Законодательная процедура в парламенте РФ
Законодательный процесс связанный с принятием ФЗ.
В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс
нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы
принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам
гос. власти S-в РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему
Арбитражному Суду РФ.
Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др.
законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б.
внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.
2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.
3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством
голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов
ГД.
4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ.
Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14
дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ
считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от
общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не
был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед.
налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии,
ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).
5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную
комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит
повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ
считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней
редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ
уже не передается для рассмотрения в СФ.
6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней
направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в
течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.
7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного
вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в
установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном
рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным
большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он
подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и
обнародованию (без права вето).
8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.
Законодательный процесс, связанный с ФКЗ.
Особенности принятия ФКЗ:
1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам
предусмотренным К.
2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов
СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.
3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию
Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).
4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.
Порядок опубликования и вступления в силу ФКЗ и ФЗ.
В соответствии с К. и ФЗ № 5 1994 г. - Законодательный процесс завершается
опубликованием и вступлением в силу ФКЗ и ФЗ. Неопубликованные законы не
применяются. Датой принятия ФЗ считается день принятия его ГД в
окончательной редакции; датой принятия ФКЗ считается день его одобрения
обеими палатами ФС. ФКЗ и ФЗ подлежат офиц. опубликованию в течение 7 дней
после дня их подписания Президентом. Официальным опубликованием считается
первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании
законодательства РФ".
ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10
дней после дня их офиц. опубликования, если самими законами не установлен
другой порядок вступления в силу. При публикации ФКЗ и ФЗ указывается
название закона, дата его принятия (одобрения) ГД и СФ, должностное лицо,
его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
ФКЗ и ФЗ, ~ были изменены или дополнены, м.б. повторно офиц. опубликованы в
полном объеме.
Виды ФЗ, подлежащих обязательному рассмотрению в СФ.
Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД ФЗ по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии;
- ратификации и денонсации международных договоров РФ;
- статуса и защиты государственной границы РФ;
- войны и мира.