Принятие Конституции Российской Федерации

В течение 1990-1992 гг. в действующую Конститу­цию РСФСР J 978 г. внесено в общей сложности более 350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной Конституции был поставлен I Съездом народных депутатов России, тогда же (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная Комиссия. В августе 1990 г. разработана концепция, а в сентябре — первый вариант проекта Конституции в ноябре 1990 г. проект опубликован дли всенародного обсуждения. Обсуж­дение официального проекта Конституции протекало сложно, появи­лись альтернативные проекты. Только в октябре 1991 г официальный проект Конституции был внесен на рассмотрение V Съезда народных депутатов. В марте 1992 г. проект повторно опубликован в печати.

Третий вариант официального проекта Конституции РФ был одобрен Конституционной Комиссией 16 октября 1992 г. Однако по­следующие, особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных депутатов, подтвердив курс на осуществление конституционной реформы, необходимость продолжения работы над проектом НОВОЙ Кон­ституции, одновременно приняли решение (март 1993 г.) выработать проект основных положений новой Конституции, согласован, его с субъектами Федерации и после этого вынести на всероссийский референдум. С подобным ходом развития конституционной реформы не согласился Президент РФ Б.Н. Ельцин. С марта 1993 г. между Пре­зидентом и Верховным Советом резко обострились отношения. Про­веденный по инициативе Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил доверие Президенту и высказался за досрочное переизбра­ние народных депутатов. 29 апреля 1993 г. на заседании Совета глав республик в составе РФ по инициативе Президента РФ решено со­звать Конституционное совещание для разработки согласованного проекта Конституции.

Однако по инициативе Председателя Верховного Совета РФ 7 мая созвано заседание Конституционной Комиссии без ведома ее пред­седателя — Президента РФ, на котором было заявлено, что Консти­туция РФ должна быть принята на Съезде народных депутатов. Это же нашло подтверждение 12 мая на совещании руководителей Сове­тов народных депутатов всех уровней. В этот же день Президент утвердил состав рабочей комиссии по доработке проекта Конститу­ции под своим председательством. В Указе «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» Президент РФ постановил за­вершить работу в срок до 10 июня 1993 г. Основной текст Конститу­ции подготовлен Конституционным совещанием под руководством Президента РФ в июне-июле 1993 г. Но в сентябре-октябре Консти­туционное совещание и рабочая комиссия вновь вынуждены вернуть­ся к одобренному ранее тексту в связи с предложениями субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний период, а также урока­ми октябрьских событий в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем референдума новая Конституция Российской Федерации была при­нята.

Особенную роль в подготовке и принятии новой Конституции России призваны были сыграть такие учреждения, как Конституци­онная комиссия и Конституционное совещание.

Конституционная комиссия — это созданная высшим органом го­сударственной власти из числа представителей всех субъектов Феде­рации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проек­та новой российской Конституции. Такая комиссия создавалась на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. из представите­лей Верховного Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека, рабо­тала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции рассмотрен V Съездом народных депутатов в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию кон­ституционной реформы и основные положения доработанного про­екта. На Конституционную комиссию возлагалась обязанность дог работать проект и представить его на рассмотрение очередного Съез­да народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов - VII, декабрь 1992 г., VIII, март 1993 г., IX, апрель 1993 г. — эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, опубликован. Проект по основным вопросам конституционной реформы расходился с идеологией и взглядами президентской стороны. Проект, в частности, определял правовое положение Верховного Совета, свойственное в большей мере парламентской республике, в силу чего существенно ограничи­вались полномочия главы государства.

Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществле­нии внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Прави­тельства, министров экономики, финансов, внутренних и иностран­ных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся пра­вом определять основные направления внутренней и внешней поли­тики.

Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Полу­чивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент не принял такую копией цию Основного Закона.

Конституционное совещание представляет созванную по инициа­тиве Президента РФ в 1993 г. конференцию представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготов­ки проекта новой Конституции. Конституционное совещание созва­но 5 июня 1993 г. В него входили пять групп представителей: феде­ральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организа­ций, массовых движений и религиозных конфессий; промышленни­ков и предпринимателей. Проект новой Конституции, который пред­ставлен Президентом РФ, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 г. В результате обсуждения проекта внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первона­чального текста. Без изменений остались лишь три статьи.

Наши рекомендации