Предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации.
Вопросы к экзамену по «Конституционному праву»
Предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации.
Конституционно-правовые нормы, их особенности. Классификация и структура конституционно-правовых норм.
Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Следует оговорить, что понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы - в Конституции РФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний.
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ,
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
классификации конституционно-правовых норм. 1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту.
2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма,
3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).
4) по характеру предписания. различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы.
Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д.
Понятие и сущность Конституции РФ. Содержание Конституции РФ. Юридические свойства Конституции РФ. Верховенство Конституции РФ на территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ. Прямое действие Конституции РФ. Легитимность Конституции РФ. Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ. Особая охрана Конституции РФ. Толкование Конституции РФ.
Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).
Конституция:
· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
· обладает высшей юридической силой;
· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
· является базой для текущего законодательства.
Содержание Конституции РФ.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
· Преамбула
· Раздел первый
o Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
o Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
o Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
o Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
o Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
o Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
o Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
o Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
o Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)
· Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.
1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.
4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.
Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
Общая характеристика основ конституционного строя РФ: человек, его права и свободы как высшая ценность; государственный суверенитет; верховенство права; народовластие; идеологическое многообразие; разделение властей; республиканская форма правления; федерализм; социальный и светский характер государства; многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.
Политические основы конституционного строя РФ
1. Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.
2. Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
3. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.
4. Республиканская форма правления.
5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью.
6. Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
7. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.
8. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Понятие, классификация и источники основных прав и свобод человека и гражданина. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы.
5 сентября 1991 г. в СССР появился по существу первый официальный документ, посвященный правам человека – Декларация прав и свобод человека. В апреле 1992 г. положения этого документа были внесены в текст российской Конституции.
Провозглашение прав человека предполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества – на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются властью. Отсюда-провозглашение в Декларации естественных, неотчуждаемых и священных прав человека дает членам общества критерии оценки действий законодательной и исполнительной власти, вооружает граждан простыми и бесспорными принципами, опираясь на которые их требования будут всегда обращены на поддержание Конституции и всеобщего счастья. Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с " общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.
К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.
Классификация основных прав и свобод личности. Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:
1)личные;2) политические;3) экономические, социальные и культурные.
Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на объединение, проведение собраний, митингов, демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.
Конституция 1993 года, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень. К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и др.
Конституционное закрепление обязанностей. Система гарантий прав и Защита конституционных прав и свобод. Государственная защита прав и свобод. Институт уполномоченного по правам человека в РФ. Способы самозащиты прав граждан. Международно-правовые формы защиты основных прав и свобод.
Конституционно-правовые гарантииправ и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами.
Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.
Институт уполномоченного по правам человека в РФ.В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.
Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного по правам человека в соответствующем субъекте РФ.
Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой ФС РФ.
Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти РФ и субъектов РФ и должностным лицам.
Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции Уполномоченного по правам человека в РФ или в субъекте РФ.
Уполномоченный по правам человека для осуществления своей деятельности формирует аппарат Уполномоченного по правам человека. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия Уполномоченный по правам человека.
В пределах своей компетенцииУполномоченный по правам человека в РФ: 1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; 3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; 4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уполномоченный по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например: 1) направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления этих прав и свобод; 2) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; 3) направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 4) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. п.
Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.
Принципы гражданства РФ.
Это основополагающие идеи, начала, выраженные и закрепленные в КПН, на основании ~ существует и развивается институт гражд-ва и регулирования соответствующих отношений в данной сфере (Конституция РФ (ст. 6, 61, 63), Декларация прав и свобод человека РФ, ФЗ РФ о гражданстве РФ (гл. 1); м/н политич. акты.
· Каждый человек имеет право на гражданство РФ.
· Гражданство РФ приобрет-ся и прекращ-ся только в соотв-вии с ФЗ о гражданстве.
· Гражданство РФ явл-ся единым и равным, независимо от основания его приобретения (либо от рождения, либо от признания, либо от восстановления все равны, например, в США такого рав-ва нет => если мы не от рождения американец, то мы не м.б. Президентом США).
· Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обяз-ти, предусмотренные Конституцией РФ.
· Гражданин РФ не м.б. лишен своего гражданства или права на изменение его.
· Гражданин РФ не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др. гос-ву.
· РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровит-во за его пределами.
· Гражданин РФ м. иметь двойное гражданство, однако только в соотв-вии с ФЗ РФ и м/н договором.
· Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обяз-ть наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ РФ и м/н договорами РФ.
Избирательное право - подотрасль государственного права РФ, предмет и метод избирательного права. Система избирательного права в РФ. Общая характеристика избирательного законодательства. Принципы избирательного права. Избирательные правоотношения, их субъекты.
Избират. право в объективном смысле - один из КП институтов. Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме.
Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- президент). Различного рода ограничения устанавливает ФЗ № 124 от 19.09.97 "Об осн. гарантиях избират. прав и прав на участие в референдуме РФ". Источники избират. права: Все источники КП в ~ содерж-ся избират. нормы. Два уровня избират. законодат. а) Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов на фед. уровне. Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации. б) Закон-во субъектов, касающееся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его терр-рии местного самоупр-я.1) К РФ (ст. 3, 32, 81, 92, 102, 111, 84, 96, 97, 117 и др.) 2) ФЗ №124 (см. выше) 19.09.1997. Противоречие: т.к. этот закон не явл-ся конституционным, а в К. не закреплены цензы на проживание избирающихся людей, то => … Например: Лебедь смог избраться и т.д., т.е. этот з-н не признают. 3) ФЗ №76 "О выборах Президента РФ" 4) ФЗ №90 "О выборах депутатов Гос. Думы РФ" от 09.06.1995. 5) ФКЗ №2, 1995 "О референдуме РФ". 6) ФЗ №138 23.11.96 "Об обеспечении Конституцией прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления". 7) обл.з-он "О референд." 94 г.,8) обл. з-он "О выборах губерн." 94 г.9) "О выборах депут. законодат. собран. Св. обл." 95 г.
Основы теории государственного устройства. Административно-территориальное деление России. Общая характеристика России как федерации, построенной по национально-территориальному принципу. Состояние и перспективы развития российского федерализма: принципы российского федерализма; нормативно-правовая база российского федерализма.
28. Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Принцип государственной целостности и единства системы органов государственной власти. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Принципы и порядок реализации полномочий по предметам совместного ведения. Порядок заключения договоров и соглашений. Автономия в РФ.
Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие народов России(их проживает свыше 170 на территории РФ).
РФ гарантирует права и свободы коренных и малочисленных народов России.
Принцип равноправия народов включает в себя права народов на: 1) самоопределение; 2) использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности; 3) сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; 4) получение поддержки со стороны РФ, в ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития РФ.
Права народов России тесно связаны с правами каждого гражданина РФ: 1) на пользование родным языком; 2) свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; 3) исповедания любой религии; 4) права быть защищенным от дискриминации по национальному признаку.
Самоопределениенародов РФ предполагает право национальных меньшинств РФ образовывать национальные общины, но только в пределах России.
РФ является суверенным и целостным государством, выход из ее состава по волеизъявлению субъектов РФ не допускается ни в каком случае, поэтому, если народность России желает выйти из состава РФ, это является незаконным и нарушает принцип территориальной целостности России.
Самоопределение может быть выражено в форме: 1) изменения статуса субъектов РФ (например, какой– либо субъект РФ может выделиться из состава другого субъекта РФ в порядке самоопределения народа России); 2) принятия в состав РФ иностранного государства или его части в качестве нового субъекта РФ; 3) образования в составе РФ нового субъекта РФ.
Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России.
РФ является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.
Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 89.
Принципы федеративного устройства РФ:
1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.
Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.
Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.
Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.
Единая система органов государственной властиозначает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).
Разграничение предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.
Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народовявляется одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.
Автономная область и автономный округв составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах рФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и с другими субъектами РФ, в состав которых он входит.
Черты правового статусаавтономного округа (области): 1) конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта рФ и статуса самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ; 3) автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.
Органы государственной власти: понятие, признаки и виды. Конституционные принципы построения и деятельности государственных органов: приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, разделение властей, законность.
Понятие государственного органа
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий
(совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Среди государственных органов различают:
а) еди<