Источники и система конституционного права
Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие, как правило, нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.
Эти акты обладают различной юридической силой, которая определяется статусом государственного органа его издавшего и формой данного акта. Иными словами, неодинаковой юридической силой обладают не только правовые акты различных органов, но и правовые акты одного и того же органа. Их иерархия определена в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 г.
В качестве источников конституционного права Республики Беларусь выступают:
· Конституция (и конституционные законы);
· международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь;
· законы (программные, кодексы, обычные);
· декреты Президента Республики Беларусь;
· указы Президента Республики Беларусь;
· постановления палат Национального собрания;
· постановления Совета Министров;
· нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
· решения органов местного управления и самоуправления.
Следует иметь в виду, что указанные акты могут выступать и в качестве источников других отраслей права. К примеру, тот или иной Закон может быть источником административного права, не являясь при этом источником конституционного права. То есть, в качестве источника конституционного права может выступать только тот нормативный акт, который содержит конституционно-правовые нормы.
Среди источников важнейшее место занимает Конститу-
ция – Основной Закон государства, который имеет наивысшую юридическую силу. Свое название конституционное право получило именно от этого источника. Вместе с тем, как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой отрасли права используется и иной термин – «государственное право». Кстати, в период существования СССР этот термин был единственным, а с провозглашением Республики Беларусь суверенным государством все чаще стал применяться термин «конституционное право», который сегодня стал, по сути, общепризнанным. Вместе с тем, следует отметить, что между рассматриваемыми терминами нет существенной разницы и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии – «государственное право».
В литературе можно встретить и иные точки зрения по вопросу соотношения конституционного и государственного права. Так, германский конституционалист К.Хессе полагает, что, поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает и основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), то конституционное право более объемнее, чем право государственное, которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства.
В современных условиях большинство правоведов в странах СНГ склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом усматривается своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.
Учитывая, что Конституция является основным источником конституционного права и имеет особое значение, она заслуживает отдельного изучения и ей будет посвящена отдельная тема.
Вопрос о сущности и видах конституционных законов толкуется в литературе не однозначно. Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст.140 Конституции к конституционным законам относятся:
· законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
· законы о введении в действие Конституции и законов о внесении в нее изменений и дополнений;
· акты о толковании Конституции.
Все эти акты, как и Конституция, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента, т.е. квалифицированное большинство голосов, а не простое, как при принятии обычных законов.
Принятие конституционных законов возможно, но не обязательно, т.е. принятие их в Конституции предусмотрено в абстрактной форме - они могут быть, но их может и не быть. Они принимаются только тогда, когда возникает осознание их необходимости, т.е. возникает потребность изменения каких-то очень существенных общественных отношений.
Источниками конституционного права могут являться также соответствующие международные договоры и соглашения, заключаемые Республикой Беларусь с другими суверенными государствами. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция Республики Беларусь (ст.8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
За международными договорами по юридической силе следуют программные законы. Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст.104 Конституции в качестве таковых выступают:
· законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
· законы о военной доктрине Республики Беларусь.
Данные законы, как и Конституция, и конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Парламента.
В литературе выделяются и органические законы. В Конституции Беларуси этот вид законов не предусмотрен. Но в ряде стран (Франция и др.) принятие органических законов прямо предусмотрено конституцией. Суть этих законов состоит в том, что они дополняют Конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Они являются как бы продолжением организма Конституции, отсюда и их название. В Республике Беларусь к таковым неформально можно отнести, например, Закон «О Совете министров», Закон «О гражданстве». Наличие этих законов предусматривается соответственно статьями 108 и 10 Конституции. Однако эти законы принимаются в обычном порядке, каких-либо дополнительных требований не требуется. Поэтому в нашей республике подобные законы рассматриваются как обычные, регулирующие отдельные вопросы государственной или общественной жизни.