Особенности партийной и судебной системы Индии
Характерной чертой политической системы Индии является многопартийность. Особенности партийной системы исходят из необычайно пестрого сословного, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Особенно большую роль играют политические партии при выборах парламента и президента, в формировании правительства. Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс. Однако в настоящее время в общественно-политической жизни страны четко просматривается тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему. Более того, справедливо будет сказать, что в настоящее время Индия – это многопартийная страна с преобладающим количеством мелких региональных партий.
Все действующие в этой стране партии подразделяются на национальные, региональные признанные и региональные непризнанные. Реальным влиянием на политической сцене Индии пользуются партии, принадлежащие к первым двум категориям. В стране функционируют 6 национальных, 45 региональных партий, чье влияние ограничено одним или несколькими штатами и более 700 региональных непризнанных партий. При этом критерии для определения статуса той или иной партии довольно условны. Они базируются на итогах ее участия в выборах и в практическом смысле имеют значение только с точки зрения определенных привилегий, как, например, предоставление во время предвыборной кампании времени вещания на национальных теле- и радиоканалах или же присвоение партии определенного избирательного символа.
В соответствии с существующим законодательством за партией закреплялся статус региональной в том случае, если ее кандидаты получили не менее 6% всех действительных голосов на выборах в парламент от округов штата либо в местный законодательный орган. Партия, признанная по этим критериям в четырех и более штатах и союзных территориях, получает статус национальной. Таких партий в Индии шесть: Индийский национальный конгресс, Бхаратия Джаната Парти, Бахуджан Самадж Парти, Национальный Конгресс, Коммунистическую партию Индии и Коммунистическую партию Индии (марксистская).
Партия Индийский национальный конгресс создана в 1885 г. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости. Партия провозгласила собственную концепцию «общества социалистического образца», которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Выступает против религиозно-кастовой и общинной розни, за борьбу с безработицей, бедностью и неграмотностью.
Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости (1947 – 1977 гг.), а также в 1980 – 1989 гг. и 1991 – 1996 гг., с 2004 г. В общей сложности в течение 45 лет из почти 60 лет независимого существования страны. 37 лет премьер-министрами являлись родственники и потомки основателей партии – Мотилала Неру и Махатмы Ганди – Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди.
Другие партии правили в Индии в 1977 – 1980 гг., 1989 – 1991 гг., 1996 – 2004 гг.
В настоящее время влияние в обществе партии Индийский национальный конгресс несколько ослабело, однако на выборах 2004 г. Партия вновь пришла к власти. Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии – Бхарата Джаната парти и партия Джаната Дал.
Бхарата Джаната Парти – крайне правая партия, основана на религиозных идеях, религиозно-общинной основе. Выражает интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев. Стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Выступает за децентрализацию экономической власти в стране, усиление частного сектора. В 1998 г., ведущая индусская партия Бхарата Джаната Парти (БДП), потеснив Индийский Национальный Конгресс и другие центристские и левые партии, пришла к власти, а её представитель Атал Бихари Ваджпаи стал премьер-министром. И сразу же вслед за этим гром ядерных испытаний возвестил миру о появлении новой сверхдержавы. А затем, победив с огромным перевесом на выборах осенью 1999 года, БДП ещё больше упрочила свою власть, однако в 2004 г. проиграла выборы, вновь передав власть Индийскому Национальному конгрессу.
Джаната дал представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса, выступает с критикой правительства, ратует за снижение налогов, повышение пенсий, списания долгов с крестьян, демократизацию внутренней жизни страны.
Существуют и другие партии, менее значимые и немногочисленные по составу. В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.
Судебную систему Индии составляют:
В отличие от других федеративных государств, в Индии существует единая, строго централизованная судебная система. Ее ступени:
суды панчаятов – низшая ступень судебной иерархии, рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;
суды мунсифов, где заседание ведет судья-индус. Эти суды рассматривают только гражданские дела с небольшой ценой иска (от 1000 до 5000 рупий)
дополнительные суды – рассматривают гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на суды мунсифов
окружной судья – рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.
высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов;
Верховный суд – высшая судебная инстанция.
Верховный суд состоит из главного судьи (обычно старейшего по возрасту) и 17 судей. Судьи Верховного суда назначается президентом.
Верховный суд Индии и высшие суды штатов помимо прочего осуществляют конституционный контроль.
Для изменения конституции Индии необходимо простое большинство голосов членов обеих палат парламента, то есть индийская конституция – «гибкая». К настоящему времени индийская конституция содержит более 80 поправок. Изменение ее наиболее важных положений (согласно ст. 368) требует дополнительной ратификации в более чем половине легислатур штатов. В процедуре внесения поправок заметна централистская тенденция: только федеральные власти могут начать и проводить процедуру изменения.