ВОПРОС№26. Общая характеристика института прав и свобод человека
1. Общее понятие прав и свобод человека ц их конституционное закрепление
2. Международно-правовой базис прав и свобод человека
3. Механизм правовой защиты прав и свобод
4. Ограничение прав и свобод человека
1. Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.
Права и свободы человека - один из главных элементов предмета регулирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, - центральный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой конституции - нахождение баланса между властью и правами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Наоборот, чрезмерная сила государства (присущая обычно странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в "винтик" государственной машины. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству оставить ровно столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.
2. Международно-правовой базис прав и свобод составляют такие важнейшие документы:
ü Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
ü Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
ü Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
ü Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (Римская конвенция);
ü Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (конвенция против пыток);
ü Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
ü Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года (Хельсинский акт);
ü конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).
Существуют также иные международно-правовые акты.
Значение данных актов в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, которые выработаны мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире осталось не много государств, которые не соблюдают общепризнанные международные правила в сфере защиты прав и свобод. Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Часть государств приводит свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами, а в некоторых странах (например, в России) международные акты (в том числе в области прав и свобод человека)
непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имею прямое действие.
3. Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но имеханизм правовой защиты данныхправ свобод.
Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:
ü Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);
ü Европейский суд по правам человека;
ü иные учреждения. В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:
ü конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ) судебными органами (судами общей юрисдикции);
ü органами исполнительной власти (в административном порядке);
ü дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;
ü путем законной самозащиты человеком своих прав.
В некоторых государствах (в частности, западноевропейских) данньн механизм дополнен органами:
ü административной юстиции (рассматривают споры между гражданам! и органами государственной власти и управления);
ü трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычай ното положения и др.) возможноограничение прав и свобод человекаПо общему правилу, конституции демократических государств точно i исчерпывающе формулируют основания подобных ограничений. Дан' ное требование - наличие строгих оснований ограничения прав и сво бод - содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).
Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека со' держит Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быт1 ограничены только в шести случаях:
ü защиты основ конституционного строя;
ü нравственности;
ü здоровья;
ü прав и законных интересов других лиц;
ü обеспечения обороны страны;
ü государственной безопасности.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие:! или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных Конституцией, может осуществляться только на основании федеральных законов. Такими законами являются:
ü Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ;
ü Федеральный закон "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (в ред. от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ);
ü Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 20 марта 2001 года № 26-ФЗ);
ü Федеральный закон "О внутренних войсках МВД Российской Федерации" от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ (в ред. от 20 июня 2000 года № 83-ФЗ);
ü Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ (в ред. от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ);
ü некоторые другие федеральные законы.
Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ), ограничивающие права и свободы человека, издаваться не могут. Типичными формами ограничения прав и свобод являются:
ü особый режим въезда в РФ и выезда из нее;
ü ограничение свободы передвижения внутри страны;
ü запрещение уличных шествий и демонстраций;
ü ограничение свободы печати;
ü введение комендантского часа;
ü нарушение неприкосновенности жилища;
ü аудиовизуальная слежка;
ü прослушивание телефонных переговоров;
ü просмотр корреспонденции;
ü досмотр транспортных средств;
ü задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления;
ü содержание под стражей.