ВОПРОС№16. Двухпалатная структура парламента РФ
1. Мировая практика разделения парламентана две палаты
2. Основные черты двухпалатной структуры
парламента Российской Федерации
1)Двухпалатная структура парламента характерна для стран с устойчивыми демократическими традициями, а также для федераций. Например, подобную структуру парламента имеют такие страны, как США, ФРГ, Бразилия, Франция, Великобритания, Италия, Япония и др.
Целями разделения парламента на две палаты являются:
ü обеспечение равновесия между интересами страны в целом и ее регионами;
ü консолидация федераций;
ü профессионализация деятельности парламента, "разделение труда";
ü воспрепятствование радикализму (одна палата сдерживает другую);
ü усиление стабильности в обществе.
Обычно одна из палат (которую часто называют "нижней") выражает интересы народа в целом, например, Палата Представителей в США, Палата Общин в Великобритании, Национальное Собрание во Франции.
Другая палата ("верхняя", в большинстве стран - Сенат) выражает интересы составных частей государства.
2)Парламент РФ состоит из двух палат -Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом и играет роль "нижней палаты" (распространенный термин, хотя не закреплен в Конституции официально). Она состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.
Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и играет роль "верхней палаты". Данная палата формируется по должностному принципу из глав законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации (по 2 от каждого субъекта). Представители от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются членами Совета федерации Федерального Собрания РФ.
Совет Федерации, являясь субъектом права законодательной инициативы, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.
Совет Федерации, согласно его Регламенту, утвержденному Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33 - СФ, действует на постоянной основе.
ВОПРОС№17 Порядок образования парламента РФ
1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы
2. Особенности формирования Совета Федерации
Право избирать (активное избирательное право) ибыть избранным (пассивное избирательное право) в Государственную Думу ФС РФ имеют граждане РФ, достигшие, соответственно, 18 и 21 года, за исключением:
а) лиц, признанных судом недееспособными;
б) лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда.
В настоящее время иных ограничений как активного, так и пассивного избирательного права для граждан РФ не существует.
Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ назначает Президент РФ не ранее, чем за 5, но не позднее чем за 4 месяца до истечения полномочий Государственной Думы прежнего созыва, а организуют Центральная избирательная комиссия (ЦИК), ее органы, на местах, органы исполнительной власти субъектов РФ. Если Президент не назначает выборы в этот срок, их проводит ЦИК в 1-ое или 2-ое воскресенье месяца, следующего за тем, в который истекают полномочия ГД ФС РФ.
Выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, 225 депутатов избираются от округов с примерно равным числом избирателей и наличию минимум одного округа в субъекте РФ. 225 депутатов избираются по общефедеральному округу (по партийным спискам).
Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 25% избирателей. Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем остальные кандидаты, при условии, что "против всех" кандидатов не подано больше всего голосов (в одномандатных округах).
По федеральному округу:
если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, эти списки допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются;
ü если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов, до того как общее число голосов избирателей, поданных за списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей;
ü если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов, а остальные федеральные списки получили менее 5 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов.
2. Членом Совета Федерации может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией, активным и пассивным избирательным правом.
Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Федерального Собрания РФ" установлен порядок формирования Совета Федерации ФС РФ путем вхождения двух представителей от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) на срок его полномочий. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ 'О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в.ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 9-ФЗ) полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в случаях:
а) утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации;
в) признания недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;
г) признания безвестно отсутствующими либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
д) смерти члена Совета Федерации;
е) призыва на военную службу с его согласия.