Тема 10. Президент Российской Федерации
Вопросы для обсуждения
1 . Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации.
2. Требования к кандидату на должность Президента Российской Федерации. Порядок избрания и вступления в должность Президента России.
3. Полномочия Президента Российской Федерации.
4. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
Темы сообщений:
1 . Конституционно-правовой статус Администрации Президента
Российской Федерации.
2. Статус полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и федеральных органах государственной власти.
3. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, структура, полномочия.
4. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Методические рекомендации
При изучении первого вопроса требуется уяснить:
- становление института президентства в Российской Федерации;
- основные направления деятельности Президента России, его место и роль в механизме российской государственности.
При рассмотрении второго вопроса уяснить:
- конституционные требования к кандидату на должность Президента Российской Федерации;
- законодательное регулирование назначения выборов, порядка избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
При изучении третьего вопроса уяснить:
- полномочия Президента России по формированию и руководству органами исполнительной власти;
- полномочия Президента России во взаимоотношениях с Федеральным Собранием;
- полномочия Президента России по формированию органов судебной власти;
- полномочия Президента России в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;
- полномочия Президента России в сфере внешней политики и международных отношений;
- полномочия Президента России во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При изучении четвёртого вопроса уяснить:
- общие основания прекращения исполнения полномочий Президента России;
- порядок прекращения исполнения полномочий Президента России в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
- процедуру отрешения Президента России от должности.
Вопросы для самоконтроля:
1 . Назовите основные функции Президента России в механизме Российской государственности.
2. Дайте характеристику республиканской формы правления в Российской Федерации.
3. Является ли юридически и фактически Президент России главой исполнительной власти в Российской Федерации?
4. В чём проявляются полномочия Президента России по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти?
5. Изложите процедуру отрешения Президента Российской Федерации от должности.
Литература для подготовки к семинару
Нормативно- правовые акты
1. О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 года// САПП. 1994. №8. Ст. 587; РГ. 2000. 6 мая.
2. Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. // РГ. 2000. 25 апреля.
3. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. // СЗ
4. РФ. 2000. №20. Ст. 2112; №26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001. №6. Ст.551; РГ. 2004. 8 апреля.
5. О толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. // РГ. 2000. 21 июля.
6. О Государственном совете Российской Федерации. Указ Президента
16.Шмавонян Г.А. Президентская власть и разделение властей в полупрезидентской республике: опыт Армении // Государство и право. 2000. №1. С. 87-97.
17.Якубов А.Е. Отрешение президента от должности и уголовное право // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. №5. С. 51-53.
Тема 11. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации
Вопросы для обсуждения
1 . Федеральное Собрание Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.
2. Структура Федерального Собрания и порядок формирования его палат.
3. Руководящие органы палат Федерального Собрания: порядок избрания, полномочия.
4. Полномочия и акты палат Федерального Собрания.
5. Законодательный процесс в Федеральном Собрании.
6. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
Темы сообщений:
1.Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2.Депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания России.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса изучить:
-характеристику Федерального Собрания как федерального законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации;
- место Федерального Собрания в системе органов государственной
власти России;
- конституционно-правовые основы взаимодействия Федерального Собрания с иными федеральными органами государственной власти России.
При подготовке второго вопроса семинара изучить:
- состав и структуру Федерального Собрания;
- порядок формирования палат Федерального Собрания;
- организационно-правовые формы работы палат Федерального Собрания.
При подготовке третьего вопроса изучить:
- порядок формирования руководящих органов палат Федерального
Собрания;
-полномочия руководящих органов палат Федерального Собрания;
- статус комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.
При подготовке четвертого вопроса изучить:
-полномочия палат Федерального Собрания (ст.ст. 102 и 103 Конституции России);
- акты, принимаемые палатами Федерального Собрания, их характеристику;
При подготовке пятого вопроса изучить:
- характеристику субъектов права законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России);
При подготовке шестого вопроса изучить:
- основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания России;
-порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Решение Задач
Задача 1.
102 депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ выступили с инициативой о внесении изменений в Конституцию РФ 1993 г. Предлагалось п. «л» из ст. 72 Конституции исключить и вопросы кадров судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат отнести к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). За данное предложение проголосовало 320 депутатов Государственной Думы и 140 членов Совета Федерации. Через 8 дней Закон был подписан Президентом РФ и опубликован в «Российской газете».
Допущены ли нарушения Конституции РФ в решении, изложенном в условиях данной задачи? Каков порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации?
Задача 2.
Депутатами Государственной Думы второго созыва 22 сентября 1999 г. было рассмотрено четыре проекта законов о поправках к Конституции РФ, из них один, о парламентском контроле, был одобрен.
Каковы должны быть дальнейшие действия депутатов, инициировавших рассмотрение проекта Закона РФ «О поправках к статье 103 Конституции РФ (о парламентском контроле)»?
Может ли Государственная Дума Федерального Собрания РФ повторно вернуться к рассмотрению проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, отклоненных в первом чтении?
Задача 3.
Для принятия поправок к гл. 3-8 ст. 136 Конституции РФ предусмотрен порядок, аналогичный порядку принятия Федерального конституционного закона.
Какова должна быть правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ?
Задача 4.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ приняли Федеральный закон «О ратификации международного договора» и передали его на рассмотрение Совета Федерации. По истечении 14 дней данный вопрос Советом Федерации не был рассмотрен. Тогда у депутатов Государственной Думы возникли разногласия: часть из них утверждали, что в соответствии с п. 4 ст. 105 Конституции РФ Закон принят, другие возражали т.к. для принятия закона согласно ст. 106 Конституции РФ требуется его одобрение в Совете Федерации в обязательном порядке.
Кто из депутатов прав? Кто имеет право давать обязательное толкование конституционных норм? Какое решение должно быть принято по данному вопросу?
Задача 5.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ обсуждали проект Федерального закона «О ратификации международного договора». В ходе обсуждения выяснилось, что положения международного договора противоречат ряду статей Конституции РФ.
Допустима ли ратификация международного договора, содержащего положения, требующие изменения отдельных конституционных норм?
Какое решение могут принять депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ?
Задача 6.
На пленарном заседании Государственной Думы депутатом В. был совершен ряд умышленных противоправных действий хулиганского характера, выразившихся в грубом и циничном оскорблении других депутатов, представителя Президента РФ в Государственной Думе, а также в угрозах причинения вреда их здоровью, включая руководящий состав палаты парламента. В результате этих действий депутата В. была сорвана работа пленарного заседания Государственной Думы.
Какую ответственность должен нести депутат В.? Будут ли законными возбуждение административного или уголовного дела в отношении депутата В. и дальнейшее его производство без лишения В. депутатской неприкосновенности?
Каков порядок лишения неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ?
Вопросы для самоконтроля:
1 . Определите основные функции Федерального Собрания в государственном механизме Российской Федерации.
2. Раскройте порядок формирования и структуру Государственной Думы.
3. Назовите особенности формирования Совета Федерации и его внутреннюю структуру.
4. Назовите предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
5. В чём заключаются отличительные черты федеральных конституционных и федеральных законов?
6. Вправе ли Президент России отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон?
7. Назовите порядок преодоления вето Президента России в отношении федеральных законов.
8. Назовите порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов.
Литература для подготовки к семинару
Нормативно- правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 8 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74; 1999. №28. Ст. 3466; 2004. №17. Ст. 1588; РГ. 2004. 31 августа.
3. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации. ФЗ от 14 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801; 1999. №43. Ст. 5124.
4. О Счётной палате Российской Федерации. ФЗ от 11 января 1995 т.Н ' СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167; 2004. №33. Ст. 3370; РГ. 2004. 3 декабря.
5. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 5 августа 2000 г,// СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3336; РГ. 2004. 21 декабря.
6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. ФЗ от 18 мая 2005 г. // РГ. 2005. 24 мая (вступает в силу с 7 декабря 2006 г.).
Учебная литература
1. Авакьян С.А. Размышления о статусе депутата Федерального Собрания // Российская Федерация. 1994. №2. С. 58-59.
2. Алексеев Г.А. Законодательный почин по русскому государственному праву. СПб., 1913.
3.Амеллер М. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира. М., 1967.
4. Булаков О.Н. Развитие структуры верхних палат парламентов: российская практика и мировой опыт // Законодательство и экономика. 2004. №3.
5.Бутылкин В.Н., Гробец В.Д. Парламент Российской Федерации // Государство и право. 1999. №1. С. 120-121.