Представительное правление также невозможно, если народ имеет недостаток, а именно, крайняя пассивность и готовность подчинить её тирании.
Конституционный статус главы государства, прежде всего, предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется, прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ); приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).
Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
В этом качестве Президент РФ решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.
В формулировке ч. 2 ст. 80 Конституции РФ о том, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, заложена функция Президента как верховного гаранта соблюдения и обеспечения этих прав и свобод всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами прав человека.
Полномочия Президента в данной сфере выражаются в различных формах. Президент наделен неограниченными правами в области законодательной инициативы, позволяющей ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации конституционных положений, касающихся прав и свобод. Президент также использует право вето.
Указы Президента РФ приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов РФ, но не отменяют их. Данное конституционное полномочие Президента распространяется на акты президентов республик, глав правительств, руководителей администраций субъектов РФ и губернаторов. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также как глава государства Президент РФ имеет право отменить акты Правительства в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента.
Таким образом, у Президента имеется существенное средство поддержания конституционности и законности в стране, соблюдения связывающих Россию договорных и обычных норм международного права, обеспечения уважения прав и свобод человека.
Но вместе с тем Президент РФ не вправе приостанавливать или отменять действие законов субъектов РФ, поскольку это было бы вмешательством в деятельность законодательной и судебной власти. Кроме того, действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ может приостанавливаться Президентом только до решения данного вопроса соответствующим судом и в связи с этим ограничиваться во времени. Тем самым действия Президента не носят характер окончательного вердикта.
Если акты самого Президента РФ будут посягать на конституционные права и свободы человека, то их можно оспорить в Конституционном Суде, однако отрешению от должности при этом Президент подлежать не будет. По предложению некоторых ученых необходимо устранить данный пробел: нуждается в уточнении правовой статус Президента РФ «как должностного лица, действия которого можно оспаривать в общем суде».Часть 2 ст. 80 Конституции РФ предусматривает, что Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Охранять суверенитет России означает обеспечивать его распространение на всю территорию государства.
В силу своей значимости охрана суверенитета неразрывно связана с деятельностью всех ветвей государственной власти, но Президент наделяется в этой области особыми полномочиями. Именно ему предоставлено право принимать единоличные оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. К ним относятся такие, как введение военного или чрезвычайного положения, принятие отставки у Правительства РФ.
В этой области, согласно Конституции, Президент действует в строго установленном порядке, т.е. он предпринимает не любые действия, а только те, которые вписываются в пределы его полномочий В том случае, если данные действия по объективным причинам не детализированы в ст. 83—89 Конституции, Президент исходит из общего принципа разделения властей.
Важнейшим направлением внешней политики является дипломатическая деятельность самого Президента. К ней следует отнести официальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, встречи глав государств, дипломатическую переписку. Вслед за обычной международной практикой ч. 4 ст. 80 Конституции России определяет, что Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Выступая от имени Российской Федерации, Президент предстает как субъект международных отношений. Это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении.
Президент может также выполнять и другие представительские функции, соответствующие его рангу, в том числе вести переговоры как внутри страны, так и за ее рубежом. Президент вправе подписывать международные договоры РФ, участвовать в переговорах от имени РФ или поручать это уполномоченным должностным лицам.
Президент РФ назначает выборы депутатов Государственной Думы также и в том случае, если Дума была распущена. Данные выборы проходят в сроки и в порядке, предусмотренные Конституцией РФ.
Центральная избирательная комиссия имеет право назначать выборы только в том случае, если этого не сделал Президент.
Конституция РФ предусматривает, что Президент также имеет право в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, распускать Государственную Думу. Это полномочие Президента является по своему значению исключительным.
Конституция РФ предусматривает несколько случаев, когда Президент может это сделать:
- во-первых, если Дума трижды отклоняет кандидатуру на должность Председателя Правительства (ч. 3 ст. 111);
- во-вторых, когда Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117);
- в-третьих, если Государственная Дума откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней Председателем Правительства (ч. 4 ст. 117);
В двух последних случаях альтернативой роспуску Думы служит решение Президента об отставке Правительства РФ.
Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции РФ ( ч. 3 ст. 109).
Конституция не допускает роспуска Государственной Думы также в том случае, если Думой выдвинуто обвинение против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 3, 4, 5 ст. 109).
Таким образом, право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным.
7 Лекция 7 Политические партии и общественные объединенияПлан лекции7.1 Политический плюрализм. Этапы развития в России7.2 Понятие – политическая партия7.3 Правовой статус общественных объединений в РФ
7.4 Партии, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации
7.1 Политический плюрализм. Этапы развития в РоссииПонятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот1). Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный) - один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из аристотелева определения, что "люди по природе своей социальные существа" и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки. В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой плюралистической демократии, в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия. Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов. Политический плюрализм - осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит. Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества. Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как бы дважды представлены - выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората. Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а - отрицательная частица, nomos - закон, то есть аномия - отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество. Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.В России можно выделить несколько этапов формирования политических партий и общественных объединений.
1 Первый этап (1985-1987 гг.) — возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
2 Второй этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
3 Третий этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций. 7.2 Понятие – политическая партияПолитическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; 2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных организаций.История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским» путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений.Среди функций политических партий выделяют:1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы; 2) социального представительства — каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе; 3) социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;4) политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программ;6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.Таким образом, партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. В Конституции Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.