Внутренняя организация Государственной Думы

Правовым основанием организации и порядка деятельности Государственной Думы является гл. 5 Конституции РФ, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ, утвержденный Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. (в редакции от 22 июня 2001 г.).

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации.

Совет Государственной Думы — коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. К полномочиям Совета Государственной Думы относятся: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.

В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.

Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой, подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума образует комитеты по:

· законодательству;

· государственному строительству;

· труду и социальной политике;

· бюджету и налогам;

· кредитным организациям и финансовым рынкам;

· экономической политике и предпринимательству;

· собственности;

· промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

· энергетике, транспорту и связи;

· обороне;

· безопасности;

· международным делам;

· делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

· делам Федерации и региональной политике;

· вопросам местного самоуправления;

· Регламенту и организации работы Государственной Думы;

· информационной политике;

· охране здоровья и спорту;

· образованию и науке;

· делам женщин, семьи и молодежи;

· аграрным вопросам;

· природным ресурсам и природопользованию;

· экологии;

· делам общественных объединений и религиозных организаций;

· делам национальностей;

· культуре и туризму;

· проблемам Севера и Дальнего Востока;

· делам ветеранов.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. Вотличие от комитетов — постоянно действующих органов палаты, деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.

Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства от депутатских объединений. Численный состав данных органов не может быть менее 12 и более 35 депутатов.

Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Другой формой работы комитетов и комиссий являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

Порядок работы палат Федерального Собрания РФ

Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах:

· законность (легитимность) деятельности парламента;

· постоянная деятельность палат;

· раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);

· открытость работы палат;

· коллегиальность работы палат.

Наши рекомендации