других конституционных положений.
Раздел первый Конституции Российской Федерации является ее основной частью и состоит из девяти глав.
В первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» закрепляются основополагающие конституционные принципы: демократического, федеративного, правового, социального, светского государства, республиканской формы правления, народовластия, приоритета прав и свобод личности и др. Содержание положений основ конституционного строя столь объемно, что сопоставимо с самой Конституцией, именно поэтому в литературе данная глава характеризуется как «конституция в конституции». В других главах Конституции положения «Основ конституционного строя» получают свое развитие и конкретизацию.
В главе второй Конституции российской Федерации «права и свободы человека и гражданина» раскрывается содержание принципа приоритета прав и свобод человека и определяется правовой статус личности. В положениях указанной главы получили выражение принципы правового статуса личности, основные права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации и осуществления, способы защиты.
С учетом сложной природы российского государства, состоящего из множества субъектов федерации, третья глава Конституции Российской Федерации посвящена федеративному устройству России. В ней определяется перечень и правовой статус субъектов Российской Федерации, территориальная организация федеральной государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регламентация системы органов государственной власти осуществляется в нескольких последующих главах, посвященных отдельным государственным институтам, в следующей последовательности: Президент Российской Федерации (глава четвертая), Федеральное Собрание Российской Федерации (глава пятая), Правительство Российской Федерации (глава шестая), судебная власть (глава седьмая).
Восьмая глава Конституции Российской Федерации посвящена качественно иному, по сравнению с государственной властью, виду публичной власти – местному самоуправлению, осуществляемых по Конституции российской Федерации в поселениях и иных территориях самостоятельно и независимо от государственных органов в интересах местного населения.
Глава девятая Конституции Российской Федерации «Конституционные поправки и пересмотр конституции» посвящена процедурным вопросам принятия новой конституции, внесения поправок в действующую конституцию и изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации.
Раздел второй Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» является временной составляющей Конституции, если не текстуально, то определенно по своему содержанию, поскольку содержит положения регламентирующие общественные отношения в переходного периода. Уже сейчас можно отметить, что ряд предписания данного раздела Конституции Российской Федерации исчерпали свой регулятивный потенциал, связанный с выполнением определенных конституционных условий.