Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного

самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Таким законом является Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Данный закон определяет обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Закон предусматривает два вида обстоятельств введения чрезвычайного положения:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ, который подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения передается на утверждение Совета Федерации, который в срок, не превышающий 72 часов, принимает соответствующее постановление.

В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 дней. Если не отпали обстоятельства для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено указом Президента РФ с соблюдением вышеперечисленных требований.

В законе установлен перечень мер и ограничений, которые может предусматривать указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения. К ним относятся: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка; запрещение проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.); запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдум не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения.

В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе обстоятельств, допускаются: введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет.

Вместе с тем ч. 3 ст. 56 Конституции РФ указывает на перечень прав и свобод человека, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право на неприкосновенность част-

ной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, достоинства личности, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, а также права человека, связанные с осуществлением судебной защиты.

Для осуществления управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ назначается комендант.

Кроме того, на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводится особое управление этой территорией путем создания:

1) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

2) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

В этом случае комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение к руководителю органа особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

При создании временного специального органа управления ему могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При создании федерального органа управления осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

С прекращением периода действия чрезвычайного положения, указы Президента, иные нормативные правовые акты РФ, субъектов Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан и организаций, утрачивают силу без специального о том уведомления.

Наши рекомендации