Представительное правление также невозможно, если народ имеет недостаток, а именно, крайняя пассивность и готовность подчинить её тирании.

Сущность демократии - представительство всех, без него нет настоящей демократии, а есть только её вывеска. Неминуемо возникает вопрос: Реальна ли демократия, провозглашённая в Конституции РФ.Самые основные слабости представительного правления:1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов от рядовых граждан;3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от неё граждан;6) широкие возможности политического манипулирования, принятие неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти;7) основные звенья механизма представительного правления: избиратель парламент правительство- премьер- министр или президент принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости изменить волю граждан;8) неизбежный перекос интересов депутатов в сторону столицы и другие. 6.2.2 Институты непосредственной демократии Конституция Российской Федерации, закрепив по­ложение о том, что носителем суверенитета и един­ственным источником власти является многонациональ­ный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и сво­бодные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ). Данное положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.Говоря о видах форм прямой демократии можно выделить:1) референдум;2) выборы;3) народная правотворческая инициатива;4) участие в управлении делами общества через партии и общественные объединения.Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конститу­ции РФ как форма реализации права граждан на уча­стие в управлении делами государства.Референдум проводится на всей территории России, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референду­ма голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений и убеждений или отказу от них.В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособ­ным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:1) изменения статуса субъектов Российской Феде­рации;2) досрочного прекращения или продления полно­мочий Президента Российской Федерации, Совета Фе­дерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;3) принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обяза­тельств государства;4) введения, изменения и отмены федеральных на­логов и сборов, а также освобождения от их уплаты;5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обес­печению здоровья и безопасности населения;6) амнистии и помилования.Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные га­рантии их реализации.Федеральный закон устанавливает обстоятельства, исключающие проведение референдума: условия военно­го или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.Субъектами права инициативы проведения ре­ферендума являются: не менее двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов из них; Конституционное Собрание в случае, предусмот­ренном ст.135 п.3 Конституции Российской Федерации (по вопросу принятия Конституции РФ).Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в федеральных органах госу­дарственной власти и зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведе­нии референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы.Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство ее членов, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве указываются: фор­мулировка вопроса для вынесения на референдум; субъ­екты Российской Федерации для сбора подписей; дан­ные о членах инициативной группы и лицах, уполно­моченных действовать от имени группы.Основанием для отказа в регистрации инициатив­ной группы может быть только нарушение ею положе­ний Конституции Российской Федерации и закона о ре­ферендуме.Назначение референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации. До принятия реше­ния в течение десяти дней со дня поступления к нему материалов Президент РФ направляет их в Конституци­онный Суд РФ с запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд в течение ме­сяца направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.В случае признания Конституционным Судом со­блюдения всех требований Президент Российской Феде­рации обязан назначить референдум не позднее дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения Суда все проце­дуры прекращаются.В указе о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех меся­цев со дня опубликования указа.Руководство проведением референдума Российской Федерации осуществляют:1) Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации;2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;3) территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;4) участковые комиссии по проведению референду­ма. Агитация по вопросам, вынесенным на рефе­рендум. Граждане Российской Федерации, обществен­ные объединения вправе в любых допускаемых законом формах беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.Не допускается пропаганда или агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду.Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: федеральным органам власти, органам субъектов Российской Федерации местного самоуправления, а также их должностным ли­цам при исполнении служебных обязанностей; воинским частям, учреждениям и организациям; благотворитель­ным организациям и религиозным объединениям; чле­нам избирательных комиссий и комиссий по референ­думу.Голосование и определение результатов рефе­рендума. В законе регламентируется порядок оборудо­вания помещений для голосования, требования к бюллетеню для голосования и порядок его заполнения. На всех участках референдума, в том числе за пределами территории Российской Федерации, голосование прово­дится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до прове­дения референдума.Голосование осуществляется лично. На участках референдума обеспечиваются все условия для соблюде­ния тайны голосования, для обеспечения возможности проголосовать каждому, имеющему право участия в ре­ферендуме. Контроль за соблюдением порядка в поме­щении для голосования возлагается на председателя участковой комиссии.Подсчет голосов проводится непосредственно чле­нами участковой комиссии. В протоколы по итогам го­лосования, составляемые участковой комиссией, вносят­ся следующие данные: число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участ­ку; число бюллетеней, полученных участковой комис­сией; число выданных открепительных удостоверений и предъявленных на участке; число бюллетеней, выдан­ных на участке для голосования; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; число недействительных бюллетеней; число голосов, поданных «за» и «против». Протоколы участковых комиссий направляются в территориальную комиссию, где составляется протокол об итогах голосо­вания по соответствующей территории. В свою очередь, на основании этих протоколов устанавливаются итоги голосования на территории субъекта Федерации, а затем по протоколам комиссий субъектов определяются ре­зультаты референдума на территории Российской Фе­дерации.Принятое решение по итогам голосования подле­жит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения результатов. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является обще­обязательным и не нуждается в дополнительном утвер­ждении. Оно может быть отменено или изменено не ина­че как путем принятия решения на новом референдуме.Выборы и их значение в аспекте непосредственного и представительного правленияВыборы есть акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своим представителям: - Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам права на осуществление своей власти.Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловило то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. 6.2.3 Президент в системе представительной демократии



Конституционный статус главы государства, прежде всего, предпо­лагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключе­вой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется, пре­жде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); принимать меры по охране суверенитета России, ее независимо­сти и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ); при­останавливать действие актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федераль­ным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В этом качестве Президент РФ решает вопросы российского граж­данства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почет­ные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие спе­циальные звания, осуществляет помилование.

В формулировке ч. 2 ст. 80 Конституции РФ о том, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина, заложена функция Президента как верховного гаранта соблюде­ния и обеспечения этих прав и свобод всеми ветвями власти, всеми ор­ганами государственной власти Российской Федерации, их должност­ными лицами прав человека.

Полномочия Президента в данной сфере выражаются в различных формах. Президент наделен неограниченными правами в области за­конодательной инициативы, позволяющей ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации конституционных положений, касающихся прав и свобод. Президент также использует право вето.

Указы Президента РФ приостанавливают применение актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ, но не отменяют их. Данное конституционное полномочие Президента распространяется на акты президентов республик, глав правительств, руководителей админист­раций субъектов РФ и губернаторов. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также как глава государства Прези­дент РФ имеет право отменить акты Правительства в случаях их проти­воречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези­дента.

Таким образом, у Президента имеется существенное средство под­держания конституционности и законности в стране, соблюдения свя­зывающих Россию договорных и обычных норм международного пра­ва, обеспечения уважения прав и свобод человека.

Но вместе с тем Президент РФ не вправе приостанавливать или от­менять действие законов субъектов РФ, поскольку это было бы вмеша­тельством в деятельность законодательной и судебной власти. Кроме того, действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ мо­жет приостанавливаться Президентом только до решения данного во­проса соответствующим судом и в связи с этим ограничиваться во вре­мени. Тем самым действия Президента не носят характер окончатель­ного вердикта.

Если акты самого Президента РФ будут посягать на конституцион­ные права и свободы человека, то их можно оспорить в Конституцион­ном Суде, однако отрешению от должности при этом Президент под­лежать не будет. По предложению некоторых ученых необходимо устранить данный пробел: нуждается в уточнении правовой статус Президента РФ «как должностного лица, действия которого можно ос­паривать в общем суде».

Часть 2 ст. 80 Конституции РФ предусматривает, что Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носите­лем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Охранять суверенитет России означает обеспечивать его распространение на всю территорию государства.

В силу своей значимости охрана суверенитета неразрывно связана с деятельностью всех ветвей государственной власти, но Президент на­деляется в этой области особыми полномочиями. Именно ему предос­тавлено право принимать единоличные оперативные решения, вы­званные экстраординарными обстоятельствами. К ним относятся та­кие, как введение военного или чрезвычайного положения, принятие отставки у Правительства РФ.

В этой области, согласно Конституции, Президент действует в строго установленном порядке, т.е. он предпринимает не любые действия, а только те, которые вписываются в пределы его полномочий В том случае, если данные действия по объективным причинам не де­тализированы в ст. 83—89 Конституции, Президент исходит из общего принципа разделения властей.

Важнейшим направлением внешней политики является диплома­тическая деятельность самого Президента. К ней следует отнести офи­циальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, встречи глав государств, дипломати­ческую переписку. Вслед за обычной международной практикой ч. 4 ст. 80 Конституции России определяет, что Президент как глава госу­дарства представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях. Выступая от имени Российской Федерации, Президент предста­ет как субъект международных отношений. Это означает, что его заяв­ления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении.

Президент может также выполнять и другие представительские функции, соответствующие его рангу, в том числе вести переговоры как внутри страны, так и за ее рубежом. Президент вправе подписывать международные договоры РФ, участвовать в переговорах от имени РФ или поручать это уполномоченным должностным лицам.

Президент РФ назначает выборы депутатов Государственной Думы также и в том случае, если Дума была распущена. Данные выборы про­ходят в сроки и в порядке, предусмотренные Конституцией РФ.

Центральная избирательная комиссия имеет право назначать вы­боры только в том случае, если этого не сделал Президент.

Конституция РФ предусматривает, что Президент также имеет пра­во в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, распускать Государственную Думу. Это полномочие Президента является по сво­ему значению исключительным.

Конституция РФ предусматривает несколько случаев, когда Прези­дент может это сделать:

- во-первых, если Дума трижды отклоняет кандидатуру на должность Председателя Правительства (ч. 3 ст. 111);

- во-вторых, когда Дума в течение трех месяцев повторно выразит не­доверие Правительству (ч. 3 ст. 117);

- в-третьих, если Государственная Дума откажет в доверии Прави­тельству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней Пред­седателем Правительства (ч. 4 ст. 117);

В двух последних случаях альтернативой роспуску Думы служит ре­шение Президента об отставке Правительства РФ.

Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в те­чение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Кон­ституции РФ ( ч. 3 ст. 109).

Конституция не допускает роспуска Государственной Думы также в том случае, если Думой выдвинуто обвинение против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период во­енного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 3, 4, 5 ст. 109).

Таким образом, право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным.

7 Лекция 7 Политические партии и общественные объединенияПлан лекции7.1 Политический плюрализм. Этапы развития в России7.2 Понятие – политическая партия

7.3 Правовой статус общественных объединений в РФ

7.4 Партии, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации

7.1 Политический плюрализм. Этапы развития в РоссииПонятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот1). Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный) - один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации. Плюралисты исходят из аристотелева определения, что "люди по природе своей социальные существа" и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки. В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений. В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой плюралистической демократии, в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия. Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов. Политический плюрализм - осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит. Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным. Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества. Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как бы дважды представлены - выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората. Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а - отрицательная частица, nomos - закон, то есть аномия - отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество. Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.

В России можно выделить несколько этапов формирования политических партий и общественных объединений.

1 Первый этап (1985-1987 гг.) — возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.

2 Второй этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.

3 Третий этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций. 7.2 Понятие – политическая партияПолитическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; 2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных организаций.История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским» путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений.Среди функций политических партий выделяют:1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы; 2) социального представительства — каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе; 3) социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;4) политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программ;6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.Таким образом, партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. В Конституции Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

Наши рекомендации