Правовой статус общественных объединений в РФ
Согласно ст.8 ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение (добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование), созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых созданы, и соответствующую этим целям.
Высший руководящий орган общественной организации – съезд (конференция) или общее собрание.
Постоянно действующий руководящий орган общественной организации - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
Общественная организация — основанное на членстве объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическое общественное объединение — общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Религиозные объединения — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями).
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых они созданы или для достижения уставных целей.
Конституционно-правовой механизм регулирования организации и деятельности общественных объединений представлен в виде следующих составляющих: 1) механизм создания общественных объединений любой организационно-правовой формы или отказ от создания общественных объединений. Принуждение запрещено. Равные основания осуществления регистрации уставов, равные основания отказа в регистрации и прекращение деятельности общественных объединений; 2) механизм невмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и невмешательства объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц; 3) механизм осуществления внутриорганизационной деятельности («право внутриорганизационной автономии»); 4) механизм образования союзов (ассоциаций) общественных объединений; 5) механизм вступления общественных объединений в международные связи и международные неправительственные объединения; 6) механизм реализации целей и интересов общественных объединений. Недопущение злоупотреблений свободой объединения; 7) механизм контроля и надзора за деятельностью общественных объединений; 8) механизм защиты нарушенных прав общественных объединений; 9) механизм равной ответственности общественных объединений за нарушение законодательства.
Социальная ценность конституционно-правового механизма регулирования организации и деятельности общественных объединений, предполагающего регламентированные нормами права процедуры и определенную дискрецию исполнительно-распорядительных и судебных органов власти, заключается в том, что подобный механизм в значительной мере обеспечивает упреждение возможности неконституционных форм социальной активности граждан. Преимущества конституционно-правового механизма ответственности и контроля в системе основных направлений деятельности общественных объединений особенно рельефно проявляются в деятельности народного представительства и конституционного правосудия современной России.
Партии, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации1)
Согласно информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 15 августа 2009 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:
1) Единая Россия;
2) Коммунистическая партия Российской Федерации;
3) Либерально-демократическая партия России;
4) Патриоты России;
5) Российская объединённая демократическая партия «Яблоко»;
6) Справедливая Россия;
7) Правое дело.
Осенью 2008 года несколько партий объявили о прекращении своего существования:
- 25 сентября Партия социальной справедливости приняла решение о роспуске.
- 15 ноября съезды «Гражданской силы», Демократической партии России и «Союза правых сил» проголосовали за роспуск своих партий. Роспуск партии «Союза правых сил» будет оспариваться в суде сторонниками сохранения партии. 21 января 2009 года ликвидация была признана законной. Взамен этих партий сформирована партия Правое дело.
В 2009 году прекратили свое существование 7 партий[6]:
- 12 января — «Российская экологическая партия «Зелёные»;
- 12 января — «Народный Союз»;
- 21 января — Аграрная партия России;
- 11 февраля — Российская партия Мира и Единства;
- 30 марта — СПС;
- 30 марта — Партия социальной справедливости;
- 2 апреля — Гражданская сила.
25 июня 2009 года Политическая партия «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» приняла решение сократить свое название до «Справедливая Россия».